Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Грустно это, господа...

Над чем и как смеются создатели флеш-сериала «Семья Грищенко»
26 сентября, 2003 - 00:00

Успех интернетовского мульта «Масяня» видимо долго не давал покоя некоторым украинским креативщикам. В результате на днях в Киеве состоялась шумная и пафосная презентация первого украинского флеш-сериала «Семья Грищенко».

Сразу скажу, что «Масяня» и «Семья Грищенко» — две большие разницы. Если российская приколистка Олега Куваева родилась как- то ненавязчиво, вдруг и сразу нашла своего почитателя — продвинутого интернет- пользователя, то «Семья Грищенко», родившаяся больше по принуждению, чем по велению души и сердца — вряд ли так органично войдет в жизнь той же публики.

Правда, команда, работающая над этим социальным заказом компании «Общественный диалог», подобралась на самом деле профессиональная. Начать хотя бы с того, что художественным руководителем проекта стал сам автор российских «Кукол», автор и ведущий НТВ и ТВ-6 Виктор Шендерович. Именно ему поступило предложение из Киева сделать подобный проект, а он уже, в свою очередь, пригласил своих давних знакомых и коллег по юмору и сатире — Яна Таксюра и Александра Володарского. Известные украинские сатирики писали сценарий «Семьи Грищенко», опираясь на свой общественно- политический опыт по-украински, а Шендерович оттачивал тексты на технологическом уровне. Как сказал великий кукловод — «я принес стакан, а Таксюр и Володарский его наполнили», подчеркнув при этом что в «Куклах» изображались политики, а ему всегда хотелось расширить электорат. Отказавшись от участия в подобном проекте в Израиле, Шендерович с радостью принял предложение открыть с помощью юмора «поры» украинцев.

Режиссерами мульт-сериала пригласили — лучшего аниматора страны Степана Коваля (автора «Шел трамвай №9», получившего, кроме прочих престижных наград, «Серебряного Медведя» Берлинского МКФ) и одного из известнейших аниматоров Адриана Сахалтуева. Поэтому, как вы понимаете, анимационная часть выполнена безукоризненно. Хотя флеш-сериал отличается от «высокой анимации», прежде всего, простотой образов. Я бы даже сказала упрощенностью. Формат рассчитан на легкость и быстроту просмотра файлов в Интернете, при которых сложная графика существенно бы замедлила процесс, что обычно раздражает потенциального зрителя. Поэтому акценты в подобной мультипликации расставляются не на красках, а на идеях и ассоциациях. Но «Масяню» тоже нельзя назвать шедевром визуального искусства, зато — какие идеи! А какие ассоциации!!! Вот именно с этим у «Семьи Грищенко» не сложилось.

Герои сериала — собирательный образ типичных жителей какой-нибудь Троещины или Борщаговки со всеми присущими им манерами: начиная с «русско-украенского» акцента, заканчивая внешним видом и схемой поведения. Но если бы это было также смешно, как в «Масяне», можно было простить авторам все огрехи сценария и натянутость сомнительного юмора в духе «Золотого гусака». «Уникальный проект, не имеющий аналогов в отечественной мультипликации», оказался очень уж примитивным продуктом, рассчитанным непонятно на какую аудиторию. То есть: на зрителей «Золотого гусака» и другой подобной пошлятины, заполнившей экраны центральных телеканалов и пользующейся бешенной популярностью. Но они-то, как раз, вообще слова «интернет» не знают! Кроме того, все эти фирменные «жлобдела», присущие среднестатистическому «хохлу» (не путать с украинцами), уже давным-давно были высмеяны и Андреем Данилко в образе Верки Сердючки, и тем же Степаном Ковалем в его пластилиновом шедевре «Шел трамвай №9».

Что же касается политического подтекста этого сериала, премьера которого состоялась на сайте интернет-газеты «ForUm», купившей права на «Семью Грищенко», то он (подтекст) чересчур уж примитивен и прямолинеен, и не идет ни в какое сравнение с теми же российскими «Куклами», «ОСП-студией» или отечественными «Великими перегонами». По стилистике и пафосу «Семья Грищенко» напомнила советский киножурнал «Фитиль», где было разрешено смеяться над строго определенными цензурой вещами. Там бодрый, несколько пионерский, но все же официальный закадровый голос клеймил маленькие пороки советского обывателя или отдельного чиновника. Вот примерно то же самое в новом отечественном «интернет-чуде».

Но, лиха беда начало. Тот же Шендерович на презентационной пресс-конференции сказал, что «Куклы» тоже не сразу стали теми «Куклами», которые полюбились зрителю. Возможно, и «Семья Грищенко» постепенно станет тем колоритным и культовым продуктом, о котором мечтали авторы проекта.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ