В Украинских Карпатах издавна сохранились два самых больших праздника — проводы животноводов на горные пастбища и их встреча с отарами после окончания сезона выпаса. В эти дни в горных селах Закарпатья чабанов встречают как самых уважаемых тружеников. В их честь звучат трембиты, мелодии оркестров, песни. Непременный атрибут праздников проба овечьего сыра, брынзы, вурды.
От мая до начала октября на сотнях закарпатских горных пастбищах выпасаются более 100 тысяч овец и коз. Так, в Раховском районе 80 отар. Пастбище Роганяская расположено у подножия Говерлы. Трое чабанов здесь ухаживают за 700-ми овцами жителей села Богдан. Порода — украинская горно- карпатская грубошерстная. Из нее делают лучшие шинели для военных. О романтичности ремесла сами пастухи говорят неохотно: весело на душе, когда солнечно, тепло и повевает легкий ветерок. Горы тогда красивые и величавые. Но такая погода бывает редко. Немилосердную жару сменяют порывистые ветра и дожди. Но пусть с неба сыпятся на землю стрелы-молнии, отара из овчарни все равно отправляется на пастбище. Ежедневно с ней надо пройти несколько десятков километров. Травы жесткие, коровам не по вкусу, а пушистые, кудрявые животинки лакомятся ими. И все бегом, торопливо. Когда четвероногое полчище проходило под Говерлой, оно, как воинское подразделение на марше, выстроилось в длиннющую цепочку.
Утро на пастбище начинается с доения. От 250 овец получают до 40 литров молока. В овчарне они стоят плотным кольцом, опустив головы вниз, посапывая, а почувствовав свою очередь, подвигаются к проему решетчатой изгороди, попадая в руки дояров-мужчин. Все молоко идет на изготовление сыра и вурды. Ежедневно кто-то из сельских хозяев поднимается сюда на коне и забирает свою норму — гелету. На одну овцу приходится семь килограммов сыра (две гелеты) и три килограмма вурды. Сложнее всего приготовить вурду. Молоко сливают в деревянную кадку и добавляют в него так называемый кляк — желудочный сок только что рожденного и здесь же забитого теленка или ягненка, которые еще не попробовали вкуса травы. Сыр быстро сворачивается и после этого его варят на огне. Получается густая масса — отличная гуцульская вурда.
По словам Николая Рошка, чабана из Рахова, в хозяйстве выгодно держать по 10 — 20 овец, от меньшего количества пользы никакой. У одного его знакомого хозяина из села Косовская Поляна 50 овец, 6 коней, 4 коровы. Он нормально живет. Потому что есть еда для семьи, есть что продать другим. А благодаря навозу на огороде все обильно родит. Николай Рошко после нескольких лет чабанства прошлой осенью женился. На свадьбу потратил тысячу гривен, заработанных за один сезон. Жена до сих пор ездила на обработку свеклы на востоке Украины. Теперь вместе ухаживают за общественной отарой. В горах, где большая безработица, нелегко устроиться пастухом. Старший пастух подбирает под свое начало своих, хорошо известных, надежных. Сельские хозяева тоже носами крутят, боятся доверить скотину какому-то бездельнику. Настоящий чабан должен соблюдать в горах «сухой» закон. Это мука невероятная, когда выпьешь спиртного, а потом должен преодолевать марафонское расстояние. Спустившись с гор, несколько дней любят посидеть в шинке. Бывает песню затянут. Любимая — «Вівці, мої вівці...» Когда доходят до слов «хто ж вас буде пасти, як мене не стане», умолкают, мысленно говорят себе, что следующей весной ни за какие деньги не отправятся на эту адскую работу, найдут себе более легкую. Живешь там в какой-то сбитой из досок халабуде, ветер дует в каждую щель, дожди заливают. После гулянки приходят домой, заглянут в глаза жене, детям, так как-то милей становятся те горы. И уже ждут, когда снега сойдут.
Теперь в Закарпатье круторогое поголовье насчитывает 122 тысячи — 82 тысячи овец и 40 тысяч коз. Больше 90 процентов содержит население. Лидерами являются Тячевский (30 тысяч) и Раховский (26 тысяч) районы. А вот в Межгорском только 12 тысяч. По количеству коз Закарпатская область впереди всех регионов Украины. Есть 14 хозяйств, племенных репродукторов. Одни действуют, другие числятся на бумаге. Принятой программой «Государственная поддержка овцеводства» предусматривалось в прошлом году выделить на развитие селекционной работы 375 тысяч гривен, однако не поступило ни копейки. В нынешнем году запланировано 3 миллиона гривен на содержание овцематок. По 16 гривен 60 копеек на одну. Правда, при условии, если выращиваешь 40 и больше овцематок. Пока что этих денег нет. Шерсть скупают посредники. Хозяйки дома делают из нее ковры, покрывала, свитера, носки. В поселке Ясиня в советские времена построили фабрику искусственного меха. Но почему не предусмотрели здесь технологию переработки шерсти? А где хотя бы один цех по переработке овечьего молока?
Опыт подъема производительности горных пастбищ некоторые закарпатские ученые советуют почерпнуть из прошлого — 25-летие перед Второй мировой, когда Закарпатье входило в состав Чехословакии. Вот что утверждает в частности М. Рущак, доктор экономических наук, профессор Ужгородского национального университета: «Только в 1925 — 1928 годах для развития горных пастбищ министерство земледелия Чехословакии выделило 1734,5 тыс. крон. А граждане, которые пользовались ими, наряду с этим собрали 80 тысяч крон для этих целей... В 1941 г. на пастбищах площадью 41889 гектаров выпасались 103520 голов скота. Сегодня эти пастбища заброшены, за ними нет необходимого ухода. Для приведения их в надлежащий порядок необходимы определенные капиталовложения и аппарат управления, который бы постоянно занимался восстановлением пастбищ и их содержанием. Поэтому было бы целесообразным создать областное управление горными пастбищами, которое бы занималось вопросами их развития и созданием необходимой инфраструктуры».
В бывшем Советском Союзе Украина по поголовью овец занимала четвертое место. В 1988 г., скажем, она имела более 8 миллионов голов. Доля шерсти в сырье легкой промышленности составляла 80 процентов. В последние годы наблюдается упадок овцеводства. Правда, в Закарпатье по сравнению с прошлым годом на несколько тысяч выросло поголовье овец и коз. В целом по Украине оно сократилось на 28 тысяч. Отрасль, которая в 2001-ом начала наращивать производство, по словам министра аграрной политики Сергея Рыжука, подкосили резкое снижение закупочных цен и доходов животноводов. По данным Госкомстата, в прошлом году рентабельность мяса овец и коз составляла минус 36%, шерсти — минус 78%.
Чтобы хотя как-то привлечь внимание к проблемам отрасли и достойно чествовать ее трудящихся, в Рахове по инициативе главы районной государственной администрации Михаила Даскалюка уже третий год подряд в первое воскресенье сентября проводят фестиваль брынзы. Овечий сыр подсаливают и получают брынзу. Семья раховчанки Анны Мельничук, у которой трое детей, потребляет за год 60 килограммов сыра. Пани Анна, активно торгуя на празднике, говорит, что все гуцулы, которые едят много сыра, брынзы, вурды, здоровы. Эти натуральные продукты дают молодость, долголетие. Виагра пусть уйдет на задний план. Может, поэтому на Раховщине больше всего в Закарпатье многодетных семей. На фестивале каждый хозяин сначала угощает гостей брынзой, а потом только продает. Каждый сельсовет предлагает бесплатно различные закуски и напитки, после чего под зажигательные мелодии хозяева и гости пускаются в танец. Посетители осматривают выставки-продажи работ народных умельцев. Многие жители Раховщины нынче принимают в своих домах украинских и зарубежных туристов. Туристы просят ежедневно готовить им токан с брынзой — кукурузная мука с брынзой. На закарпатской Гуцульщине этим блюдом торжественно заканчивается свадебное застолье.
На празднике в Рахове создали Всеукраинскую ассоциацию работников овцеводства.