Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Холокост — шрам на сердце человечества

4 мая, 2006 - 18:47
У ПАМЯТНИКА В БАБЬЕМ ЯРЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В эти дни в Бабьем Яре вспоминали жертв Холокоста. В 1941 году на тогдашней окраине Киева нацисты расстреляли около 30 тысяч евреев. Митинг приурочен к восстанию в Варшавском гетто, которое началось 30 апреля 1943 года. О том, как чтят память о своих соотечественниках в Израиле, как уважают свою историю, — во впечатлениях автора, побывавшего в Мемориале Яд Вашем.

Аура Израиля, его позитивная энергетика уникальны. Воистину — это синтез невообразимой древности и современности, веры и атеизма, земного и духовного. А в столице Израиля — Иерусалиме — три мировые религии переплетаются друг с другом и с городом, где находятся священные места для каждой из них. Для евреев это — Стена Плача, для мусульман — величественные мечети на Храмовой горе, а для христиан — Храм Гроба Господня и другие церкви, возведенные в тех местах, где ступала нога Иисуса.

На холме Памяти, к западу от горы Герцль, находится национальный музей, посвященный памяти жертв катастрофы европейского еврейства. Каждый, кто приезжает в Иерусалим, считает своим долгом прийти сюда. Материалы, собранные в музее, оставляют неизгладимый след в душе человека. Государство Израиль создало мемориал Яд Вашем (что означает «вечная память») в знак вечной скорби о событии, которое мы не вправе забыть никогда.

От посещения единственного в мире Музея истории Холокоста осталось самое большое, яркое и одновременно очень тяжелое впечатление. В этот день я был буквально потрясен. Конечно, я и раньше много читал и слышал о Холокосте. Но когда история уничтожения целого народа фашистами по крупицам, шаг за шагом собрана воедино, с такой эмоциональной силой, это действительно впечатляет. Катастрофа европейского еврейства времен Второй мировой войны здесь представлена в виде экспозиций, картин, фотографий, кадров документальной хроники, личных вещей детей и взрослых... Здесь экскурсоводы говорят на всех языках мира и все, кто приходит сюда, не могут сдержать слез. Также очень впечатляет высокий профессионализм, с которым подобраны экспонаты, уникальные документы и фотографии.

Каждый экспонат, документ, история и картина, дающие посетителю ощущение, чем был геноцид и кем были люди, те, кто испытал это, тщательно проработаны. В тысячах экспонатов музея совмещены уникальность и представительность. Эти способы выражения помогают посетителю понимать и вникать в почти невообразимую природу геноцида. Индивидуальные истории целиком иллюстрируют исторические темы и события, возвышая человеческое измерение более чем когда-либо прежде. Музей создан таким образом, чтобы дать посетителю полное впечатление от времени, мест и атмосферы, в которой происходил геноцид. Уникальные конструкции, места различные по высоте и углам освещения подчеркивают фокусы разворачивающегося рассказа. Фокус сосредоточен на ежедневной жизни евреев — преследования, невозможность выбора, попытки сохранить подобие человечности и надвигающаяся смерть.

От открывающей главы, посвященной довоенному европейскому еврейскому миру (где за окнами квартир большого виртуального дома мы можем наблюдать кинохронику жизни людей, которым не суждено было пережить эту катастрофу), через эпилог — описание оригинальных рукописей, написанных евреями в течение периода Холокоста — экспонаты, письма и художественные работы жертв рассказывают историю Холокоста с уникальной еврейской перспективы. Производя человеческое измерение трагедии более чем когда-либо прежде, евреи показаны, как живые субъекты под беспрецедентным преследованием, а не просто как объекты, которым нацисты диктовали политику геноцида.

Но больше всего потрясает зал Детского мемориала. В зеркальных стенах темного и длинного лабиринта отражаются огни сотен тысяч свечей, зажженных в память о двух миллионах погибших еврейских детей. В глубине звучит мелодия, и слышатся голоса — мужской и женский, — перечисляющие имена детей, которым никогда так и не суждено было стать взрослыми.

Вокруг музея разбит парк имени Януша Корчака (польского учителя, который добровольно отправился в лагерь смерти со своими учениками, еврейскими детьми). Посреди парка возвышается «Обелиск героизма» и «Долина общин». Вдоль аллеи, ведущей к парку, высажены деревья в память о «праведниках всех народов» — людях, которые, рискуя своей жизнью, спасали евреев от рук нацистов.

Яд Вашем — это не только дань памяти жертвам геноцида, но и урок всем живущим и будущим поколениям. Я думаю, что было бы целесообразно, чтобы филиалы копий фрагментов из залов Мемориала Яд Вашем были созданы во всех крупных городах мира, чтобы как можно больше людей поняли, что Холокост — это незаживающая боль, глубокий шрам на сердце человечества.

В последние годы в израильском обществе и во всем мире возрастает интерес к истории катастрофы не только в узких кругах специалистов, но и среди широких масс. Этот вопрос занимает учителей, воспитателей, студентов и школьников, а также различные неформальные объединения. Проблемы катастрофы проникают глубоко в общественное сознание и вызывают острую полемику в различных слоях общества в Израиле и во всем мире. В свете всего вышесказанного, было принято решение создать при музее Яд Вашем центр по преподаванию и изучению катастрофы, единственный в своем роде и во всем мире. Основной целью учебного центра является то, что историю катастрофы надо изучать не только как историческое событие огромного значения, но и как мощнейший воспитательный фактор. Задача школы не превращать катастрофу в некое мистическое событие, а извлечь из нее уроки, имеющие воспитательное и общественное значение. Поэтому одной из первейших задач школы стало создание прочной исторической базы катастрофы. Задачей курса обучения является изучение фактического материала о катастрофе, подчеркивается сложность и многогранность человеческого поведения в этот трагический период.

В нашей стране с прошлого года ведется разговор о создании украинского Института национальной памяти, отдельной структуры, которая должна будет исследовать методы геноцида украинского народа и, что не менее важно, методы фальсификации национальной истории. Создание подобного учреждения очень важно для украинского общества. Но как считает известный украинский историк, профессор Юрий Шаповал, «мы не должны копировать ни опыт израильского Яд Вашема, ни польского Института национальной памяти, ни аналогичных институтов в Чехии, Латвии. Украинский опыт в этом смысле должен быть другим: не знаю, лучшим или худшим, но — своим... Этот институт должен консолидировать наше общество, дать, в конце концов, людям понять, что существует одна, единая Украина, которая имеет свои интересы, свое прошлое и будущее». Но для начала очень важно, чтобы украинский Институт национальной памяти БЫЛ.

Виктор КАСПРУК, Иерусалим — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ