Игорь Шпара очень любит свою профессию, город и борется
с непродуманной застройкой центральной части города. Он считает, что это
может привести к изменению традиционного облика центра столицы. Вот и на
встрече Президента Украины с представителями творческих союзов он выразил
несогласие с возведением на Бессарабской площади гостинично-офисного центра
Daewoo. Проектом предусмотрено строительство здесь 40-этажного сооружения
высотой 175 метров. Таким образом, здание окажется на 30 м выше колокольни
Свято-Успенской Лавры и на 70 м выше Софийской колокольни.
Это не единственный проект, против реализации которого
выступает Игорь Петрович Шпара, беспокоясь о целостности уникального облика
древнего города. О зодчих и зодчестве, национальных святынях и шел разговор
с главой Союза архитекторов в редакции «Дня».
— Игорь Петрович, какой след оставит грядущим поколениям
то, что сейчас происходит в архитектуре?
— К великому сожалению, архитектура и градостроительство
в Украине переживают не лучшие времена. В условиях затяжного экономического
кризиса заказчиками востребованы в основном проекты коммерческого характера
— это банки, офисы, магазины, реконструкции зданий и приспособление их
под новые функции. Отличительная особенность нашего времени — привлечение
средств населения для строительства жилья. Надежды на крупные зарубежные
инвестиции в строительство практически похоронены — инвестиционный климат
Украины сегодня приближается к арктическому. На этом фоне несовершенство
закона о местном самоуправлении приводит к монополизации принятия градостроительных
и архитектурных решений местными администрациями, которые очень часто бывают
непрофессиональными и наносят ущерб сложившимся историческим центрам.
Серьезной проблемой современной архитектуры и градостроительства
является отсутствие профессиональной законодательной базы. Более пяти лет
нынешний состав руководства Госстроя и Союз архитекторов пытаются провести
«Закон об архитектурной деятельности». Прошло больше года, как он принят
парламентом в первом чтении. Когда же депутатский корпус уделит время архитектуре?
Наш закон в сочетании с другими профессиональными законами помог бы навести
порядок в этой важнейшей для государства сфере деятельности.
— Если мы возьмем какую-либо эпоху нынешнего столетия,
допустим, сталинизм, то можем найти дома, например, здание Кабмина, которые
ее отражают. Что характерно для нынешней эпохи?
— Архитектура — дитя своего времени. И здание Кабмина,
и большинство построенных зданий того периода — яркое отражение духа тоталитарного
режима. А здания райкомов, обкомов, органов местной власти 60—90-х годов
— образы «развитого» социализма, как и большинство жилых массивов того
периода, — символы казарменного стиля. Это зеркало эпохи. Архитектура Запада
ушла за это время далеко вперед. Мы же все еще идем старым путем — строим
в основном из кирпича и бетона. Техника строительства недалеко ушла от
ХIХ века. Только приступаем к освоению новых технологий и материалов.
— Был такой случай, когда стену между шевченковским домиком
и зданием банка в Шевченковском переулке разбирали ночью, чтобы сделать
необходимые ремонтные работы. Говорят, что вообще планировали перенести
музей повыше и сделать автостоянку. Угроза этого еще реальна?
— Я не знаю о таком прецеденте, но думаю, что никому, даже
при поддержке самых сильных мира сего, общество не позволит нарушать законы
государства и посягать на целостность усадьбы-музея Шевченко.
— А как, на ваш взгляд, здание банка вписано в эту часть
старого Киева?
— Мне представляется, что строительство банка в тех массах
и объемах и в том планировочном подходе выполнено автором недостаточно
корректно. Но жизнь есть жизнь, город должен развиваться и модернизироваться.
Эффект таких хирургических операций зависит от умения и мастерства архитектора.
Но это не проект Daewoo на Бессарабской площади, который перечеркивает
ансамбль Крещатика.
— Неужели Союз архитекторов никак не может повлиять на
это решение?
— Не только Союз архитекторов, но и государственные органы
— Госстрой, Академия архитектуры и Градостроительный совет, широкие круги
творческой интеллигенции на общественных обсуждениях, советах, в обращениях
к Президенту и правительству, городской администрации протестовали против
реализации этого проекта.
Протесты были направлены также и против реализации проектов
«Интерконтиненталь» на Софийской площади, отель «Хилтон» на улице Владимирской,
«Президент-отель» на склонах Днепра, проекта офисного здания в заповеднике
«Стародавній Київ» и других. Вынужден констатировать — нулевая реакция,
ни одного ответа со стороны власть имущих. Молчание может свидетельствовать
либо о полном безразличии, либо о заинтересованности в проводимой политике.
— Как такое возможно?
— В наше время все возможно. Закон о местном самоуправлении
позволил мэру и его подопечному — главному архитектору города — монополизировать
архитектурную и градостроительную политики, не считаясь с мнением Госстроя,
профессиональной общественности, архитектурными советами всех уровней.
— Однако на встрече Президента с представителями творческих
союзов мэр Киева Александр Омельченко заверил присутствующих, что окончательные
документы по смете, объемам, планам и срокам строительства офисного центра
на Бессарабской площади не утверждены.
— Либо мэра города неправильно информировали, либо он говорил
неправду. Проект согласован, а это значит, что его можно реализовывать.
На мой взгляд, такая монополизация архитектурной власти может привести
к тому, что архитектура столицы станет заложницей видения и вкуса одного
человека, а это опасно.
— Игорь Петрович, еще примеры подобного плана можете привести?
— Самые свежие: утверждено строительство 22-этажного дома
на днепровских склонах в тылу Китайского посольства на территории Дома
офицеров. Во-первых, проект принят с нарушениями действующих нормативов.
Во-вторых, ни одна разработка не согласовывается без тщательного анализа
и обоснования, тем более в таком ответственном месте. В-третьих, главный
архитектор Киева — он же один из авторов этого проекта — сам себе его беспрепятственно
согласовал. А в-четвертых, можно ли на этом месте строить высотный жилой
дом — большой вопрос. Ведь речь идет о Печерском холме, который всегда
рассматривался генеральным планом как место развития и формирования правительственного
центра. Здания Верховной Рады, Совета Министров, администрации Президента,
вся инфраструктура правительственных учреждений и их служб не в полной
мере отвечают требованиям современной столицы крупнейшего государства.
Давно назрела необходимость разработать концепцию развития такого центра,
чтобы избежать случайного строительства в этом районе и получить в будущем
достойный Украины выразительный правительственный центр.
Факт второй. На градостроительном совете рассматривали
проект капитального ремонта жилых домов по Владимирской, 22—24. Это сердце
Киева — Софийская площадь. Дома были построены в конце ХIХ века и являются
памятниками архитектуры. Этот статус требует в таких случаях проведения
щадящего реставрационного ремонта. Они неплохо сохранились. В хорошем состоянии
находились деревянные конструкции-перекрытия, сделанные из великолепной
лиственницы. Сегодня идет активная разборка этих конструкций: гибнут камины,
лепнина, изумительные интерьеры, будут разобраны парадные мраморные лестницы.
Надстройка двух этажей, увеличение высоты здания некорректны по отношению
к Софии, размеры собора визуально уменьшатся, а это недопустимо для памятника
мирового значения. Как и в первом случае, автор сам согласовал себе такое
решение.
— За рубежом архитектор, занимающий какую-то административную
должность, не имеет права заниматься при этом коммерческой деятельностью
и участвовать в конкурсах. У нас это регламентируется?
— За рубежом чиновник от архитектуры не имеет права заниматься
архитектурной практикой и бизнесом. Нарушение квалифицируется как коррупция,
виновный привлекается к суду и увольняется. Наше законодательство в положении
о госслужащих четко определяет, что никто из них не может использовать
свое служебное положение в корыстных целях и заниматься предпринимательской
деятельностью. Такие же позиции зафиксированы в законе о борьбе с коррупцией.
Госслужащий имеет право заниматься творческой деятельностью, но не связанной
с коммерцией, и не творить, используя свое служебное положение в корыстных
целях. К сожалению, для руководства «Главкиевархитектуры» законы не писаны.
Это не делает чести ни главному архитектору, ни его руководству.
— Наверное, из последних мэров Киева Александр Омельченко
первый — строитель по специальности. При нем создан ряд хороших транспортных
развязок. А как вы вообще оцениваете период его правления в плане градостроительства?
— Нужно отдать должное мэру столицы — он серьезно занимается
развитием города и не только решением транспортных проблем. Его большая
заслуга в воссоздании киевских святынь, развитии жилищного строительства,
реконструкции площадей, улиц города. К сожалению, такая крупная работа,
как реконструкция Крещатика скорее носит марафетный характер. Приведены
в порядок тротуары, проезжая часть, подземные переходы, переложены коммуникации,
а архитектура домов на Крещатике осталась без внимания. А здесь много проблем.
Это и восстановление разобранных арок жилого дома, слева от станции метро
«Крещатик», это приведение в порядок первых этажей, это проблема ремонта
фасадов, это аляповатая реклама.
— Не кажется ли вам, что много внимания уделяется центру,
а вся остальная территория остается вне поля зрения городских властей?
— Конечно, периферийные районы города требуют такого же
внимательного отношения. Это один из вопросов, который волнует общественность,
который мы поднимали перед правительством в своих обращениях. Все площадки
для строительства востребуются инвесторами всех категорий, как правило,
в центральной части. Конечно, это самые привлекательные участки. На сегодня
отсутствует и не разрабатывается проектная документация, которая регламентировала
бы застройку центра. Это приводит к выборочной, не всегда обоснованной
застройке отдельных участков. Необходима корректировка генерального плана.
— Игорь Петрович, любая власть имеет свою идеологию, которая
фиксируется в архитектуре. Вы употребили слово «марафет». Скажите, за последние
годы вы как архитектор видите стремление нынешней власти оставить след
в облике страны и города? Или это период марафета?
— Архитектура — искусство царей. Известный афоризм подчеркивает,
с одной стороны, что архитектура требует колоссальных капиталовложений,
а с другой стороны, прославляет ее создателей и творцов. Имена некоторых
правителей сохранились в истории благодаря сооружениям, которые они построили
и которые через тысячелетия донесли их имена до нашего времени.
Мне кажется, что каждый правитель, каждый государственный
деятель не против увековечить свое имя не только политическими и реформаторскими
акциями. Произведение архитектуры несет информацию на долгие столетия.
Нынешняя власть уже себя увековечила воссозданием Пирогощи, Михайловского
Златоверхого монастыря, Успенского собора. Эта серьезная акция в истории
нашего народа.
Но, к сожалению, архитектура в государственном масштабе
— дело запущенное. У наших руководителей, к сожалению, отсутствует понимание
задач и проблем, роли градостроительства и архитектуры в жизни нашего государства,
в развитии культуры и искусства. Очень настораживает, что нынешняя власть,
просвещенные депутаты часто исповедуют провинциальный взгляд на развитие
современного города. Они считают, что роскошные небоскребы «обогащают»
и «осовременивают» центр города.
Ни одна европейская столица, да и их провинциальные города
не допускают вторжения в исторические центры высотных зданий. Там чтят
и уважают историческое наследие, чтят свою культуру, своеобразие своих
городов.
Высотные дома и комплексы в современной трактовке нужно
и должно строить на той площадке, которая для это определена генеральными
планами. В Киеве их предостаточно. А у нас в заповеднике «Стародавній Київ»,
где высотность зданий не должна превышать 3-х этажей, строится офисный
центр 7—10 этажей с высотой этажа 3,6 метра. Это рядом с памятником архитектуры
XVIII века церковью Николы Набережного! Протесты общественности не возымели
действия.
— На улице Лукьяновской строится мечеть, на горе, связанной
с именем Вещего Олега...
— Волнует не то, что возводится мусульманский духовный
центр, он и должен находиться у мусульманского кладбища на Щекавице. Проектом
предусматривалось и сейчас строится небольшая мечеть, где мусульмане Киева
и гости могли бы отправлять религиозные обряды. Но в последней редакции
комплекса просветительско-религиозный центр увеличился до грандиозных размеров.
Проект красивый, но уже есть протесты по поводу размеров, географии размещения
— по соседству с кладбищем ХIХ века, где было похоронено много известных
киевлян.
— Игорь Петрович, а как вы относитесь к тому, что новые
богатые люди строят на киевских холмах, например на Черной горе, огромные
особняки?
— Эти районы и предназначены для малоэтажного строительства.
И, в принципе, обновление этих районов служит хорошую службу городу. Беспокоит
другое: отсутствие культуры. Это часто приводит к появлению безвкусных
по своей архитектуре, стилистике и масштабам сооружений.
— Самодеятельную застройку невозможно регулировать?
— Регулировать можно и законодательно, и экономически.
Нужно жестко регламентировать хотя бы в центральной части обязанности и
права владельцев. Не допускать вседозволенности, привлекать нарушителей
к ответственности и заставлять в судебном порядке ликвидировать плоды их
самодеятельности.
— Наверное, даже это не возымело бы действия. Главный архитектор
Москвы недавно сказал, что если бы Лужков сейчас начал борьбу с остеклением
балконов, он потерял бы половину электората. То же самое, видимо, и у нас.
— Я согласен с вами. При такой постановке вопроса мы не
скоро приблизимся к Европе. Парламент должен принять законы, защищающие
города от варварства.
— Игорь Петрович, зарубежный и наш опыт: кто имеет право
заниматься архитектурной деятельностью? Ваш заместитель назвал такую цифру:
например, в Кировоградской области 30 архитекторов, а лицензий на ведение
архитектурных разработок выдано около ста.
— Да, это архиважный вопрос. Профессия архитектора наряду
с профессиями врача и адвоката, от деятельности которых зависит человеческая
жизнь, должна лицензироваться в обязательном порядке, как это законодательно
закреплено во всем цивилизованном мире. В 1993 году была принята «дичайшая»
система лицензирования юридических лиц — система безответственности, поощряющая
непрофессиональную деятельность. Это позволило любой фирме заняться проектированием
— стоит только собрать бумаги и подать в соответствующие органы, которые
созданы при местных органах власти. Архитектурным проектированием занимаются
торговые фирмы, коммерческие, строительные, транспортные, бытового обслуживания
— все, кому не лень. Результат — множество серых убогих сооружений появилось
по всей Украине.
— И в то же время квалифицированные специалисты не могут
найти объекты для приложения рук?
— Большинство крупных институтов Киева по проектированию
находятся в агонии из-за отсутствия работ, из 90 творческих мастерских
имеют заказы процентов 20. Самое мощное предприятие, «Киевпроект», не имеет
портфеля заказов, последний месяц людям не выплатили зарплату. На этом
фоне процветают 5-6 мастерских, а закрытое акционерное общество «Архитектурный
Союз» и мастерская ПТАМ «С. Бабушкин», завалены работой. Мягко говоря,
нонсенс!
— Как бы вы оценили архитектурный облик городов Украины?
— Очень трудно говорить обо всех городах. Более тысячи
сохранили до наших дней планировочную структуру XI—XVII веков. Их облик
формируется из капитальных сооружений древнего периода — это культовые
сооружения, крепости, исторические дома фоновой застройки конца XIX — первой
половины ХХ века. Значительный ущерб был нанесен своеобразию городов тотальным
типовым и панельным строительством в 60—90-х годах.
Украина обладает богатейшей материальной культурой, выдающимися
памятниками зодчества, крупными архитектурными комплексами. В конце прошлого
года ЮНЕСКО провозгласило исторический центр Львова памятником мирового
значения. Каменец-Подольский — следующий претендент на этот статус. А Одесса,
Крым, Закарпатье, Харьков, Полтава — всех не перечислишь. К сожалению,
состояние городов, их центров находится не в лучшем состоянии, медленно
идет реставрация и ремонты старого фонда, благоустройство не всегда на
уровне. Есть, правда, и приятные исключения — комплексная реконструкция
и реставрация маленького города Глухова отмечена Государственной премией
по архитектуре.
— В старые компартийные времена люди творческих профессий
часто сетовали на вмешательство партийного руководства, его некомпетентность.
На ваш взгляд, как эволюционирует вмешательство власти? Сейчас это делается
квалифицированно?
— Вернемся к сталинизму. Архитектура была одной из первых
скрипок в искусстве того периода. Был заказ создать обстановку светлого
настоящего и прочности, надежности строя. В это время проектируются колоссальные
комплексы. Высшие партийные боссы следят за проектированием и строительством.
Проводится масса конкурсов. Позже архитектурное творчество оставалось под
жестким партийным контролем. В 1980-м я стал жертвой такого давления при
проектировании ВПШ (сейчас — Институт международных отношений). В аппарате
ЦК КПУ мне выворачивали руки. Из многих вариантов выбрали далеко не лучший,
контролировали каждую деталь, каждый узел при строительстве.
Сейчас в своем творчестве архитекторы свободны от диктата
сверху и, слава Богу. Но очень жаль, что наши руководители далеки от архитектуры.
Я не наблюдал, чтобы их интересовало, как и что строится в Украине, каковы
перспективы развития Киева, других городов, не слышал ни одного публичного
выступления на эту тему.