Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гротеск для «расширенного сознания»

Дмитрий Киселев о мюзикле «Тузла»
31 октября, 2003 - 00:00


Среди всех событий вокруг Тузлы одним из самых неожиданных было возникновение идеи о постановке мюзикла, посвященного событиям вокруг строительства дамбы в Керченском проливе. О создании мюзикла объявил на прошлой неделе известный тележурналист и автор либретто Дмитрий Киселев. Планировалось, что режиссером музыкальной постановки станет Андрей Жолдак. Однако последний еще не принял решения, будет ли он постановщиком мюзикла «Тузла». Окончательно А. Жолдак определится после встречи с автором либретто и другими представителями этого проекта, сообщает Интерфакс-Украина. «Если буду его делать, то буду делать его художественным, а не политическим, поскольку считаю себя гражданином Земли», заявил А. Жолдак. Также он отметил, что никогда не будет участвовать в проектах, направленных против Украины.

В свою очередь, режиссер театра «Сузір’я», на сцене которого планируется постановка «Тузлы», Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ высказал «Дню» свою позицию по этому поводу: «Нашему коллективу показалась интересной идея постановки мюзикла «Тузла». Это повод показать, что театральным языком можно говорить на «злобу дня». Трудно сказать, какими силами это будет воплощено в жизнь, ведь не секрет, что вопрос финансирования всегда стоит остро. Возможно, сначала это будет эскиз — реплика о ситуации, которая волнует многих украинцев».

«День» всегда с большим интересом относился к инициативам Дмитрия Киселева, но эта, мягко говоря, вызвала недоумение. Мы решили задать тележурналисту несколько вопросов.

— Год назад мюзикл «Норд-Ост» превратился в трагедию. Вы же хотите из драмы сделать мюзикл. Какого результата вы ожидаете на выходе?

— Мюзикл «Норд-Ост» был очень светлый, и его превратили в трагедию извне. И мюзикл «Тузла» будет светлым мюзиклом. Но есть люди, которые готовы превратить ситуацию с Тузлой в трагедию извне. Используемый в данном случае художественный метод — доведение до гротеска действий двух стран. Потому что Россия так любит Украину, что готова задушить ее в объятиях, и эта неконтролируемая «эрекция» дамбы выглядит достаточно грубо и, мягко говоря, двусмысленно. Что касается Украины, то Украина как бы готова воевать. По крайней мере, судя по опросам общественного мнения: например, 68 % жителей Донецкой области готовы воевать за Тузлу. (Однако, по данным опроса Центра Разумкова, проведенного с 15 по 21 октября среди 2013 респондентов в 118 населенных пунктах во всех регионах Украины, более 75% украинцев выступают против разрешения конфликта в Керченском проливе вооруженным путем; за применение военной силы для защиты территориальной целостности Украины высказалось только 5,6% участников опроса. В России, кстати, 82 % опрошенных Радио «Эхо Москвы» заявило, что считает наличие Тузлы в составе Федерации более важным, чем добрососедские отношения между Россией и Украиной. — Ред. ) Воевать — значит убивать. А в мюзикле есть два художественных образа, которые, как мне кажется, достаточно гротескно и в то же время самоиронично по отношению к каждой стороне дают представление о том, что происходит. Ситуация вокруг Тузлы — достаточно сложная. И мне кажется, что художественные образы всегда помогали разрешить конфликтную ситуацию и позволяли немножко оторвать взгляд от земли и поднять его к небу. Что, например, и делает у меня героиня в конце мюзикла, когда узнает о том, что украинские пограничники могут и отойти (по крайней мере, такой вопрос рассматривается), и начальник пограничной заставы, который подарил ей бинокль, также должен будет повиноваться долгу и отойти (долг выше чувств — как в классическом мюзикле). Она понимает, что ее действия как бы обесценены. Единственное, что у нее остается, — это упомянутый бинокль в руках. И она ложится на землю, на спину и — уже к концу дня — обращает свой бинокль к звездам в поисках Бога. Хотелось бы, чтоб мы тоже оторвались от наших узких представлений и поняли, что мир, в общем, точно больше, чем конфликт вокруг острова Тузла.

— Вы считаете, гротеск в данной ситуации все-таки уместен?

— Абсолютно. Почему нет? Гротеск — это как бы метод философии; доведение до абсурда для того, чтобы понять тенденции. Это просто метод мышления. Почему же мы должны отказываться от разных методов мышления?

— А как вы относитесь к шуткам, подобным шутке главы администрации президента России Александра Волошина по поводу бомбардировки Тузлы?

— Шутки бывают удачные и неудачные. Нужно обладать достаточным чувством юмора и широтой сознания, чтобы понять — ну, неудачная шутка. Но воспринимать ее всерьез — это еще глупее, чем глупо пошутить.

— У вас фигурирует образ «русича». Откуда взялся этот образ?

— Русич — это такой былинный образ.

— Кто он?

— Русич — экскаваторщик. Так как либретто построено по классическим канонам (там сохранено единство времени, места и действия; «долг выше чести» и т.п.), то уместно использовать такие аллегорические слова и образы — «островитянка», «русич» и т.д.

— Недавно в нашей газете было опубликовано мнение философа Сергея Крымского. Он напомнил, что Таманский полуостров, с которого строители дамбы угрожают украинским границам, входил в состав территории древней Тмутаракани и здесь, по свидетельству «Слова о полку Игореве», «пошатнулся, как знаменье бедствий, охвативших славянские земли, пресловутый Тмутараканский Болван, и мифическая Жля понесла горящие угли по Руси». Сергей Борисович советует задуматься над этими символами. А что вы могли бы сказать по этому поводу? И что вы знаете о самой Тузле?

— Я уважаю Сергея Борисовича Крымского. Он — выдающийся философ. Но исторические параллели не всегда уместны. Скажем, Карабахский конфликт опутан наслоениями исторических параллелей и споров, и они никому не помогают. Так что у каждого своя историческая правда. Я бы сейчас не стал копаться в этом, просто вышел бы на более продуктивный уровень далекого будущего. Особенностью продуктивного мышления является фокусирование в будущем. То есть мы смотрим, что мы можем сделать, а не что мы или кто-то из наших предков натворил. Давайте посмотрим прагматично, что каждый из нас может сделать для улучшения ситуации. Вот и все. Мне кажется, что такое мышление более продуктивно.

Украино-российские отношения — достаточно объемные, и они точно больше, чем остров Тузла, чем конфликт вокруг него. И сейчас две стороны будут нести серьезные потери в этих отношениях. И не выиграет никто. Мне очень понравилось в вашей же газете интервью бывшего министра иностранных дел Украины Анатолия Зленко, суть которого сводится к тому, что нужно отказаться от военно-политического мышления в этом вопросе. Блестяще. Я просто аплодирую.

— Все-таки — на какую зрительскую реакцию, на какого зрителя вы рассчитываете?

— Я рассчитываю, что на мюзикл придут люди с расширенным сознанием.

Подготовили Михаил МАЗУРИН, Владимир ДЕНИСЕНКО,«День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ