Мы сегодня много говорим о модернизации образования в Украине, о содержании и методах обучения, сосредотачиваем внимание на сроке обучения, выступаем «за» и «против» 12-балльной системы оценивания знаний, акцентируем внимание на личностном развитии ребенка и почти забываем об очень важной вещи — о воспитании граждан нашего государства. За годы независимости в обществе изменилась система ценностей, каноны советских времен в сфере воспитания потеряли смысл, а новой системы воспитания наши дети пока что так и не имеют. Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с видением этой проблемы и путями ее решения академика-секретаря отделения теории и истории педагогики АПН Украины, доктора педагогических наук, председателя Педагогического общества Украины (по согласию) Ольги Сухомлинской, дочери всемирно известного педагога Василия Сухомлинского . Ольга Васильевна продолжила дело своего отца: его педагогические наработки стали для нее основанием для научного поиска, толчком к разработке современных путей воспитания.
— В конце 60-х годов, благодаря выходу в свет книги Василия Сухомлинского «Рождение гражданина» в советском государстве, по- видимому, впервые заговорили о необходимости воспитания гражданина. Сегодня мы опять говорим об исключительной значимости этого вопроса для Украины...
— Гражданское воспитание — это старая как мир проблема, о нем речь шла еще во времена Аристотеля и Платона. В России до 1917 года также обсуждали это вопрос и взгляды были различны. Одни видели гражданское воспитание в привитии демократических западных ценностей, другие — в православии, самодержавии и народности (принадлежности «к великорусскому народу»). Если говорить о понимании гражданственности в советские времена, то оно изменялось. В педагогическом словаре, изданном в Москве в 1960 году, говорилось: «Гражданское воспитание — реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое ставит себе целью подготовку поколения молодых рабочих, покорных слуг капитала». Интересно, что четырехтомная педагогическая энциклопедия издания 1961—1967 годов вообще не дает такого понятия. Впервые к этой тематике в советские времена обратился Василий Сухомлинский своей книгой «Рождение гражданина» (1970 г.), и таким образом эта проблема впервые прозвучала на общегосударственном и научном уровне. Сегодня мы считаем, что патриот своего государства — это политически грамотный человек, который знает, что такое демократия и умеет отстаивать свои права, знает законы своего государства и придерживается их, разбирается в проблемах экономики. Василий Сухомлинский, как человек своего времени, обращался в первую очередь к народным традициям, акцентировал внимание на том, что гражданственность — это любовь к Родине, труд на ее пользу, это идеалы, которым мы посвящаем свою жизнь, высокие духовные помыслы.
Разрабатывая сегодня современную трактовку гражданственности, коллектив нашего отделения теории и истории педагогики АПНУ пытался объединить общеевропейское понимание этого понятия — демократизм, толерантность, верховенство закона — с морально-этическими основами, присущими нашему народу, а также патриотическое воспитание в сочетании с принципом поликультурности нашей страны. Когда мы говорим, что перестраиваем национальную систему образования, это означает систему, являющуюся государственной. Говоря о национальном характере воспитания, мы ориентируемся на воспитание, которое учитывает традиции всех этносов, живущих на территории Украины. Пути и методы такого воспитания гражданина во многом зависят от региональных особенностей — исторических традиций, современных условий жизни в определенной местности, политико- идеологической ситуации, местного менталитета. Нет единого рецепта воспитания гражданина, а в демократическом государстве его и не может быть в принципе. У Василия Сухомлинского разнообразие подходов к воспитанию закладывалось на уровне личности, я же обращаю внимание на то, что отличия в воспитании вызываются также и региональными особенностями. Программы воспитания городского и сельского ребенка должны быть различными. Гражданское воспитание в моем понимании — это сочетание воспитания любви к своему родному с формированием желания активно что-то менять к лучшему в своем государстве. В отличие от советской «беззаветной преданности» официальной идеологии сегодня наше государство признает человека наивысшей социальной ценностью и это записано в Конституции Украины.
— Можете ли вы назвать какие-то существенные изменения в системе образования Украины, которые произошли за годы независимости?
— За последнее десятилетие произошло много положительных изменений в нашем обществе и в образовании также, хотя они в этой сфере и не так заметны и об этом мало говорят. Расцвела творческая мысль учителей, появилось больше творческих директоров, которые хотят экспериментировать, возникли школы новых типов, стали разнообразными формы собственности учебных заведений. Разнообразие — это уже приближение к демократизации государства, к построению гражданского общества. Значительный шаг в этом направлении сделала Национальная доктрина развития образования Украины. У меня как ученого двойственное отношение к этому документу. С одной стороны, я понимаю, что с созданием Доктрины мы несколько опоздали, мне кажется, что если бы она появилась где-то в середине девяностых годов, то общественный резонанс был бы совсем другим. Но на то время у нас была создана программа «Образование Украины ХХI века», которая определила концептуальные основы деятельности школы, а именно — национальный характер образования, демократизацию учебного процесса и его гуманизацию, значение языкового образования, народные воспитательные основы и тому подобное. Но возможности для финансовой поддержки были недостаточными. Для обеспечения патриотического воспитания в школах учителям нужны были семинары, на которых педагогов ознакомили бы с новым общедемократическим видением патриотизма на этом этапе развития государства. Для того, чтобы учитель мог закладывать фундамент гражданственности в детях, ему нужны были новые учебники, пособия. В советское время издавались — «Азбука нравственности», «Азбука гражданственности», сборники лучших стихотворений и публицистических произведений патриотической тематики, учитель получал дополнительный материал, помогавший ему общаться с учеником, сосредотачивал внимание на положительном. В сегодняшнем обществе резко изменились ценностные ориентации: высокие помыслы и идеалы начали высмеиваться, а большинство средств массовой информации пропагандируют жизнь на уровне инстинктов. Для воспитания же гражданина нужны позитивные примеры, конкретная деятельность, а не только слова о любви к Родине.
— Какие проблемы современной школы, на ваш взгляд, требуют немедленного решения?
— Я считаю, что самая большая проблема школы — это финансовая. Учитель не должен думать, где и как заработать деньги, чтобы выжить, он должен заниматься сугубо профессиональной деятельностью. Еще одна важная проблема — информационное обеспечение, совсем не обязательно — компьютеры, в первую очередь нужно достаточное количество профессиональных газет и журналов на каждую школу. Третья проблема — проблема учителя. Учителя старшего возраста привыкли работать только за идею, на них и держится сегодня наша школа. А что будет, когда они уйдут на пенсию? Не поможет и большая зарплата, потому что молодежь в школу идти не хочет, во всяком случае, мне так говорили люди из регионов, и кое-кто даже из киевских директоров жаловался.
Не менее острой проблемой остается и воспитание. Вредно навязывать учителям любую систему работы с детьми. Принимая во внимание то, что мы с тридцатых годов прошлого века жили за железным занавесом, то с началом независимости украинские педагоги бросились догонять упущенное и увлекаться тем достоянием Запада, которым тот «переболел» еще в начале прошлого века. И это неплохо, когда перед учителем очень широкий выбор, но к любой системе следует относиться критически и не забывать, что и в советской школе было много полезного — это систематичность и последовательность получения знаний, качественные учебники. С учебниками у нас сейчас проблема, складывается впечатление, что только лишь человек научился писать, он начинает издавать учебник, который не выдерживает критики, ибо не учитывает ни возраста ребенка, ни возможностей детской памяти.
— Педагогические ориентиры сегодняшнего дня во многом совпадают с мыслями Василия Сухомлинского. Какие идеи вашего отца вы считаете наиболее актуальными для нашего времени?
— Когда-то Василия Сухомлинского страшно критиковали за идеи воспитания развития каждой отдельной личности. В 1967 году в журнале «Народное образование» он начал печатать книгу «Этюды о коммунистическом воспитании». Он подчеркивал, что мы преувеличиваем значение коллектива в формировании личности, что воспитывать ребенка нужно убеждением, а не запрещением и наказанием. На страницах «Учительской газеты» появился ответ — «Нужна борьба, а не проповедь». «Этюды о коммунистическом воспитании» печатать прекратили, автора обвинили в абстрактном гуманизме за призыв любить каждого ребенка, за игнорирование классового фактора, и это было в 1967—1968 годах. Василий Александрович считал, что начинать воспитывать и учить ребенка необходимо с любви, ласки и доверия. А начинать учить надо с формирования любознательности, с наблюдений причинно-следственных связей в природе, чтобы возникали вопросы «почему? «и «как?». Он писал для детей сказки на морально-этические темы, и этими сказками сегодня пользуются учителя начальной школы не только в нашей стране, но и в некоторых других государствах мира.
Вообще поучительные рассказы — это наша славянская традиция, которая прослеживается еще начиная с Константина Ушинского, Льва Толстого, Бориса Гринченко — это уже целое направление в славянской педагогике. Профессор Монклерского университета (США) Метио Липман, который сам пишет такие философские рассказы для детей и методические разработки для учителей по использованию этих рассказов, решил включить сказки Сухомлинского в учебник межнационального уровня, над которым сейчас работает группа американских ученых. Идея Василия Сухомлинского не ставить оценки в начальной школе, чтобы не отбивать желания у ребенка учиться, уже сегодня у нас внедрена в систему работы начальной школы. Сегодня во многих школах появились уроки мышления, уроки на природе, созданы детские садики и школы, которые работают по системе Василия Сухомлинского. Сейчас нам кажется невероятным, что Сухомлинского обвиняли в том, что он отстаивает «буржуазные» концепции любви к каждому ребенку. Конечно, нужно оценивать его идеи с учетом времени (Василия Александровича уже нет с нами 30 лет), нельзя заимствовать его идеи бездумно. Но и сегодня взгляды Василия Сухомлинского относительно ценности личности, значения морали, духовности, формирования культуры чувств, значения семьи и семейного воспитания, культивирования чувств высокой любви между юношей и девушкой, патриотизма и гражданственности остаются актуальными и привлекают внимание к его творчеству тех, кто хочет, чтобы молодое поколение украинцев жило в нормальном, гражданском, демократическом обществе.