Украинские школьники ежегодно создают до 500 изобретений. Эти разработки могут облегчить спасение людей, скажем, при пожарах, автоматизировать определенные процессы на производстве, улучшить состояние окружающей среды. Но большинство идей не доживают до воплощения. Маловато знаний, как представить свой креатив инвестору, нет контактов этих инвесторов.
Многие изобретатели объединяются в Малой академии наук. Поэтому с подачи МАН сейчас создается первый государственный бизнес-инкубатор для старшеклассников UF Incubator. Название расшифровывается как Ukrainian Future Incubator, инкубатор «Будущее Украины». Проект начал работать в феврале, но не в полном объеме. В данное время участники инкубационной программы раз в месяц посещают занятия в лаборатории «МанЛаб», где их учат основам маркетинга, созданию бизнес-плана, тому, как продвигать свою идею. А в конце этого года должна начать работать большая база на Чоколовском бульваре, 13, где когда-то был кинотеатр «Ереван», — с пространствами для лекций и других образовательных событий, прототипирования и тому подобное.
«МЫ ВЫБИРАЕМ ЛУЧШИХ И ПОМОГАЕМ ИМ», - ТАК ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ UF INCUBATOR ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ ВИТАЛИЙ ЛИСОВЫЙ
Руководитель UF Incubator Виталий Лисовый рассказал о проекте сегодня и показал, каким он будет через полгода. А первые участники инкубационной программы потренировались на нас, как презентовать свои проекты.
РЕЗИНОВАЯ «МАКУЛАТУРА»
Новую жизнь утилизируемым шинам хочет подарить 15-летний Даниил Коваленко, который учится в Политехническом лицее КПИ. «Никто не изобретал такого раньше! Метод включает глубокое охлаждение шин жидким азотом, а затем — действие на них ультразвуком, который разбивает их на мелкие крошки. Эти крошки можно использовать для изготовления любых резиновых изделий», — объясняет старшеклассник.
Сейчас шины или просто накапливают, или сжигают. Это вредит окружающей среде к тому же, пропадает сырье, которое можно использовать повторно. Метод Даниила экологически чистый, экономически выгоден и ему нет аналогов.
ДАНИИЛ КОВАЛЕНКО НАШЕЛ МЕТОД ПЕРЕРАБОТКИ ШИН С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАЗВУКА, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМ, ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНЫМ И НЕ ИМЕЕТ АНАЛОГОВ
«Другой плюс этого метода — нет непосредственного контакта деталей и шин. Ведь, например, есть технология по переработке шин на своего рода «мясорубке». Там очень большая изнашиваемость приборов. У нас все работает дистанционно, не нужно ежемесячно заменять детали, — добавляет школьник. — Из дистанционных еще есть метод обработки шин озоном, но он экологически вреден и довольно опасен, потому что озон является нестабильным веществом. Поэтому, думаю, наш метод — вне конкуренции».
Даниил уже испытал свою технологию и даже запатентовал ее. Но мощности при эксперименте были малыми. «Мы работали с установками мощностью в 50 и 250 Вт. Хотя для эксперимента нужно хотя бы 4 000 Вт, чтобы все было наглядно. Такие установки очень дорогие, для этого нам нужна инвестиция. Но этот метод работает», — заверяет школьник.
Разработчик имеет концепцию завода, где бы перерабатывали шины ультразвуком. Но сначала нужно провести эксперименты на мощных установках и просчитать, сколько шин можно перерабатывать в час. Недавно Даниил написал письма в международные компании по изготовлению шин, чтобы заинтересовать их своей технологией. Парень надеется, что бизнес-инкубатор поможет с поиском инвестора и продвижением проекта.
СЕРГЕЙ ЛЫСИН, КОТОРЫЙ РАЗРАБОТАЛ РОБОТА-ПОЖАРНОГО С СИСТЕМОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗРЕНИЯ, УБЕЖДЕН, ЧТО ВСЕ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНЫ ИЛИ ОБЛЕГЧАТЬ ЖИЗНЬ, ИЛИ ЗАЩИЩАТЬ
ДЛЯ САМЫХ МОЛОДЫХ ИННОВАТОРОВ
Считается, что первый бизнес-инкубатор появился в США в конце 1950-х годов, его основал Джозеф Манкузо. В 1990-х это стало трендом. «В мире есть прибыльные бизнес-инкубаторы, которые создают частные компании, а есть такие, которые работают в образовательных учреждениях, — говорит Виталий Лисовый. — В США большинство ведущих вузов, например, в Массачусетсе, Флориде, есть бизнес-инкубаторы для студентов, которые могут реализовать там свои проекты. Практически все страны Евросоюза имеют развитую сеть таких инкубаторов: Эстония, Финляндия, Германия, Польша и другие. Мы являемся академическим учреждением, занимаемся научным образованием старшеклассников, потому создание бизнес-инкубатора на нашей базе — это логично».
Примечательно, что в UF Incubator ориентируются на старший школьный возраст, тогда как аналогичные структуры обычно работают со студентами.
«Много лет МАН проводит конкурс молодежных инновационных проектов «Будущее Украины». Там дети ежегодно представляют свои лучшие изобретения, прототипы, проекты. Собственно, этот конкурс и вдохновил на создание бизнес-инкубатора. Дети, которые принимают в нем участие, талантливы, имеют готовые решения, которые могут конкурировать со взрослыми. Их изобретения касаются робототехники, приборостроения, материаловедения, электроники и тому подобное. Но часто эти дети не имеют возможности реализовать свои проекты в бизнес-среде, сделать их коммерческими, — продолжает Виталий Лисовый. — Главная задача нашего бизнес-инкубатора — помочь детям получить навыки по бизнес-образованию. Чтобы они знали, как представить свой продукт, как убедить инвестора профинансировать проект, как работать в команде, какую стратегию по продвижению выбрать и тому подобное. Также наша задача заключается в том, чтобы помочь детям получить патент на разработку».
СВЕТЛАНА ШУГАЙЛО ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ «РАЙСКИЙ САД» НА ТЕРРИТОРИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. СТАРШЕКЛАССНИЦА ОБЪЯСНИЛА, КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ НА САДАХ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
«ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ КЛАССНАЯ ИДЕЯ — ПРИХОДИШЬ И РАБОТАЕШЬ»
Виталий показывает технический паспорт локации, которая появится на Чоколовском бульваре. «Там будет коворкинг, где смогут работать дети, которые попадут в инкубационную программу. Они смогут пользоваться офисным оборудованием, будут иметь место для работы. Также будет кинолекторий на 250 мест — там будут проходить лекции, тренинги, встречи с успешными стартаперами, — перечисляет руководитель UF Incubator. — Еще будет действовать лаборатория прототипирования, где будут доступны 3D-принтеры, паяльная станция, фрезерные станки и тому подобное. Наши специалисты будут помогать всем этим пользоваться».
В UF Incubator одновременно сможет работать восемь команд, которых будут отбирать по конкурсу. Каждая команда может состоять из восьми — десяти участников. «Однако если у тебя нет команды, но есть классная идея — приходишь и работаешь, нет проблем», — добавляет Виталий. Инкубационная программа будет длиться от трех до десяти недель, все будет зависеть от уровня готовности проекта и состава команды, которая им занимается.
Пока центр строится, юные разработчики собираются на тренингах и лекциях. Последующее событие состоится в конце марта и будет посвящено фандрайзингу. А летом команда инкубатора хочет провести стартап-школу. Для участия в ней объявят конкурс. Если есть интересная идея, можно подать заявку, а эксперты отберут наиболее интересные проекты.
«РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНЫ ИЛИ ОБЛЕГЧАТЬ ЖИЗНЬ, ИЛИ ЗАЩИЩАТЬ»
Пока разговариваем с Виталием, приходит ученик Политехнического лицея КПИ Сергей Лысин. Парень, которому 14 лет, разрабатывает робота-пожарника с системой самонаведения на базе компьютерного зрения.
«Мы проанализировали существующие прототипы роботов-пожарников и увидели, что ими трудно управлять. Человек обязательно должен присутствовать при гашении огня. Поэтому мы решили немного автоматизировать этот процесс и создали компьютерное зрение, которое позволяет роботу самостоятельно искать огонь и его тушить», — описывает свою идею Сергей. Рядом стоит прототип робота, которого парень подключает к компьютеру и показывает, по каким принципам тот работает. Конечно, огонь не разжигаем.
RGB-изображение, которое передает то, как мы видим в обычной жизни, разработчик переводит в формат HSV. Робот реагирует на подвижные красные контуры — их он идентифицирует как огонь. На мониторе они выглядят зелеными. Также Сергей показывает, как проводили тестирование в условиях, близких к реальности. Небольшой робот быстро ездит и ищет огонь, а когда идентифицирует его, то заливает из брандспойта.
«Пока человек частично должен присутствовать при гашении пожара, но мы совершенствуем процесс, — комментирует школьник. — Это только прототип. Мы хотим прибавить еще одну плоскость для системы компьютерного зрения, разработать корпус. Если использовать такого робота в лесах и на больших предприятиях, нефтебазах, то нужно его увеличить. Еще сейчас я изучаю новый язык программирования, и с его помощью мы будем создавать лучшую модель».
Этим проектом Сергей вместе с научным руководителем занимался пару месяцев. Какие-то разработки придумывал и раньше, но называет их «менее серьезными». Тем не менее, их цель — облегчить спасение людей. «Первая моя идея — робот-сапер. Хотел сделать устройство, которое бы ездило с металлоискателем и искало снаряды. У любой мины есть железная начинка. Я считал, что можно сделать металлоискатель, который бы находил мины, и это будет безопаснее для человека. Но потом столкнулся со многими проблемами, понял, что это будет нереально дорого, — вспоминает парень. — Потом мы с напарником придумали модульного робота-спасателя. Он был, как гусеница, которая могла пробраться в труднодоступные места и искать людей. Думаю, что все разработки должны или облегчать жизнь, или защищать людей».
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА САД
Проекты первых слушателей UF Incubator касаются не только техники. Когда-то «День» рассказывал, как на холмах вокруг Киево-Печерской лавры начиналось украинское садоводство. 11-класница Светлана Шугайло создала макет «Райского сада», который предлагает разбить на территории монастыря.
«Идея возникла, когда прогуливалась по Киево-Печерскому заповеднику и натолкнулась на не очень привлекательный участок. Там были кучи строительного мусора. Подумала, почему бы не создать на этом месте сад, который бы стал украшением города», — делится Светлана.
В Малой академии наук старшеклассница писала работу об основных принципах организации монастырских садов со времен Средневековья до барокко. Сад, который Светлана предлагает создать в Киеве, сформирован на таких же принципах. «Это идеальное место отдыха для всех! Можно сесть около фонтана и почувствовать аромат лаванды, высаженной рядом. Кто устал от города, может уединиться в перголах из роз. Также у сада есть лечебный огород с пряно-ароматическими растениями. Еще здесь должны быть плодово-ягодные культуры: яблони, малина, по периметру дорожек — разные виды смородины. В каждой четверти сада расположен миксбордер, клумба, изменяющаяся в каждое время года», — проводит виртуальную экскурсию старшеклассница.
Девушка замечает, что потенциально сад даже может приносить прибыль как источник растительного сырья для всевозможных чаев, мыла и тому подобное. А еще каждое растение здесь имеет символическое значение.
«В прошлом году была с этим проектом на киевском фестивале стартапов и поняла, что людям нужен продукт, который приносит прибыль уже сейчас, — констатирует Светлана. — Сад — это несколько другое, на воплощение такого проекта необходимо время. Поэтому меня и заинтересовал бизнес-инкубатор: иметь идею хорошо, но кому она нужна, если ты не можешь донести ее важность? В моем случае — то, что на садах тоже можно зарабатывать, принося пользу людям».
«БЫЛО БЫ КРУТО ПРИВЛЕЧЬ НАШИХ БИЗНЕСМЕНОВ»
Подобная мотивация и у Сергея Лысина. «Инкубатор позволяет продвигать свой проект в будущем. Потому что, если я буду делать изобретения, а затем сидеть дома и никому о них не буду рассказывать, это нелогично», — рассуждает парень.
В Украине есть частные инкубаторы, но их подход другой, чем у UF Incubator. Говорит Виталий Лисовый: «Как правило, частные бизнес-инкубаторы хотят иметь что-то реальное, что можно завтра запускать в производство. Мы хотим помочь развить идею. Мы выбираем лучших и помогаем им».
Некоторые проекты воспитанников МАН уже нашли поддержку инвесторов и переросли в инновационные компании. Но это единичные случаи, и в UF Incubator хотят увеличить их количество. Виталий Лисовый оптимистично утверждает, что потенциально проекты украинских школьников могут заинтересовать предпринимателей из разных стран. Но добавляет: «В первую очередь для государства было бы круто, если бы украинские бизнесмены начали инвестировать в нас. В Украине есть технологические компании, которых такие разработки могут заинтересовать».