Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хор ангельских голосов

6 апреля, 2001 - 00:00

Это было удивительное ощущение — после дикого гудения, барабанного грохота и неистовых возгласов футбольных фанов, которые спешили на матч футбольных команд Украины и Беларуси, оказаться в мире прекрасной гармоничной музыки. Звучала она в исполнении Хора мальчиков и юношей Киевской средней музыкальной школы имени Н. Лысенко, которые не раз в этот вечер заслужили горячие аплодисменты и возгласы «браво», ибо порадовали публику и разнообразием репертуара, и изящной красотой звучания, и вдумчиво взвешенным соотношением различных голосовых партий, и трепетно-чувствительным отношением к исполняемой музыке. И как-то не верилось, что встреча юных артистов с нынешним художественным руководителем и дирижером — проректором и профессором Национальной музыкальной академии Украины, доктором искусствоведения Владимиром Рожком могла не состояться. Ведь имел он все основания, ссылаясь на излишнюю свою перегруженность (а занимал Владимир Иванович в 1997 году должность заместителя министра культуры и искусств) и на то, что давно уже не занимался дирижированием, не прислушаться к просьбам директора школы В. Шерстюка и отказаться возглавить хор, который остался без талантливого руководителя — Е. Виноградовой.

Сначала, используя преимущества солидной должности, Владимир Иванович попробовал подыскать для коллектива хормейстера. И только когда это не удалось, вынужден был действительно «собственноручно» исправлять положение. Вот тогда среди всех ежедневных дел и хлопот и начало безудержно пробиваться, как будто весенний росток, его настоящее творческое призвание, самое главное творческое дело. Ибо без них разве можно найти в себе силы и энергию для безмерно сложной работы с несколькими десятками, пусть и талантливых, но шаловливых мальчиков, которых донимают то детские болезни, то мутации, а иногда — и отсутствие самодисциплины и ответственности.

А результат этой работы всегда можно... услышать. Восторгались хором в Испании, Франции, Швейцарии. Когда в 1998 году у коллектива не было средств на поездку в Испанию, там нашлись увлеченные искусством юных киевлян господа, которые оплатили и дорогу, и пребывание гостей в их стране, и еще ездили на автомобилях за ними из города в город, чтобы еще и еще послушать волшебное, «неземное» пение. Выступал хор в огромных старинных соборах. Звучали там не только произведения духовной музыки западноевропейских композиторов-классиков, но и «Молитва за Украину» Н. Лысенко, произведения Н. Колессы, С. Людкевича, Н. Леонтовича, К. Стеценко, А. Кошица, украинские народные песни. И эти новые мелодии и ритмы вызвали настоящий восторг испанцев. Поэтому неудивительно, что и начало тысячелетия хор также встречал вместе с приветливыми жителями Пиренейского полуострова, где снова дал ряд концертов.

Сегодня в репертуаре коллектива — 85 произведений различных жанров: от народных песен до реквиемов и оперных хоров, которые всегда исполняются на языках оригинала (почти на десяти!). Конечно, одному человеку было бы не под силу подготовить и сохранять такой значительный репертуар. Поэтому рядом с Владимиром Ивановичем работают лауреат конкурса хоровых дирижеров Игорь Тутченко, выпускники школы, а ныне аспиранты Музыкальной академии Павел Струц и Олег Рожок, опытный концертмейстер Елена Шерстюк.

Достижения хора не остались незамеченными. Два произведения посвятил ему Владимир Губаренко, рады сотрудничать с ними и другие современные украинские композиторы: Жанна Колодуб, Леся Дичко, Анна Гаврилец, Виталий Кирейко, Тарас Кравцов. Обещал написать новое произведение для хора Евгений Станкович. Пел хор и в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы». А в последнем концерте в Национальной филармонии Украины был достойным партнером ансамбля «Киевские солисты», за пюпитром которого стоял народный артист Украины Богодар Которович.

Что же касается солистов-вокалистов, то больше всего поразил публику чистый, действительно «ангельский» голос Алексея Пальчикова. Хотя он готовится стать трубачом, как его отец и старший брат, но в хоре выступает с большим удовольствием. Кстати, Владимир Иванович рассказывал, что когда в испанских соборах он поднимал руки, чтобы дать знак вступать Алексею, у него самого мороз шел по коже от ожидания этого родникового, усиленного прекрасной естественной акустикой пения.

Оценили слушатели и красивый тенор солиста Государственного музыкального театра для детей и юношества Василия Грохольского. В конце концерта он исполнил «Застольную» из оперы «Травиата». А поскольку в этот вечер пели на сцене только представители сильного пола, «озвучивал» Виолетту... Алексей Пальчиков. Это был настоящий сюрприз для публики.

Когда отгремели последние аплодисменты и Владимир Иванович еще принимал приветствия коллег, его воспитанники начали бойко обсуждать счет футбольного матча. И подумалось тогда: а почему бы не объединить земные страсти и высокое искусство? Пусть бы после окончания матча звучала усиленная громкоговорителями прекрасная музыка в исполнении юных хористов. С уверенностью можно сказать, что различных инцидентов резко уменьшилось бы.

Людмила ЖИЛИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ