Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Готовить общество к сложным вызовам»

Геннадий ПИВНЯК — об опыте «Днепровской политехники», состоянии и перспективах образования и науки в Украине
20 сентября, 2019 - 10:24

В нынешнем году Национальному техническому университету «Днепровская политехника» исполняется 120 лет. Это один из самых старых и самых авторитетных вузов Днепра и всей Украины. Его монументальные учебные корпуса, которые стоят в наивысшей точке центрального проспекта города, — одна из визиток Днепра, промышленного сердца нашей страны. Высококлассные специалисты, которые учились в этом техническом вузе, сегодня работают не только во многих регионах Украины, но и далеко за ее пределами, практически на всех континентах. Невзирая на свой почтенный возраст, «Днепровская политехника» и сейчас отличается современным и качественным образованием, что, безусловно, привлекает студенческую молодежь. В преддверие юбилея о самом техническом университете, а также о состоянии и перспективах образования и науки в Украине «День» беседовал с ректором «Днепровской политехники», академиком НАН Украины Геннадием Григорьевичем ПИВНЯКОМ.

«В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТОЛЬКО ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ УКРАИНЫ»

— 120 лет — длинная дистанция. Какие достижения вы можете отметить на этом пути и каким видите будущее «Днепровской политехники»?

— Национальный технический университет «Днепровская политехник» был основан в 1899 году, сначала, как Горное училище, а затем как Институт. Его развитие существенно способствовало распространению в Украине инженерного образования и созданию научных школ мирового уровня. В университете в разные времена работали признанные в мире ученые — академики Писаржевский, Динник, Терпигорев, Бродский и другие. Не случайно, именно наш вуз стал научной базой для создания в последующем 20 заведений высшего образования и девяти научно-исследовательских институтов в системе НАН Украины. Образовательная деятельность «Днепровской политехники» всегда базировалась на формировании таких знаний, которые позволяют выпускникам получать новые профессиональные навыки в течение всей жизни и творчески мыслить.

Сегодня «Днепровская политехника» развивается как университет нового типа, способный обеспечивать прорывные изменения в соответствующих областях знаний путем сочетания образования, науки и инноваций. Мы ежегодно имеем высокий спрос среди абитуриентов — университет обеспечивает наибольший в регионе прием на важные для экономики страны технические специальности. Поэтому мы стабильно занимаем престижные места в рейтингах популярности. В 2019 году «Днепровская политехника» заняла 8 место в международном интернет-рейтинге украинских вузов Webometrics-2019. По результатам рейтинга вузов Украины ТОП-200 ЮНЕСКО университет также имеет 8 место, а среди технических университетов — 4 место.

Мы осознаем, что в условиях глобализации только высокое качество образования обеспечит конкурентоспособность университетов Украины. Поэтому наш университет осуществил значительные изменения в подготовке преподавательского состава. Активная политика университета нашла свое воплощение в проектах «Формирование сети экспертов по обеспечению качества высшего образования» и «Новая система аккредитации как средство обеспечения качества и преодоления коррупции в высшем образовании». Лучшие преподаватели прошли подготовку по образцам ведущих заведений высшего образования Европы.

На протяжении последних десятилетий в университете увеличилось также количество научных направлений, по которым проводятся исследования. У нас создаются новые кафедры и привлекается талантливая молодежь. Научные работники университета решают фундаментальные научные проблемы в таких отраслях, как горная, машиностроение, электроэнергетика, геомеханика, геология, строительство, геоинформационные системы, экология, химия, биология, информационные технологии, социальные и гуманитарные науки.

Одним из важных показателей научной деятельности ученых НТУ «Днепровская политехника» является получение в течение последних пяти лет четырех Государственных премий Украины в области науки и техники и четырех премий Президента Украины для молодых ученых. Мы уверенно двигаемся в направлении превращения университета в международно признанный мощный научно-образовательный центр с развитой инфраструктурой, который будет достойно представлять наше государство среди исследовательских университетов Европы.

«В КРАТКОСРОЧНОМ ИЗМЕРЕНИИ НУЖНО СОСРЕДОТОЧИТЬ УСИЛИЯ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

— Какие основные вызовы возникают перед современным техническим образованием в Украине? Как мы должны на них отвечать, по вашему мнению?

— Состояние образования всегда отвечает состоянию развития экономики. Сегодня в мире в целом чувствуется нехватка инженерных кадров. Поддерживая техническое образование, государство может заложить фундаменты для развития собственной экономики в будущем. Обеспечение качества образования и науки в любом университете зависит от материальной базы. У нас, в НТУ «Днепровская политехника», есть достаточное количество лабораторий с современным оборудованием, необходимым для выполнения научных исследований на высоком уровне. Оборудование получено преимущественно за счет международных грантов и предприятий высокотехнологического бизнеса страны. Эти предприятия обеспечивают необходимую практическую подготовку специалистов в формате сетевой системы образования, потому что верят в кадровые возможности университета. Мы это успешно развиваем для всех технических специальностей. В этом — большая перспектива улучшения качества образования.

В Украине наступил этап переосмысления миссии университетов в современном мире. Университеты при поддержке государства должны генерировать новые знания, готовить кадры и предлагать сценарии развития общества, вести научные исследования и внедрять инновации. Одновременно университеты должны научиться работать в открытых системах, готовить общество к сложным вызовам будущего в условиях рисков четвертой промышленной революции

Современное техническое образование находится в своеобразной «точке бифуркации» не только в Украине, но и в мире. В краткосрочном измерении нужно сосредоточить усилия на популяризации технического образования в обществе. Поэтому мы постоянно ищем новые формы и содержание обучения. Но нужно не только реагировать на текущие изменения. Мы пытаемся стратегически сотрудничать с нашими многолетними партнерами-работодателями. Так, компания «Интерпайп» реализовывает совместно с нашим университетом проект «Мехатроника», целевой аудиторией которого являются ученики школ и студенты. Преподаватели «Днепровской политехники» учат их основам программирования технических средств, которые моделируют разнообразные этапы технологических процессов. Как следствие — формирование у слушателей не только алгоритмического мышления, но и знакомство с этапами современного производства. Это и является хорошим примером реагирования на вызовы высшего технического образования.

«ПОКА ЧТО УНИВЕРСИТЕТЫ ОСТАЮТСЯ ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ГОСУДАРСТВА»

— В настоящее время длится реформирование высшей школы. Основное ее задание, как отмечают в профильном министерстве, — повышение качества высшего образования в Украине. Как вы оцениваете уже сделанные МОН шаги и каких шагов ожидаете, чтобы это задание было выполнено?

— Вообще «качество» является ключевым интегральным критерием определения решения потребителя, его отношения к услугам или товару. Миссия образования не исчерпывается только формированием профессиональных признаков будущего специалиста. Профессиональность без общего воспитания, без определения системы ценностей не является самодостаточной характеристикой.  Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования, безусловно, будет играть ключевую роль в формировании образовательной среды. Цель деятельности агентства — это развитие репутационного капитала университетов страны. Наш университет занимает активную позицию в этом проекте.

В современных условиях сетевая форма обучения (дуальная модель образования) обеспечивает всестороннюю подготовку студентов и гармонично совмещает теоретические знания с практикой высокотехнологического производства, сотрудничеством с бизнесом. Кроме того, закон Украины «О высшем образовании» открыл новые возможности для демократизации университетской жизни и развития заведений высшего образования. Однако без финансовой и организационной автономии, по моему мнению, не может состояться качественный рост университетов. Сегодня университеты страны не могут капитализировать свои академические достижения. Нужно изменить некоторые законы и подзаконные акты для достижения реальной финансовой автономии университетов. Следует также усилить законодательное обеспечение государственно-частного партнерства в сфере образования и науки с перспективой привлечения отечественного бизнеса и проектов международного сотрудничества.

А пока университеты остаются полностью зависимыми от государства. Декларативной остается возможность открыть текущие и депозитные банковские счета. Складывается негативная тенденция: предлагаются требования и критерии успешности, но ресурсы не предоставляются, не создаются условия для их получения за счет инновационной деятельности заведений образования.

Еще один важный аспект. Наш опыт доказывает: внешнее независимое оценивание не может быть единственным критерием вступления в заведение высшего образования. Развитые университеты отвечают за качество учебы и определяют развитие отраслей. Поэтому они должны предлагать собственные требования к абитуриентам. Формула распределения государственного заказа нуждается в изменениях в контексте новой модели экономики высшего образования (учет результатов деятельности).

«АБИТУРИЕНТ, КОТОРЫЙ СЕГОДНЯ ПРИХОДИТ В «ДНЕПРОВСКУЮ ПОЛИТЕХНИКУ», — ОЧЕНЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ. НЫНЕШНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕЩЕ И ДИНАМИЧНОЕ И КРЕАТИВНОЕ, ЖЕЛАЕТ ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ. ОНИ ОБРАЗОВАННЫЕ И СВОБОДНЫЕ, ИМЕЮТ БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЛУЧШИЙ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ», — УБЕЖДЕН ГЕННАДИЙ ПИВНЯК

 

Теперь относительно первоочередных шагов в сфере международных отношений. Нужно законодательно снизить налоговое давление на проекты, что выполняются с зарубежными партнерами, упростить растаможивание научного оборудования при пересечении границы, а также при выполнении валютных операций. Но это лишь первые шаги. У нас фактически отсутствуют практики создания венчурных фондов, стартапов и других структур по коммерциализации полученных научных результатов и разработок. Участие университетов в решении этих проблем, безусловно, даст необходимый результат.

«НАША МОЛОДЕЖЬ ВСЕГДА БЫЛА И ОСТАЕТСЯ ТАЛАНТЛИВОЙ»

— Вы работаете в Горном университете (в настоящее время — «Днепровская политехника») с 1963 года, неоднократно переизбирались на должность ректора. По вашим наблюдениям, как за это время изменились молодые люди? Каким является условный портрет вашего студента? И какие в связи с этим появляются новые задания для преподавателя?

— Наша молодежь всегда была и остается талантливой. Абитуриент, который сегодня приходит в «Днепровскую политехнику», — очень целеустремленный. Каждое молодое поколение является своеобразным, имеет свои ценности и свои приоритеты. Нынешнее поколение является еще и динамичным и креативным, желает перемен к лучшему. Могу сказать, что молодые люди замечательные, лучше нас. Они образованы и свободны, имеют больше возможностей и лучший доступ к информации. Открытые и искренние сердцем. Современные студенты могут выехать за границу, могут сравнивать, оценивать и делать выводы. Убежден, что за ними будущее нашего государства. Именно поэтому их нужно уважать и всячески помогать и поддерживать. Это мы осуществляем в нашем университете: активно молодеет преподавательский корпус, ученые, руководящий состав кафедр и факультетов, ректорат. Как результат — новые достижения Днепровской политехники в научной и образовательной деятельности.

«В УКРАИНЕ НАСТУПИЛ ЭТАП ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ»

— Украинские школьники и студенты неоднократно показывали и показывают лучшие результаты многих международных соревнованиях — по математике, химии, робототехнике и тому подобное. Но потом создается впечатление, что они будто «растворяются» в общей массе, то есть качественный общий «прыжок» не происходит. С вашей точки зрения, в чем проблема? Какие факторы, возможно, кроме образовательного, играют роль?

— В нашем университете учатся талантливые студенты из разных регионов страны. Они принимают участие в разных конкурсах и становятся победителями.  С ними интересно общаться. Такие студенты чувствуют потребность внутренней реализации. Подавляющая часть из них становится успешной в жизни. Однако успех — это не только высокая карьерная позиция, это — самоусовершенствование. Они стремятся реализовать себя и быть счастливыми. Именно этим основным приоритетам учат в нашем университете. Это — наш основной принцип деятельности.

Относительно якобы «растворения» в общественной массе, немалую роль играет наше незнание, не владение информацией о вкладе наших соотечественников в научные разработки мирового уровня. Достаточно обратиться к информационной отрасли. Так, ПриватБанк отобрал на конкурсной основе наших студентов со специальностей информационной отрасли к внедрению дуального обучения. Уникальным является также пример реализации наших талантливых ученых — горняков проекта «Богданівський скид», что позволило обеспечить не на один год работой несколько тысяч людей угледобывающей отрасли. Аналогов в мире подобной работе нет.

Свыше двадцати лет на базе университета действует Украинско-американский лицей — учебное заведение, которое объединило лучшие методики обучения, характерные для систем образования Украины и США. Цель — поиск талантливых, усиленная подготовка учеников. Это позволяет нам готовить лучших выпускников лицея, которые сегодня работают в разных отраслях и учатся в Украине, а также в лучших университетах мира. Часть из них — в нашем университете.

У нас также успешно действует Благотворительный фонд поддержки научной молодежи, основанный лауреатами государственных премий. Свыше десяти лет университет ведет результативную подготовку студентов для участия в международных и всеукраинских студенческих олимпиадах по математике. Обратная связь с нашими выпускниками свидетельствует об их динамичном карьерном развитии как в Украине, так и за ее пределами.

— Как быстро Украина может полноценно интегрироваться в европейское образовательное пространство? Что делается для этого в вашем университете и что для этого нужно сделать на уровне государства?

— Международная деятельность университета в условиях интенсивной глобализации мира приобретает особое значение. Она совмещает образовательную и научную составляющую. На них базируются программы ЕЭазмус+, Горизонт 2020, Жана Моне, Марии Склодовской-Кюри. Показательным стал международный проект «Программа развития лидерского потенциала университетов Украины», инициированный Британским Советом. Его реализация позволила развить стратегические составляющие в деятельности университета — маркетинговую, информационную, международную и развитие персонала, повысить уровень знаний английского языка сотрудниками, приобрести опыт работы в международных проектах высокого уровня. Сегодня нашими научно-педагогическими работниками, аспирантами и студентами получено 107 международных грантов. По таким основным программам европейской кооперации, как Эразмус+ и Горизонт — 2020, в частности, в «Днепровской политехнике» реализуется соответственно 14 и 6 проектов. Это свидетельствует об активной интеграции университета в мировое пространство. Но эта деятельность еще имеет резервы к расширению.

Считаю, что на государственном уровне нужно обеспечить гармонизацию законодательства Украины к международному с акцентом на высшее образование. В Украине наступил этап переосмысления миссии университетов в современном мире. Университеты при поддержке государства должны генерировать новые знания, готовить кадры и предлагать сценарии развития общества, вести научные исследования и внедрять инновации. Одновременно университеты должны научиться работать в открытых системах, готовить общество к сложным вызовам будущего в условиях рисков четвертой промышленной революции.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепр, фото предоставлено Национальным техническим университетом «Днепровская политехника»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ