Нынешняя кампания по выборам президента Украины ошеломляет многочисленными сюрпризами, обнажает то, что годами было скрыто от глаз общества, — как плохое, так и хорошее. Например, многим казалось, что в составе Украинской православной церкви Московского патриархата мало действительных патриотов своей страны, особенно среди клира — диаконов, священников, епископата, не говоря уже о монашестве. Такому поверхностному и несправедливому суждению сильно поспособствовала бурная (чтобы не сказать — скандальная) политическая активность руководителей Православных братств этой церкви, а также некоторых «широковещательных» (как говаривал царь Иоанн Грозный) церковных СМИ. А всего более — то, что священноначалие УПЦ никогда публично не отмежевывалось от высказываний и бесконечных «крестных» ходов этих братств, которые часто носили антигосударственный, если не характер, то — оттенок.
Оказалось, что это совсем не так, и деление украинского общества не всегда имеет конфессиональные (также как географические или языковые) границы. В подтверждение этого ниже подаем в сокращенном виде малую толику тех заявлений, которыми наполнен сегодня интернет и в которых православные верующие и духовенство УПЦ не только высказывают свое отношение к тому, что сегодня происходит в стране, но также смело оценивают гражданскую позицию своей Церкви.
Так, в заявлении, подписанном десятками клириков и мирян УПЦ (среди них священник Петр Зуев, священник Богдан Огульчанский, священник Андрей Дудченко, диакон Андрей Глущенко, кандидат богословия Юрий Черноморец, кандидат философских наук Евгений Аврамчук и много-много других верующих), в частности, говорится: «Дорогие братья и сестры! Призываем вас поддержать народ, осудив нарушителей Заповедей Господних, крадущих миллионы голосов избирателей, лжесвидетельствующих в средствах массовой информации и уже готовых нарушить заповедь «Не убий!». Защита народом своих попранных прав и свобод может и должна быть поддержана Православной Церковью. Вспомним о том, что Патриарх Сербский Павел поддержал свой народ; что Католикос всея Грузии Илия также поддержал свой народ, несмотря на то, что Грузинская Православная Церковь настроена против Запада. Мир и стабильность не могут основываться на лжи и обмане, на крови и насилии, иначе Господь покарает и страну, и народ, и Украинскую Православную Церковь...»
Отец Богдан Огульчанский считает, что на данном критическом отрезке украинской истории огромное значение имеет наличие примиряющего, созидающего начала, которое остается над схваткой, к которому как к нравственному авторитету и арбитру могли бы обращаться представители различных политических платформ. Из всех религиозных конфессий таким арбитром могла бы стать только Украинская православная церковь, которая представлена более чем 10 тыс. приходов по всей территории Украины. Но тут возникает важнейший вопрос: способны ли церковные лидеры отстоять принципиальное невмешательство Церкви в политику и независимость Церкви от политических сил?
Искушение властью — одно из трех искушений, которые Христос преодолел в пустыне. В последние критические недели нашей истории политические силы также искушают Церковь, разыгрывая политическую карту. В связи с этим возникает угроза, что доверие народа к Церкви существенно снизится. Если Церковь явственно показывает, что поддерживает одну из сторон гражданского конфликта, тем самым она теряет влияние и возможность свидетельствовать свои нравственные принципы и позицию для всего украинского народа.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в разделе «Церковь и политика» мы читаем: «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян». И далее — очень важно: «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее».
Между тем Православная церковь в текущий исторический момент оказалась вовлеченной в политическое противостояние. К сожалению, мы часто заменяем нравственность Евангелия корпоративной этикой: то, что нам представляется выгодным для нашего церковного сообщества — с материальной точки зрения или в плане повышения влияния в обществе, мы поддерживаем. А нравственными ли средствами достигается поставленная цель — совсем уже не важно. Тем более печально, если эта цель достигается повышением напряжения в обществе и неприятием Православной церкви со стороны оппонентов. Нам необходимо молиться за сохранение мира и согласия. Нельзя превращать храмы и амвоны в места выяснения отношений между сторонниками разных взглядов. Важнейшей задачей для нас является внутреннее единство в вере и любви.
По мнению Святослава Речинского, президентские выборы этого года обнажили много позорных явлений нашего времени. Пожалуй, самым страшным оказалось то, как легко нынешняя власть смогла пожертвовать душой народа — его Церковью. Режим пытается выставить Православную церковь в качестве живого щита, в качестве заложницы собственного сохранения. Печально также и то, что многие церковные люди поддались на эту уловку и приняли участие в том, в чем по совести и по вере принимать участия нельзя.
Пропагандистский аппарат режима внедрил в церковную среду ряд мифов, которые сейчас активно тиражируются церковными маргиналами. В основном мифы эти собраны в разнообразных воззваниях Союза православных граждан Украины, организации, которая, кстати сказать, действует без благословения священноначалия УПЦ. Миф первый: Ющенко — ставленник национал-экстремистов и униатов, хотя Ющенко никогда не декларировал свою приверженность к Украинской греко-католической церкви и является православным. Миф второй: если Ющенко придет к власти, то УПЦ ожидают гонения. Но суть политики коалиции «Сила народа» заключается именно в том, чтобы построить в Украине такую систему власти, при которой никто не мог бы никого ниоткуда выгонять или притеснять. Третий миф, который активно распространяют среди православных: миф о том, что за Ющенко нельзя голосовать, так как он дважды женат. Во-первых, Украина — светское государство, и второй брак вряд ли можно считать препятствием на пути к президентству. В конце концов, это его личное дело, и выбираем мы президента, а не патриарха.
То, что многие священнослужители стали жертвами пропагандистского аппарата нынешнего режима, принесет вред прежде всего их же прихожанам, которые перенесут недоверие к этим пастырям на всю Церковь. И тому уже есть множество примеров. Люди просто перестают посещать храмы, в которых ведется предвыборная агитация. Они приходят к Богу, а не к агитаторам в рясах.
Группа молодежных активистов УПЦ (Московского патриархата) написала открытое письмо Митрополиту Владимиру (Сабодану): «Ваше Блаженство! 14 ноября 2004 г. появилось Ваше глубокое и взвешенное «Обращение к кандидатам в президенты Украины и избирателям», в котором церковный мир увидел воплощение Вашей пастырской позиции. Но за две недели до этого на телеканале «Интер» транслировалось Ваше интервью, в котором Вы вспомнили, среди прочего, что дали свое благословение на участие в избирательной кампании лишь В.Ф.Януковичу и усматриваете в нем «действительно верующего православного человека, который достоин стать во главе нашего государства». Сразу после показа Вашего интервью в епархиях УПЦ состоялись агитационные мероприятия в пользу В.Ф.Януковича».
В открытом письме приведен ряд непреложных фактов относительно использования амвонов как агитационных трибун, а также об изгнании из храмов приверженцев кандидата оппозиции. «Мы наблюдаем печальное деление среди прихожан и священников, ведь в канонической церкви есть люди, которые отдали свои голоса как за кандидата власти, так и за оппозиционного кандидата. Но считать одного спасителем православия, а другого — слугой сатаны означает только одно: сеять вражду между людьми». Авторы пишут: «Что угрожало бы УПЦ, если бы она сохраняла нейтральную, независимую позицию относительно избирательной кампании? Неужели кто-то считает, что уравновешенная позиция Церкви могла ей повредить? Между тем одиозная поддержка одного из кандидатов на пост главы государства неминуемое приведет к потере авторитета УПЦ и усложнит миссионерскую деятельность Церкви».