По Малой Житомирской пробегаю чуть ли не ежедневно — привычная часть маршрута на Майдан, в метро. Давно привыкла к заборам-долгожителям, за которыми вовсе не ведется бурная реконструкция знаковых строений, где когда-то жили известные художники, архитекторы, врачи, адвокаты; привыкла к еще относительно недавним многолюдным пикетам неравнодушных киевлян, которые опасались, и не без оснований, что дом Мурашко попросту исчезнет в один прекрасный день. Они боролись в судах, писали куда могли. Места-то доходные, и то, что дом не уплыл, и недавно тут, наконец, появилась охранная табличка, — и их победа. И это вдохновляет.
Цель нашей рубрики вовсе не обязательное фиксирование документов и фактов в формате — так было, так — сейчас, хоть и не без этого. Главное же, подхватить, подобрать чуть ли не с земли труднопредсказуемые нюансы, а в данном случае — от незапланированного общения. Когда рассматривали свежую новенькую табличку на старом, измученном годами, фасаде особняка под номером 14 известного в мире украинского художника Александра Мурашко, заметила, как к нам спешит мужчина в рабочей спецовке. Потом, разговорившись с назвавшим себя Сергеем, узнали, что он работник коммунального хозяйства, и этот исторически ценный дом ему знаком на более бытовом уровне. «Помню, -услышала от, видимо, сантехника или механика, — лет десять назад на моем дежурстве случилась авария, и я пришел в этот дом перекрыть трубы, чтобы избежать в разгар зимы еще больших неприятностей. Понятно, если коротко, чтобы не рвануло еще сильнее. Застал такую картину: на грязных матрасах спали две бомжихи, рядом девочка лет 15 с собакой, а у трубы грел спину какой-то мужик в наколках. Он был очень похож на Доцента из известного фильма. У всей этой пестрой компании был шок, когда они узнали, что тепло вот-вот исчезнет. С тех пор заброшенный дом стоит холодным, а бомжи исчезли по техническим причинам».
И все же Сергей подошел к нам не случайно. История старых уголков Киева — его страсть. Увидев, что мы фотографируем и что-то записываем, сразу уловил — видимо, близкие по интересу ему люди. Мы узнали что-то от него, он — от нас: о талантливом ученике Репина, который считал молодого художника особо одаренным и даже разрешил самостоятельно выбрать тему для своей программной картины. Юноша тогда выбрал близкий его мировоззрению сюжет «Похорон кошового». Репин, сам выходец из Украины, одобрил идею, а позировал портретисту в Киеве Михаил Старицкий — драматург, яркий общественный деятель позапрошлого столетия. Интересен такой факт — когда один из киевских художников приехал в Мюнхен, чтобы усовершенствовать свое мастерство у известного европейского мастера, тот ответил ему: «Зачем вам ехать учиться к нам, если в Киеве есть такой выдающийся мастер живописи, как Александр Мурашко».
...СО ДВОРА
Мы так заговорились с Сергеем, что его коллега по службе, подбежав, урезонил его — мол, чего это ты так долго болтаешь с незнакомыми? Сергей же ему ответил, правда, уже на пути к своей конторе — мы уже знакомы, нас познакомил Мурашко.
...ИЗНУТРИ
Вот такая теплая встреча у холодного особняка, где творил талантливый, бескомпромиссный, гордый художник, а в семейном особняке, мечтается, должен ожить дом-музей.
Мы же встретимся там, за поворотом.