Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хлебороб — профессия опасная

20 ноября, 2002 - 00:00

В День сельскохозяйственного работника из трибун разной высоты крестьян осыпают дифирамбами. Профессиональный праздник, как никак. Поэтому даже в самом забитом хуторе измученные работой люди услышат по «радио» или прочитают в «районке», какая у них тяжелая, но необходимая в государстве профессия. Я не ошибусь, если добавлю, что она еще и одна из самых опасных. Ведь в агропромышленном комплексе показатели производственного травматизма и смертности одни из самых высоких. Только в Винницкой области в этом году на работе погибло 16 крестьян. Это половина всех смертей на производствах региона. И эта статистика не совсем печальная, потому что улучшается. Еще в конце 90-х годов Винниччина занимала первое место в государстве по смертности крестьян во время работы. Так, в 1997 году здесь от травм, полученных на рабочем месте, умер 91 работник АПК, уже не говоря о травмах разных степеней тяжести. Причин много, иногда виновны и сами пострадавшие. Как говорят, суют голову, куда не нужно, да еще и пьяную. Куда же только в это время смотрят трезвые, когда позволяют механизаторам работать «под мухой»? Но что было, то прошло. Остались только семьи без глав и дети без родителей. А еще здоровые люди, которых никто не инструктирует по безопасности труда. Половина хозяйств в области после реформирования по экономическим рассуждениям сократила такую обязательную в советских колхозах должность, как инженер безопасности труда.

— Если раньше каждый председатель колхоза нес ответственность за своих людей, то теперь в селах к власти приходят случайные люди, которые заботятся только о себе и о заработке, и от организации безопасности труда очень далеки, — беспокоится Александр Волынец, начальник винницкой государственной инспекции охраны труда в АПК и промышленности.

Если в каких то хозяйствах еще изредка рабочим и напоминают, куда не нужно засовывать пальцы, то это делают их бригадиры. Качество и регулярность такого обучения областное управление охраны труда контролировать не в состоянии. После всех кадровых «утрясок» за одним инспектором закреплено до 1000 предприятий и хозяйств АПК. Побывать в каждом он физически может один раз в 10 лет. Поэтому о результатах обучения и проверках знаний по вопросам охраны труда в том или ином хозяйстве информируют несчастные случаи.

Последний был 1 ноября. Во время копания сахарной свеклы в 10 часов вечера, когда на улице уже ночь, вышел из строя транспортер. Устраняя поломку, 36-летний механизатор нарушил правила безопасности и серьезно травмировался. Жена и двое детей его не дождались — он умер прямо на поле.

— Наряду с нарушениями техники безопасности и необеспечением ее на предприятиях руководителями, треть причин несчастных случаев — из-за неисправности техники, — продолжает Александр Волынец. — 30 процентов механизмов, которые мы запрещаем эксплуатировать в АПК — это трактора.

Работа тракториста давно числится в разряде повышенной опасности и ежегодно ее усиливает изношенность техники. На Винниччине срок эксплуатации сельскохозяйственной техники вышел в 80 процентах имеющейся в наличии сельскохозяйственной техники. За последние десять лет машинотракторный парк области сократился на треть. В прошлом году крестьяне Винниччины смогли купить только 144 трактора и 76 комбайнов, что почти ничего.

— При убыточности большинства хозяйств и незначительной рентабельности прибыльных, нет за что покупать новую технику, — объясняет Анатолий Коваль, первый заместитель начальника управления АПК Винницкой области. — И перспектив при теперешней ценовой политике нет никаких.

По предыдущим расчетам, для полного обеспечения сельскохозяйственной техникой только Винниччины необходимо 3,4 млрд. грн. О таких деньгах никто и не мечтает, потому что реальнее из нескольких поломанных сложить один трактор, что и делают механизаторы, несмотря на то, что изношенная техника приводит к их смерти. Пока живы, они будут сеять и собирать, потому что ими движет чувство значительно более глубокое чем энтузиазм. Это врожденная тяга к земле и ответственность перед нею. Но стоя посреди тысячи гектаров плодородных почв, даже с обеими нетравмированными руками, крестьянин перед землей бессилен и чтобы опять засыпать в закрома государства щедрый урожай, не получая от нее поддержки, ему нужно на том поле разве что умереть. С архаическими серпом и «ціпком».

Мирослава СОКОЛОВА, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ