Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хотел приобщиться к сохранению ценного...»

На Ривненщине меценат подарил Дубенскому замку модель бального зала в трехмерной графике
24 декабря, 2019 - 11:36

С недавних пор в Дубенском замке, что на Ривненщине, появился виртуальный объект — 3D-модель бального зала XVIII века («День» сообщал об этом в № 224 от 5 декабря 2019 года). В свое время он был «изюминой» дворца Любомирских. По словам краеведов, на протяжении нескольких десятилетий здесь танцевали представители самых состоятельных семей Речи Посполитой. Зал выглядел богато и красиво. Историки убеждают, что в Европе существовало лишь два таких. А теперь интерьер бального зала XVIII века в трехмерной графике станет основой для виртуального тура по Дубенскому замку. Эту 3D-модель изготовил местный житель Виктор КОНДРАТЮК. Руководство Государственного историко-культурного заповедника города Дубно считает его меценатом, ведь проект выполнил безвозмездно. Зато сам Виктор Кондратюк говорит, что об этом не задумывался. Ему было важно сделать что-то, что помогло бы сохранить памятник архитектуры.

— Все мое детство минуло около Дубенского замка. А когда здесь учредили Государственный историко-культурный заповедник, я определенное время работал художником-реставратором. Помню, как болело сердце за то, что там происходило. Потом замок начали возрождать. Вообще к созданию интерьера бального зала в трехмерной графике я приобщился «по старой памяти».

«БЛАГОДАРЯ ТРЕХМЕРНОЙ ГРАФИКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ПРОСТО ПРЕДСТАВИТЬ, А УВИДЕТЬ, КАК ВСЕ БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ»

— Как возникла идея создать такой виртуальный объект?

— Собственно, на это вдохновил проект коллег из Острожского замка. Имею в виду виртуальный музей князей Острожских. Но они пошли одним путем, а мы — немного другим. Конечно, хотелось бы реконструировать бальный зал в реальном времени. Но это достаточно дорого, таких средств теперь нет. Поэтому и решил изготовить ее 3D-модель. Это тоже очень интересно. А относительно современных туристов, то, возможно, именно виртуальные объекты их привлекают даже больше, чем реальные.  Ведь залы периода XVIII века есть и в других музеях. А здесь посетители заходят в старое помещение, где ничего не напоминает о его виде три века тому. И вот благодаря трехмерной графике появляется возможность не просто представить, а увидеть, как все это будет выглядеть после реконструкции. В действительности это же необыкновенная аттракция.

Вообще хочу немного рассказать об этом зале. В свое время его обустроили во дворце князей Любомирских, что расположен на территории Дубенского замка. В этом крыле дворца есть три помещения — в одном из них находилась, так сказать, прихожая — зеркальная комната, где можно было принарядиться, а дальше шли трапезная, где проходили пиры, и бальный зал. Собственно, последний занимала два этажа. Там был другой свет, внутренний балкон, на котором играли музыканты, а подпирала его колоннада. В этом зале танцевали, а через приоткрытые двери гостьи могли зайти и в трапезную.

Но под воздействием многих событий помещения дворца изменялись. Так, в свое время здесь размещалась военная часть. В прежней трапезной солдаты ночевали, а в бальном зале вообще обустроили «красный уголок», сцену. То есть ее интерьер был полностью уничтожен. 

Собственно, 3D-модель бального зала создавал  на основе проекта студентки Юлии Ягодки, которая изучала архитектуру в Национальном университете водного хозяйства и природопользования. Это была ее магистерская работа. В процессе подготовки студентка работала с материалами из польских архивов. На их основе и разрабатывала проект.

Ну а уже на базе фотографий, чертежей и рисунков создавалась «черновая» 3D-модель бального зала.

«В УКРАИНЕ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ УБИЛА ЖЕЛАНИЕ БЕРЕЧЬ СВОЕ ПРОШЛОЕ И ГОРДИТЬСЯ НИМ»

— А как вы оцениваете состояние нашего культурного наследия? Кто прилагает больше всего усилий для его сохранения?

— Определенный период я был в Испании — работал над возобновлением интерьеров. Там отношение к историческим культурным объектам совсем другое. Над ними просто-таки трясутся. И это касается и государства, и местной власти, и самих жителей. Они понимают ценность этого наследия и расценивают его как мировое. Там будут хранить и несколько камней, которые остались от какой-то легендарной оборонной стены. А в Украине советская власть убила желание беречь свое прошлое и гордиться ним. У нас как будто нет ничего своего. Поэтому культура и приходит в упадок. Многое просто проходит мимо нее. Поэтому так важно не потерять то, что есть, и напоминать об этом.

Когда работал в Испании, у нас как раз были модные так называемые евроремонты. То есть господствовала тенденция спрятать все старое под гипсокартон. А там все было наоборот — если переоборудовали помещение, где размещалась старинная кузница, то подлинность должна была быть сохранена максимально. Потому что для них это ценность. А у нас — еще нет.

Вообще, когда я работал в Дубенском замке, времена были немного другие. Возможно, в настоящее время ситуация в сфере культуры несколько лучше. Но энтузиасты были тогда, есть и сейчас. Как раз на них многое и держится.

— Руководство Государственного историко-культурного заповедника города Дубно считает вас меценатом, ведь модель бального зала в трехмерной графике вы передали безвозмездно. Как считаете, насколько важными для сохранения культурного наследия являются именно такие шаги?

— В действительности я не задумывался над тем, как это называется. Меценат — это слишком громко. Ведь это понятие предусматривает вкладывание средств в определенный проект. У меня же получилось по-другому. Хотел приобщиться к тому, чтобы сохранить что-то ценное для меня, чтобы что-то детям осталось.

Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ривное
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ