В свое время, «учась» по общесоюзным школьным книгам, Украина своих учебников, кроме украинского языка и литературы, истории и географии Украины и русского языка для украинских школ, практически не имела. Ныне общеобразовательная школа обеспечена отечественной учебной литературой. Около 80% такой литературы создано авторскими коллективами Академии педагогических наук Украины. Только оригинальных школьных книг издано более пятидесяти. О закладывании «золотого фонда» учебников и актуальных трудностях создания украинских учебников — в интервью с ученым секретарем отделения дидактики, членом-корреспондентом АПН Украины Юрием МАЛЕВАНЫМ.
— Острая потребность в отечественных пособиях для общеобразовательной школы возникла сразу после «парада суверенитетов». Необходимо было внести существенные изменения в содержание образования и в его дидактическое обеспечение. К тому же Россия предъявила свои права на все учебники, используемые в пределах Союза. Парадокс, но, например, даже за издание книги по геометрии известного харьковского академика Анатолия Погорелова россияне затребовали оплаты. Пришлось идти на маленькие хитрости и ранее единый учебник для 7—11 классов издавать как два: для 7—9 и 10—11 классов.
Хорошая учебная книга создается годами. Сначала она издается экспериментальным тысячным тиражом. После «обкатки» в школах с поправками и дополнениями — пробным тиражом, приблизительно 10-тысячным, и уже после этого — массовым. Такая жесткая технология, как правило, не выдерживается и создается впечатление, что некоторые учебники пишут люди, которые только что научились писать. И хотя все рукописи должны «просеиваться» через «сито» научно-методических комиссий Минобразования, эту процедуру отдельным авторам и издательствам каким-то образом удается обойти. Скажем, много претензий было к учебнику биологии для 6-го класса.
— Издание книг для школы считается делом прибыльным, ведь большой тираж и сбыт гарантированы?
— Издательства и торговля, возможно, в выигрыше, хотя и они жалуются на задолженность по госзаказам и высокие налоги. Но авторы в этой ситуации больше всего обделены. Два года назад в моем соавторстве вышел учебник по математике для старшеклассников. Оплатив 20-процентный налог с гонорара, мы заплатили за услуги машинистки и стоимость бумаги, в итоге остались копейки.
— Рынок учебников ныне достаточно пестрый, однако книги — неравноценные. Нет ли в этом опасности для школы?
— Ольга Сухомлинская, академик-секретарь АПН, как-то сказала, что ее отец Василий Александрович очень осторожно относился к учебнику как к единому источнику, регламентирующему учебную деятельность учеников. У него больше лежала душа к широкому спектру вспомогательной учебной литературы, которая раздвигает горизонты познания. В Украине сегодня только различных букварей около двадцати и около десятка книг для чтения. То есть рынок учебников предоставляет возможность выбора. Однако учитель вынужден руководствоваться методом проб и ошибок. Но ведь экспериментировать на учениках нельзя. Поэтому нужен отбор самых совершенных и апробированных временем книг. От первого поколения национальных учебников мы должны идти к созданию «золотого фонда» учебной литературы.
— А какие идеи закладываются в такую литературу?
— Актуальной является деидеологизация учебного содержания, ведь на волне национального подъема случалась подмена одной идеологии другой. Речь идет о том, что книга не должна ничего навязывать, поскольку убеждения молодого человека — продукт глубоких самостоятельных размышлений, и рождаются они в процессе анализа различных точек зрения. Только тогда они не изменятся за одну ночь на противоположные, как это было в нашей истории. Отсюда начинается и истинный патриотизм, о котором, кажется, Толстой сказал, что это не то чувство, о котором нужно кричать.
— Сотрудниками АПН созданы первые в истории украинской школы цыганская азбука и букварь. У нас появятся цыганские школы?
— Таких школ еще нет, однако автор И. Мазоре написал оригинальные книги с перспективой на будущее. АПН стремится обеспечить конституционное право каждого гражданина учиться на родном языке. Например, сегодня в Украине насчитывается 120 школ, обучение в которых ведется на венгерском языке. Созданы также учебники для школ с молдавским, русским, румынским, польским языком обучения, пособия для обогащения школьниками лексического запаса цыганского, новогреческого и языка идиш.
— Родители учеников порой жалуются на высокий уровень сложности школьных книг, мол, в наше время они были «более доступны»...
— Проблема в другом. Дети не хотят учиться. Почему? Потому что не умеют. Задача не в упрощении учебника (кстати, они адаптируются к различным интересам учеников — есть материалы обязательные, а также материалы для тех, кто хочет знать больше), а в том, чтобы научить учеников... учиться. С этой целью, в частности, академик АПН Украины Александра Савченко создала серию пособий «Красочный клубок», «Развивай свои способности», «Умей учиться» для начальных классов, вырабатывающих умение анализировать, сравнивать, обобщать. Словом, думать. Этому способствуют также учебно-методические комплекты, дополняющие учебник: книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, сборник задач и упражнений.
Идеальное пособие — книга, написанная для конкретного ученика. Конечно, это сверхзадача, однако к такой планке следует стремиться, ведь хороший учебник — национальное богатство.
КСТАТИ
Проблеме обеспечения учебных заведений Украины учебниками, учебно-наглядными пособиями было посвящено недавнее совещание в Кабинете Министров, которое провел вице-премьер-министр Валерий Смолий. В надлежащем порядке разрабатывается ежедневный график направления средств, предусмотренных госбюджетом (34 млн. грн., хотя необходимо ежегодно 150 млн. грн.) на выпуск учебной литературы и погашение долгов перед издательствами и полиграфическими предприятиями. По сообщению агентства УНИАН, правительство планирует рассмотреть программу неотложных мер по обеспечению школы всем необходимым на период до 2000—2005 года. Но пока это очень уж напоминает знаменитые пятилетки.