Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

И дешевле, и не вредит экологии

Тернопольский изобретатель предлагает новое моторное топливо для замены дизельного
16 февраля, 2009 - 20:21

Еще в конце ХIХ столетия немецкий инженер, изобретатель Рудольф Дизель создал двигатель внутреннего сгорания, названный в его честь — дизельный двигатель, для работы которого до сегодняшнего дня используют производные нефти. Сейчас, вследствие значительного подорожания нефтепродуктов и ухудшения экологической ситуации, наши современники ищут новые виды моторного топлива.

В последнее время популярность приобретает биодизельное горючее из рапса, сои и тому подобное. Тернопольский изобретатель Мирослав Копак предлагает свою технологию изготовления нового моторного топлива — синтез-газа. Еще получая специальность механика автотракторной техники в Бережанском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства, он задумывался над идеей перевода нефтяного топлива на альтернативное. Эта идея усиливалась многочисленными публикациями ученых, которые предсказывали будущее подорожание нефтепродуктов и писали о необходимости поиска новых видов моторного топлива. Однако к реализации своего замысла Мирослав Копак пришел не сразу. Он закончил Львовский политехнический институт и аспирантуру Тернопольского государственного технического университета, работал инженером-конструктором цеха нестандартного технологического оборудования Тернопольского радиозавода «Орион», инженером-конструктором отдела станкостроения проектно-технологического института Тернопольского комбайнового завода, научным сотрудником Львовского политехнического института. Многочисленные изобретения Мирослава Копака внедряют в машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой и химической промышленности. Он имеет свыше 50 авторских свидетельств на изобретения Советского Союза, свыше 30 патентов Российской Федерации и семь патентов Украины. Для того, чтобы создать новое моторное топливо необходимо было значительно больше знаний в области химии, в частности, нефтяного и альтернативного топлива, и Мирослав Копак их освоил. После этого изобрел свои формулы и создал автотракторный генератор, который превращает определенные компоненты в синтез-газ. Над этим изобретатель работал почти десять лет. Опыты пришлось проводить на отведенной территории в селе, потому что, понятно, что в городской квартире это было сделать невозможно, а специально оборудованное помещение Мирославу Копаку не по карману.

— Я, уже будучи опытным инженером-конструктором, инженером-технологом, ученым, взялся реализовать эту идею. Чтобы проверить свои химические формулы, взял обычный 50-литровый пропано-бутановый баллон и заправил химическими компонентами. К баллону я присоединил дозатор, а из него трубопроводы — с электрическим нагревателем — теном, который нагревался до 550 градусов, и на выходе зажег спичкой. В результате химические компоненты образовали водород, окись углерода, метан и другие химические соединения, и я получил синтез-газ. А поместив обычную нихромовую спираль открытой в высокотемпературный изолятор, в результате чего она нагрелась почти до 900 градусов, я достиг еще лучшего эффекта. Это все запатентовано, я подал заявку на изобретение и веду, соответственно, патентование всех компонентов, — рассказывает Мирослав Копак.

Изобретатель уверяет, что его моторное топливо и для окружающей среды безопасно, и не является взрывоопасным, потому что, как он отмечает, в обычном состоянии синтез-газ не является горючим веществом. Учитывая то, что электроэнергия является слишком дорогой, и, таким образом производить синтез-газ невыгодно, то, будучи механиком по автотракторной технике, а, следовательно, зная принципы работы двигателей, Мирослав Копак использовал ту энергию, которая даром выходит в воздух, то есть энергию охлаждающей воды, выхлопных газов и часть электрической энергии, которая есть на борту автотракторной техники.

Новое моторное топливо, то есть синтез-газ, позволяет экономить 80% дизтоплива, не является вредным для работы двигателя и стоит намного дешевле, чем традиционное.

— Литр топлива, которое я разработал, эквивалентно литру дизельного горючего, но стоимость синтез-газа составляет всего лишь одну гривню. Для того, чтобы двигатель заработал, то есть для загорания смеси, так как здесь есть специальный процесс, необходимо 20% дизтоплива. Оно служит в качестве такого зажигателя, потому что имеет низкую температуру самозажигания. Это именно то, о чем думал Рудольф Дизель. Сам дизельный двигатель может работать в качестве «всеядного» двигателя, — отмечает Мирослав Копак.

Нынче изобретением господина Мирослава — автотракторным генератором синтез-газа — заинтересовались предприятия Европы, а также фермеры Тернопольщины и соседних областей, для которых дизельное горючее в условиях финансово-экономического кризиса не по карману.

— Я распространил информацию о своем изобретении по интернету, и им заинтересовались люди не только в Украине, но и за границей. У меня есть даже запросы из Швейцарии. Они хотят генератор синтез-газа сконструировать с двигателем. То есть чтобы этот генератор был уже подсоединен к системам охлаждения, выхлопа, к электрической системе. Ведь использование дешевого горючего при помощи такого двигателя увеличивает стоимость самого двигателя. Установку могут использовать и фермеры, условно, на тракторе, и иметь хорошую экономию. Но все же ее использование больше уместно для моторных заводов. Ведь люди не очень хотят вклиниваться в системы двигателя. В таком случае я предлагаю использовать воздушный компрессор. Такое небольшое устройство. В нем все элементы стандартны. Соединив его с баллоном, можно непосредственно впрыскивать в цилиндр двигателя горючее, — рассказывает Мирослав Копак. — Ко мне приезжают люди из Львовской, Черновицкой, Хмельницкой областей... Ведь лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лариса ОСАДЧУК, Тернополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ