Когда родственники рассказывают, что скоро роды в Украине будут стоить 9 тысяч гривен, а платить придется обязательно, придется выполнять роль информационного вестника от Министерства здравоохранения и останавливать сплетни. Такие цифры, а точнее сумма в 8 125 гривен, действительно имеет право на существование. Это действительно цена физических родов, установленная министерством. Только вот платить ее будет не пациент, а государство — конкретно той больнице, где будет находиться роженица. О частном секторе медицинских услуг пока речь не идет.
Это предусматривает тарифная сетка на каждую услугу, которую предоставляют медицинские заведения так называемого вторичного и третичного уровней, а также специализированные заведения здравоохранения. За каждый ваш визит к хирургу или, например, операцию Национальная служба здоровья Украины будет перечислять этому заведению соответствующую сумму. Гарантированные государством услуги вошли в специальный перечень, утвержденный Минздравом. Но чтобы получить средства, заведение должно пройти достаточно долгий путь превращений и подготовительных процессов. От готовности конкретной больницы и ее коллектива и зависит, будет ли финансирование от НСЗУ, да и будет ли реформа вторичного звена в целом.
ЧТО ПЛАНИРУЕТ МИНЗДРАВ?
Напомним, что с 1 апреля этого года Минздрав и НСЗУ планируют запустить второй этап медицинской реформы. Деньги будут ходить за пациентом, фактически, будут попадать в те заведения, в которых будет получать медицинские услуги разного уровня каждый из нас.
На первом этапе медреформы украинцам нужно было заключить договоры с семейными врачами, педиатрами или терапевтами. Заведения должны были превратиться в коммунальные некоммерческие предприятия, то есть стать автономными. Это позволит самостоятельно руководить средствами и решать организационные вопросы. Также учреждения должны были обеспечить каждое рабочее место компьютером и зарегистрироваться в электронной системе здравоохранения — E-Health. Это специализированная центральная база данных, которая позволяет записаться на прием к врачу онлайн, а медики таким образом ведут в системе электронные карточки пациентов, выдают больничные или направления.
Автономия, компьютерная техника и сотрудничество с E-Health остаются обязательными условиями реформы и для заведений «вторички». Кто с этим заданием не справился, остается без финансирования, возможно, окажется на грани закрытия. В настоящий момент распространяются слухи, что первыми от такой оптимизации расходов будут страдать психушки и тубдиспансер. По сравнению с прошлым годом эти заведения получили всего 20-30% от необходимого финансирования.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНЫХ РАД — НЕ СПРАВИТЬСЯ
Прогнозируется, что медицинские учреждения вторичного уровня будут бороться за пациента — не просто получать средства за предоставленные услуги, а вкладывать их в улучшение условий в больнице, повышение квалификации врачей и т.п. «Местная власть должна помочь заведениям, владельцем которых она является, подготовиться и выполнить все условия для заключения договора с НСЗУ, чтобы жители громад имели доступ к перечню гарантированных государством медицинских услуг», — добавляют в Нацслужбе здоровья.
То есть подставить плечо медицинским учреждениям должны местные органы власти. Если выделят средства на ремонт, закупку необходимого оборудования, компьютеризацию и т.п., у такого заведения больше шансов задержаться на плаву. На «отлично» справились с этим заданием на Полтавщине. На протяжении прошлого года в области проходил «пилот» второго этапа медицинской реформы. В настоящий момент регион — один из лидеров выполнения всех трех условий преобразований.
На сайте Полтавской ОГА много новостей посвящено именно успешным проектам в сфере медицины. Так, в Шишацкой районной больнице открыли современный рентгенодиагностический комплекс на средства госбюджета и областной казны. В Полтавской областной больнице идет капитальный ремонт помещений приемно-диагностического и рентгенологического отделений. Оборудование закупает департамент здравоохранения Полтавской ОГА. А еще на Полтавщине строится новый комплекс областного кардиологического диспансера.
Впрочем, реформа на Полтавщине началась значительно раньше, чем в область пришел «пилот». В 2017 году за средства USAID в 70 больницах проанализировали расходы и спрогнозировали, как развивать стационарный сектор дальше. Поэтому последние два года область работала над выявленными ошибками.
Догоняют Полтавщину — Волынь, Винниччина и Черкасчина. По данным НСЗУ, по состоянию на 21 января этого года 93% заведений, которые оказывают специализированную, третичную и экстренную медицинскую помощь, автономизировались. Несколько худшие показатели с компьютерным оборудованием. Пять областей выполнили план компьютеризации только наполовину — Луганская (48%), Харьковская (55%), Киевская (55%), Сумская (56%), Запорожская (56%).
Но за сухими цифрами в действительности трудно понять реальную готовность к работе заведений по новым правилам. «Готовы ли врачи и медсестры дальше работать за 6 тысяч гривен в месяц, потому что реформа не предусматривает дополнительные средства на медицинскую систему, — рассуждает член координационного совета «Украинского медицинского экспертного сообщества» Константин НАДУТЫЙ. — Разве что сократят персонал и зарплату разделят между собой. Готовы ли пациенты обращаться в суд, если пришли в больницу, а там нет условий для того, чтобы оказать помощь надлежащего уровня? И еще, инфекционным заведениям запланировано платить за количество пролеченных, а это же, как и должно быть, крайне нестабильной поток: то аншлаг, если эпидемия, то хоть заведение закрывай».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСПЕХИ И ПОРАЖЕНИЯ
Вопросов на самом деле много. А в некоторых населенных пунктах едва только начинаются рабочие совещания по изменениям к системе здравоохранения. Так, исполнительный директор ГО «Родители за вакцинацию» Тимофей БАДИКОВ описывал на своей Фейсбук-странице, как к реформе готовится поселок Ворзель на Киевщине: «14 февраля состоялся круглый стол на тему улучшения условий оказания медицинской помощи. Участие в обсуждении приняли поселковый голова Ворзеля, депутаты поселковой рады, заведующий Ворзельской амбулаторией, главный врач КНП «ИМЦПМСД» Ирпенской городской рады (в состав которой входит амбулатория) и представители громады. Главная цель встречи — способствовать созданию в Ворзеле условий, в которых жители смогут получать качественные медицинские услуги в достойных условиях, а медработники — быть мотивированными оказывать такие услуги».
По итогам встречи был начерчен план действий на ближайшие недели. В частности, следует урегулировать процесс передачи в коммунальную собственность Ворзеля местной амбулатории, в настоящий момент это помещение принадлежит Ирпеню. Далее поселковая рада Ворзеля должна выделить средства на капитальный ремонт и закупку оборудования. «На время ремонта и решения юридических вопросов нужно выделить место, где временно будет размещаться амбулатория. Важно, чтобы план реконструкции амбулатории, понимания услуг, которые она оказывает, и необходимого оборудования, были учтены в бюджете на 2021 год», — добавил Тимофей Бадиков.
В ответ на эту статью жительница Херсонщины Лариса Марчук заметила, что в ее районе подобных круглых столов еще не было вообще. А те, кто действительно работал над изменениями, наоборот, делятся позитивным опытом: «В наших заведениях есть свободные рецепшины, электронные очереди, call-центры, QR-коды, медицинское оборудование, проведены беспрецедентные ремонты в амбулаториях, открыты новые; наши врачи не выезжают за границу, они получают европейскую зарплату в наших центрах», — делится успехами главный врач в КП «КНП Шепетовский центр ПМСД» Шепетовской районной рады Андрей НЕЧИПОРУК.
«ЭТО НАПОМИНАЕТ УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ»
В большой мере успех реформы зависит от того, как настроен к изменениям коллектив больницы и как активно финансируют местные органы власти «медицинский ремонт». Однако остается много нерешенных вопросов, которые уже в меньшей степени зависят от регионов. Медицинские заведения работают с собственными медицинскими информационными системами, которые между собой практически не взаимодействуют. В таких условиях трудно строить единую информационную сеть данных о пациентах. Предусматривается, что данные о состоянии здоровья, диагностике, медицинских обследованиях больного будут записаны в электронную медицинскую карточку, доступ к которой в случае необходимости будет иметь врач в любом уголке страны. Пока эти медицинские системы работают в разнобой. Добавить новый функционал на существующую систему возможно не всегда, потому что предварительно такие опции не предусматривались.
«Также нужно понимать, что у каждого заведения должна быть собственная бизнес-модель. От медицинских учреждений требовали писать финансовый план, но его можно разработать под контрольную цифру. Такая цифра есть только на первый квартал этого года и апрель, а дальше уже нужно оперировать цифрами, которые заработали медзаведения, — добавляет Константин Надутый. — Кроме того, правительство определило опорные больницы, а это значит, что изменились медицинские маршруты, соответственно, изменились расстояния, длительность доставки пациента и т.п. Поскольку заведения превратились в коммунальные предприятия, то главные врачи могут уволить всех, кто не принимает участия в медицинском обслуживании. Соответственно, сократят «лишний» персонал, чем загонят сотрудников в сверхэксплуатацию. В целом это больше напоминает не реформу, а упражнения по реформированию», — добавляет Константин Надутый.
Остается еще один вопрос, на который не дает ответа ни одна реформа, — как вернуть некоторым медикам чуткость? В последнее время в соцсетях часто появляются истории, как пациенты умирают в стенах больницы, не дождавшись своевременной медицинской помощи. Какими бы ни были изменения, они должны быть заточены на сохранение человека и его здоровье.