Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Химия» наставничества

Как дружба со взрослым может изменить жизнь воспитанника интерната
24 ноября, 2016 - 10:20
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В 2012 году Мария Коханец из Киевской области узнала о такой форме взаимодействия с детьми-сиротами, как наставничество. Это альтернативный способ помощи воспитанникам интернатов, его цель — социальная адаптация и профориентация ребенка, помощь в решении бытовых проблем, в конце концов — положительный пример. Почти три года назад Мария познакомилась с Екатериной, которой тогда было 19 лет, и стала для нее наставником.

«СТРАХ ПЕРЕД МИРОМ У КАТИ УМЕНЬШАЕТСЯ»

«За эти годы очень много дел сделано вместе с Катюшей: от воспитания у нее простых навыков к сложным операциям, — вспоминает Мария Коханец. — У Кати было немало запущенных проблем. Например, лечение зубов. У нее было более 80% разрушения короночной части — и это в 20 лет. Все это меняли, протезировали. Также у Катюши были травмы пальцев, потому ей сделали две операции».

Мария учила Катю готовить. Но для начала пришлось приобрести столовые приборы — в 20 лет у девушки не было личных чашки, ложки, вилки. «Мы спланировали поездку, обошли несколько рынков, чтобы сравнить приборы и выбрать то, что нужно. А перед этим нужно было научить Катю сберечь средства на эти покупки, чтобы вещи были лично ее. Ведь Катя считала, что все это должны дать, как раньше», — делится Мария Коханец.

Первым блюдом, которое Катя приготовила вместе с наставницей, был борщ. Теперь девушка варит его самостоятельно, более того — учится на повара. Мария сама работает в сфере питания, иногда даже берет Катю с собой на работу. «Увидела у Кати такие способности с самого начала наших отношений. Сначала она протестовала, говорила, что не хочет быть поваром, а теперь полюбила эту профессию, — рассказывает Мария Коханец. — Страх перед миром и окружающими у Кати постепенно уменьшается. Когда брала ее с собой на фуршеты, где работала, удовольствие зашкаливало. Она там — перед людьми, все смогли ее похвалить, оценить ее работу».

Катя тоже научила Марию кое-чему. «Многие черты характера формировались во мне с ней: терпение, понимание. Я училась смотреть на проблемы в ее жизни ее глазами. Было трудно понять, что в 20 лет она вообще не имеет ничего. Нужно было воспринять ее мир, — объясняет Мария. — Для меня лично это отношения на всю жизнь».

«НАСТАВНИЧЕСТВО — ЭТО НЕ О КОНФЕТАХ И ПРАЗДНИКАХ»

В Украине наставничество как явление появилось в 2009 году — благодаря инициативе общественной организации «Одна надежда». За семь лет этим движением охватили 1330 детей в интернатах.

В сентябре этого года Верховная Рада приняла, а через месяц Президент подписал закон, который сделал наставничество официальной формой помощи детям в заведениях институционного присмотра. Сейчас методологию организации «Одна надежда» адаптируют для страны, Министерство социальной политики готовит положение для внедрения наставничества. Масштабирование этой практики на всю Украину официально началось 22 ноября 2016 года. На процесс отводят два года, первый этап охватит Киев и область, второй — другие регионы.

Сегодня в Украине действует почти 770 заведений интернатного типа, где находится около 104 тысяч детей. Каждый 30-й ребенок школьного возраста учится в интернате. «Представьте, что в Ивано-Франковске и в Виннице одновременно исчезают все дети. Это как раз то количество детей, которое сегодня находится в заведениях интернатного типа, — говорит Уполномоченный Президента по правам ребенка Николай Кулеба, которого называют одним из идеологов движения наставничества. — Я работаю с детьми 17 лет. У меня до сих пор есть друзья — бывшие дети улицы, реабилитацией которых когда-то занимался. Кому-то уже 30 лет. Они все равно звонят мне и спрашивают, как им действовать в той или иной ситуации. Можете слышать тысячи успешных историй, когда простой совет помог ребенку. Наставничество — это не о конфетах и не о праздниках. Это об индивидуальном общении. Это о близких отношениях, которые могут дать детям ответ на очень важные вопросы».

Начальник управления профилактики социального сиротства Министерства социальной политики Ирина Пинчук добавляет, что сейчас правительство работает над приоритетами на три года, и одним из них является распространение и развитие наставничества в Украине. Внедрения наставничества возложат на социальные службы и специальные общественные организации, если такие имеются в регионах.

«РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ УВЕРЕННЫМ, ЧТО НУЖЕН»

Методологию наставничества, которую использует проект «Одна надежда», разрабатывали специалисты со стороны общественной организации, в частности психологи, а также специалисты службы по делам детей.

«Мы подбираем наставника для ребенка, а не наоборот. Смотрим на потребности ребенка, составляем определенный документ с такой информацией, чтобы наставник мог заполнить необходимую потребность, — акцентирует внимание руководитель проекта «Одна надежда» Татьяна Иордан. — Каждый, кто хочет стать наставником, заполняет анкету. В ней много разных данных: о хобби человека, ее работе, образовании, количестве детей. Правильная мотивация для наставника — когда человек четко понимает, что хочет помочь одному ребенку, и идет в проект ради этого. Наставничество — это такая же дружба, просто специально созданная для определенного ребенка. Это многое дает и для наставника. Мы меняемся, становимся более терпеливыми, больше думаем».

В Центре социализации детей в возрасте от 15 лет благотворительного фонда «Домой» уже не один год практикуют наставничество. «Большинство наших воспитанников имеют опыт разусыновления, отказа от опеки, возвращения из детского дома семейного типа. С этой травмой, видимо, не сравнится даже потеря родителей. А наставник становится другом, который рядом,  — отмечает руководитель центра Юлия Фещенко. — Если взрослый приходит в детский коллектив, невозможно уделить достаточно внимания каждому. Когда мы подобрали для наших детей наставников, сразу увидели разницу. Тот, у кого есть наставник, более уверен, не волнуется по поводу того, что будет после 18 лет».

Щекотливый момент — как объяснить ребенку, что его не будут усыновлять. Максим Олиферовский, директор благотворительной организации «Центр «Новая Надежда», которая работает с детьми-сиротами в Запорожье, считает, что лучше становиться наставником для подростка. «Важно честно сказать ребенку, что хотите стать ему другом. Не папой и не мамой. И лучше это осознают подростки. Детям 10-12 лет сложно понять, почему их взяли домой, а потом отвезли в интернат, — объясняет Максим Олиферовский. — Вообще, если в интернате еще не было наставничества, сначала один-два ребенка соглашаются на такое, остальные смотрят и тоже начинают хотеть настоящего друга».

Часто отношения наставника и его воспитанника сохраняются на многие годы. «После выпуска из интернатного заведения ребенок пытается показать наставнику, как то, что он вкладывал в него, срабатывает в жизни. Например, парень в 15 лет не знал того, что учат в первом классе, а наставник помог ему подтянуться, ребенок сдал ВНО. Дальше парень будет учиться так, чтобы показать наставнику: «Спасибо, что помог. Я могу!». Ребенок будет утверждаться, демонстрировать, что он — личность, — резюмирует Юлия Фещенко. — Думаю, главное, что дает наставник ребенку, — уверенность в том, что он нужен».

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ