Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Громкий «тихий» проект...

В Крыму споры о том, как осваивать уникальное урочище — Тихую бухту под Коктебелем, перерастают в межнациональный конфликт
13 октября, 2004 - 19:20
КРЫМСКАЯ «ПОЛЯНА ПРОТЕСТА»

Район Тихой бухты недалеко от знаменитого курортного поселка Коктебеля в Крыму опять напомнил о себе обострением давно — с июня нынешнего года! — тлеющего конфликта вокруг выделения земли для крымских татар. И пока Верховная Рада Крыма вот уже три раза откладывает рассмотрение вопроса о проблеме Тихой бухты, в ней уже несколько месяцев существуют друг против друга два лагеря: с одной стороны с начала лета в урочище установлен круглосуточный пикет крымских татар, требующих решить вопрос о строительстве «этнографической деревни» на площади 80 гектар, с другой стороны, чуть позже — пост русских казаков, препятствующий этому. Около месяца назад пикетчики начали строительные работы: они завезли несколько временных домиков и вырыли траншеи под фундаменты будущих строений…

Но на днях, как сообщил журналистам поселковый голова Коктебеля Алексей Булыга, здесь снова возникла «конфликтная ситуация». На территорию «лагеря протеста» приехали крымские татары на двух грузовиках, в которых привезли гранитную крошку для строительных работ. Грузовики задержали вызванные казаками работники милиции, которые стали проверять документы и запрещали доставку стройматериалов в бухту. Тогда около 40 крымских татар перекрыли трассу Симферополь — Феодосия. Они создавали помехи движению примерно 20 минут и освободили дорогу только после переговоров с сотрудниками милиции. Вскоре движение по шоссе было восстановлено, а пикетчики снова вернулись в лагерь, где они уже месяц ведут самовольное строительство…

Пикетчики напомнили о себе, видимо, не зря. На последнем заседании президиума Верховной Рады решался вопрос о том, чтобы рассмотреть, наконец, проблему Тихой бухты на сессии в октябре. Группа депутатов Верховной Рады предлагает принять решение об объявлении урочища «Тихая бухта» заповедником, что автоматически решает судьбу спроектированной этнографической деревни — в заповедниках, как известно, всякое строительство запрещено. Однако не все согласны с таким решением. Заместитель председателя Верховной Рады Крыма Ильми Умеров, например, считает, что для объявления заурядной, почти пустынной территории заповедником нет никаких экологических или географических оснований, а такое решение, если оно будет принято, только законсервирует проблему. Он обвинил руководство парламента автономии в антитатарских настроениях. С другой стороны, глава парламента Борис Дейч, например, считает, что это единственно верный выход, исходя из перспектив региона. Он считает, что парламент должен обсуждать на сессии не проект застройки территории бухты, а пока объявить ее заповедником, чтобы сберечь уникальное место от поспешного и непродуманного освоения. С другой стороны, по словам Ильми Умерова, затягивание передачи Тихой бухты под строительство татарского поселка «может вызвать обострение в межнациональной сфере», что и выразилось в случившемся на другой день перекрытии дороги.

Вместе с тем, у каждой стороны свои резоны. Борис Дейч считает, что строительство в бухте начинать нельзя по нескольким причинам. В Крыму уже существуют более 300 поселков компактного проживания крымских татар, которые стали средоточием социальных проблем: к ним с трудом, да и то еще не ко всем, провели электричество, в большинстве поселков нет газа, дорог с твердым покрытием, регулярного отопления, школ, медицинских учреждений, связи. И теперь, по мнению Бориса Дейча, «ни у государства, ни у Крыма как региона нет средств, чтобы создавать еще одно новое место компактного проживания крымских татар в этой пустыне. Мы даем репатриантам 150 гектаров в Коктебеле, поближе к коммуникациям,— так нет, они там строить не хотят! В Крыму уже есть много заброшенных объектов, и еще один нам не нужен», — уверенно заявил спикер. В то же время он не исключает, что, по его словам, в будущем, «когда будут доведены до кондиции другие поселки крымских татар и появятся финансовые возможности», парламент автономии может вернуться к проблеме Тихой бухты. Пока же Дейч поддерживает идею придания этой местности статуса природного заповедника местного значения. «Мы на Тихую бухту пока накладываем мораторий», — заявил глава Верховной Рады. Таково же мнение и председателя Совета Министров Крыма Сергея Куницына. Он считает инициативу в Тихой бухте бесполезным занятием, так как использовать ее под индивидуальное жилищное строительство нельзя. Он говорил: «Мое однозначное мнение, что самозахват, который проходит в Тихой бухте, не имеет никакой перспективы, и там на сегодняшний день вообще бесперспективно заниматься строительством. Бухта расположена вдалеке от систем коммуникаций: поблизости нет ни света, ни канализации, ни водопровода, а сегодня нет таких ресурсов ни у крымских татар, которые там находятся, ни у славян, которые там могли бы расположиться, для того, чтобы построить в этом районе поселок».

В то же время на Тихую бухту в Крыму уже «завязано» много сил и надежд. Как известно, участки здесь желают получить более 1200 семей репатриантов- жителей степных регионов Крыма. Они отвергли предложение властей о выделении участков на площади 150 гектаров в границах Коктебеля. Этот вариант их не устраивает, поскольку предлагаемая земля находится далеко, — в трех километрах — от берега моря, а для проекта строительства этнографической деревни это не подходит. Как говорят лидеры Кировского меджлиса, инициировавшие освоение этого места, земля нужна репатриантам «для развития национального туристического бизнеса». Однако, по подсчетам специалистов, чтобы обеспечить создание инфраструктуры в бухте (построить дорогу, провести водопровод, канализацию и электричество) понадобится несколько десятков миллионов долларов. По их мнению, такое затратное строительство непременно выльется в долгострой, который вместо украшения этого уникального места, будет его только уродовать. Против заселения территории урочища высказались и археологи, поскольку там находятся малоисследованные руины раннесредневекового поселения. Со своей стороны репатрианты упрекают власть в том, что целые десятилетия до этого бухта не осваивалась и никому не была нужна, власть не имела даже проектов ее освоения, а теперь вот заняла позицию — «не пущать крымских татар». До сих пор бухту посещали лишь любители «дикого» отдыха. Единственная дорога, ведущая в уникальное урочище, с началом осенних дождей становится непроходимой даже для вездеходов. Верховная Рада Крыма уже трижды (в мае, июне и сентябре) откладывала рассмотрение проекта. Борис Дейч объяснил оттяжку тем, что проект постановления парламента требует доработки и уточнения. Однако крымские татары считают, что крымские власти просто боятся, что накануне выборов, в ответ на учреждение заповедника крымские татары проведут массовые акции протеста.

И, тем не менее, президиум включил в проект повестки дня пленарного заседания Верховной Рады, назначенного на 20 октября, вопрос об объявлении урочища «Тихая бухта» памятником природы местного значения. Некоторые депутаты предлагали еще раз перенести его рассмотрение на более поздний срок или же создать комиссию для изучения ситуации в Тихой бухте. Однако, по настоянию спикера, решение принято. «Давайте не превращаться в клоунов, — заявил Борис Дейч. — Мы уже несколько месяцев собираемся решить этот вопрос. Туда комиссии уже 20 раз выезжали. Сколько можно?» Спикер также заявил, что он убежден, что Тихая бухта действительно, — «это заповедник местного значения. Мы его так обозначаем и накладываем мораторий…»

Вместе с тем, какой бы острой не была проблема с выделением земли для крымских татар, но следует признать, считает заместитель Председателя комитета по охране исторического наследия Крыма Вадим Мордашов, что проблема Тихой бухты все еще остается неизученной. Это действительно уникальное место, которое примыкает к заповеднику «Киммерия Максимилиана Волошина», включающему холм с могилой поэта.

В исторической справке Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины, подготовленной для Рескомитета по охране культурного наследия, отмечено, что в Тихой бухте находится памятник археологии — средневековое поселение. «Поселение в Кучук-Янышарской долине располагается у западной оконечности Тихой бухты. Три четверти площади поселения, на которой выявлен подъемный материал, занято пашней совхоза-завода «Коктебель», в южной части поселения проходит грунтовая дорога из Коктебеля в Тихую бухту». Впервые это поселение открыли в конце 50-х годов ХХ века. В 2000 году Восточно-Крымская археологическая экспедиция КФ ИА НАНУ проводила в Тихой бухте «раскопки разведочного характера». Ученые нашли археологический материал — около пятисот фрагментов гончарной керамики ХIV-XV веков. И на его основе определили, что поселение можно датировать концом XIV-XV веков. Они также предположили, что поселение это является «пунктом, который назван в Венецианских письменных источниках стоянкой у мыса Св. Иоанна (современное название этого мыса Киик-Атлама)».

С другой стороны, земля в урочище, на которую претендуют крымские татары, по их же заявлениям, нужна уже не для расселения, а для «национального бизнеса». Конечно, это перспективное и нужное для Крыма дело, однако, проект «этнографической деревни» пока также остается темным местом: он не опубликован в СМИ, никто не знает, прошел ли он экологическую и все другие экспертизы, какова его экономическая эффективность для Крыма, какие затраты ждут бюджет в случае его реализации, кто будет привлекаться к его реализации? Разговоры об «этнографической деревне» ведутся пока на уровне общих рассуждений, никто не знает пока, существует ли вообще цельный и комплексный проект этой застройки. Что именно намерены построить в Тихой бухте крымские татары — копию крымскотатарской деревни первой половины ХХ века, фешенебельные гостиницы, а может, как везде, нелегальные частные пансионаты для выкачивания денег из курортников? Но как тогда создать здесь, на территории полупустыни, условия для цивилизованного отдыха курортников? Что конкретно собой будет представлять «этнографическая деревня» и является ли этот проект оптимальным именно для этого места? Какие и кому он принесет прибыли и будет ли от этого польза региону? Пока на эти вопросы нет ответов, следовательно, и отвечать на главный вопрос — объявлять или нет заповедником Тихую бухту? — депутатам будет не легко…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ