Во многом преодоление вызова коронавирусной пандемии в Украине упало на плечи местной власти, которая должна в условиях ограниченного ресурса закрывать крайне насущные потребности медицинской и других сфер. Как и в 2014-м, необходимо объединение усилий с громадой, активистами и волонтерами. Какие это дает результаты на примере Херсона, «День» пообщался с главой «Фонду громади міста Херсон «Захист» Ларисой ПОЛЬСКОЙ.
— Я считаю, что делать добро для человека так же естественно, как дышать. И пока ситуация, в которую попала наша область, Украина и мир, — еще одна лакмусовая бумажка нашей человечности, нашего умения преодолевать стереотипы и объединяться: бизнеса, общественности, власти, СМИ, всем, — начинает разговор Лариса Польская. — Мы — фонд громады города, поэтому мониторим общественные проблемы, которые волнуют людей, создаем проекты и акции, чтобы «сообща» решать эти проблемы. К филантропии, как к более широкому и системному понятию, чем благотворительность, мы относимся как к инструменту активизации общества.
— Одна из недавних инициатив вашего фонда — проект «СтопВирус». Расскажите о нем.
— Это специальный фонд, созданный еще в нескольких областях. В его создании объединили усилия наш фонд, Союз женщин Херсонщины и медицинский центр Taurt-Medical. Мы хотим привлечь людей, чтобы решать насущные проблемы, которые не может закрыть бюджет. Приглашаем всех желающих перечислить посильную помощь. Мы начали этот проект 26 марта и за неделю на счет спецфонда поступило 31 тыс. грн. Это только начало. Первую помощь мы направили на закупку защитных костюмов для областной инфекционной больницы, которая уже принимает пациентов с коронавирусом. Это 50 одноразовых костюмов. Они должны поступить через несколько дней. Далее готовим следующую партию.
— Каков механизм работы вашего спецфонда?
— Средства поступают как безвозвратная благотворительная помощь на специальный счет. Мы изучаем потребности врачей. Фонд в партнерстве со специалистами центра Taurt-Medical ищет поставщика по показателям «цена-качество», закупает необходимое по заявке больницы. Затем берем все это на свой баланс и официально, документально подтверждено передаем на баланс больницы. Никаких наличных средств мы не принимаем и не передаем больнице — все происходит исключительно по безналу. Также собираем средства на частные банковские карточки. Каждый понедельник на своей странице в «Фейсбук» отчитываемся: сколько, от кого (по желанию благотворителя) поступило пожертвований, назначение расходов, остаток неизрасходованных средств. Важно, что мы не изменяем своему принципу независимости и политической незаангажированности.
— Вы говорили о координации с антикризисным штабом. А как вообще сотрудничаете с властью?
— Наш фонд самостоятелен в своих решениях. Но мы сотрудничаем с властью. Готовим меморандум о координации действий между нами и антикризисным штабом. Мы будем знать от них о неотложных нуждах, а со своей стороны — предоставлять консультации по работе в этой ситуации. Мы понимаем, что там дефицит специалистов или нет опыта приема, проведения, учета, списания, отчетности о благотворительных средствах.
Например, штабу нужно обеспечить пограничников дистанционными термометрами. Приобрести их они могут только официально. Поэтому мы согласились, чтобы на счет нашего спецфонда поступали средства, которые собирает штаб. Мы будем вести им отдельный учет, искать поставщиков, получать с почты товар и оформлять передачу благотворительной помощи.
Хочу, чтобы меня поняли правильно. Нам надо коммуницировать с единым центром, чтобы работать на результат. Это не о PR, не о политике. Сегодня многие бизнесы или инициативные группы собирают средства и передают материальные ценности больницам. Я буду их убеждать, что никто не заставляет «ложиться» под этот штаб. Но он является координационным центром. И если вы кому-то оказали помощь — сообщите об этом штабу, потому что там ведется учет.
В 2014—2015 годах много волонтеров помогали армии. Случалось такое, что в одну военную часть ездили все, а другие оставались без внимания. Такое может случиться и сегодня. Ни одна больница не откажется от излишков. Но мы должны закрывать дыры там, где они действительно есть, а не возить вслепую.
«АНТИКРИЗИСНЫЙ ШТАБ ОЧЕНЬ НУЖДАЕТСЯ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ПОМОЩИ»
— На волне борьбы с коронавирусом немало организаций, политиков, известных и неизвестных широкому кругу людей продвигают инициативы по сбору пожертвований на благотворительные цели. Этим могут воспользоваться и мошенники. Посоветуйте из своего опыта: как сделать доброе дело и не попасть на крючок аферистов?
— В Украине зарегистрировано в 17 тыс. благотворительных фондов. Но всего около 80 открыли свои налоговые отчета и размещены на карте благотворительности Украины как такие, которым можно доверять. Среди них и наш фонд.
Я вам приведу свежий пример. Мне позвонил херсонец и сообщил, что в соцсети «ВКонтакте» человек собирает средства на свою частную карточку для спецфонда «СтопВирус» в Виннице и в Херсоне. Человек увидел в этом риск и сообщил. Быстро выяснили, что это не мы. Угроза карты в том, что мы никогда не можем быть уверены в истинной отчетности (даже если бы это была честная инициатива), потому что это банковская тайна. Кроме того, налоговая может заявить о неожиданной прибыли и выставить налог в 18%.
Если вы хотите помочь через благотворительный фонд, советую подробно проверять информацию о нем. В серьезной организации всегда есть сайт. На нем видно, чем и насколько системно занимается фонд, обязательно опубликованы учредительные документы, выписка из реестра, список руководителей, их телефоны, адреса, налоговые отчеты. Советую пользоваться картой благотворительности Украины.
При спецфонде «СтопВирус» мы также создали наблюдательный совет, который будет контролировать поступления, расходы, прозрачность работы.
— Как в борьбе с коронавирусом может помочь человек, у которого нет средств?
— Антикризисный штаб очень нуждается в волонтерской помощи. Например, фасовать продукты и другую помощь для пожилых людей, разносить эти пакеты, быть дежурным на телефоне. На самом деле много где можно пригодиться.
— В кризисные моменты украинцы не раз показывали умение объединяться ради общей цели. Как думаете, есть ли это сейчас (при том, что физически объединяться нельзя)? Или каждый сам за себя?
— Уверена, что адекватные люди понимают: эта проблема коснулась каждого. Мы защищаем не только себя, но и тех, кто рядом, свою семью, друзей. И от нашего участия, нашего понимания зависит, как скоро мы из этого выйдем. Да, мы перешли на онлайн-общение, но это не мешает нам еще раз проявить свою сплоченность в сложных ситуациях. И я уже вижу такие примеры. Местные бизнесы предлагают различные инициативы по помощи медикам, рестораны переходят в онлайн и предлагают доставку, делают скидки. Создаются инициативные группы, которые надевают средства защиты и помогают врачам.
«У НАС МЕНЬШЕ ЛЮДЕЙ ВЫЕЗЖАЛИ ЗА ГРАНИЦУ НА ЗАРАБОТКИ И, СООТВЕТСТВЕННО, МЕНЬШЕ ВОЗВРАЩАЛИСЬ»
— Поддерживаете ли вы дополнительные ограничения, введенные правительством с 6 апреля? Обязательный масочный режим, запрет посещать парки и т.д.?
— Я считаю это целесообразно. Если мы хотим выйти из кризиса быстрее и с наименьшими потерями, то должны понимать, что ограничения социальных контактов — необходимы.
— По вашему мнению, почему на Херсонщине и на юге в целом зафиксировано меньше случаев заболевания COVID-19, чем, например, на западе страны?
— Наверное, потому, что у нас меньше людей выезжали за границу на заработки и, соответственно, меньше возвращались. У нас люди заняты на полях, большинство людей живет в области, работает на земле. Возможно, поэтому. Так как никаких превентивных специальных мер, чтобы нас меньше зацепило — не проводилось.
— Как вы лично переносите карантин? Есть ли какие-то идеи, как с пользой провести это время?
— Мне не хватает времени переделать все домашние дела. Я целый день занята, и, похоже, дома работы больше, чем когда я работала в офисе. Команда фонда «Защита» работает из дома, но каждый день проводим скайп-конференции, планерки. Помимо спецфонда по коронавирусу мы ведем еще три проекта с помощью международных доноров. Думать о том, чем себя занять, — не приходится.
Но совет есть. Карантин — это прекрасная возможность заняться собой. Делайте физические упражнения, правильно питайтесь, придерживайтесь режима. У нас появилось больше времени для общения в семье, для детей. Посещайте онлайн-спектакли, почитайте книгу, которую давно планировали. Кстати, мы создали группу в «Фейсбуке», назвали «Займи себя в принудительном замедлении». Здесь публикуем информацию об интересных фильмах, онлайн-спектаклях, книгах, материалах для подготовки к ЗНО, советы психологов, различные игры и прочее.
— Что дает вам надежду на то, что Украина и мир одолеют этот кризис?
— Эту надежду дает жизненный опыт, который показывает: мы объединяемся перед лицом беды. Без этой надежды невозможно жить. Мы видим, как пандемия распространяется по миру и проблемы в развитых странах. Нас это задело пока меньше. Главное — не паниковать, а присоединяться к инициативам, которые помогают в борьбе с коронавирусом.
Я помню 2014—2015 год. Было очень много кризисных моментов, когда помогали военным. Но благодаря вере в конечный результат мы не сломались, не испугались. Вместе с обществом продолжали делать добрые дела.
Благотворительную помощь через спецфонд «СтопВирус» можно предоставить по реквизитам:
Получатель — БО «ФГМХ «Захист»
р/с UA60352479000002600
9052202214
МФО 352479 АО КБ «Приватбанк»
Назначение платежа — на проект «СтопВирус»