Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игра света и тени

30 декабря, 2003 - 00:00


Подводить итоги прошедшего года несколько затруднительно в силу того, что репертуарный сезон еще отнюдь не закончился, более того — он ныне, на новогодние каникулы — в самом разгаре. Ведь лето — это, стопроцентно, мертвый сезон, пауза, затишье между весенне-осенними потоками событий. Но смена лет — тоже немаловажный рубеж, в конце концов, и летопись искусства размечена отметками лет, а не «сезонов».

В уходящем году, как водится, было много событий, как с отрицательным, так и с положительным модусом. Самой главной надеждой года , бесспорно, следует признать назначение Виктора Приходько на пост генерального директора Национальной киностудии им. А. Довженко. Это не просто перестановка, привычная кадровая ротация. К руководству студией впервые за долгие годы пришел человек нового поколения, более того, с богатым практическим опытом работы в наших невыносимых условиях, умеющий добиваться успеха и знающий — пошагово — как это сделать. Его план возрождения, фактически, превращенной в руины студии, выглядит настолько же революционным, насколько и реалистичным — редкое, надо сказать, сочетание в сегодняшней Украине.

Вообще, при том, что кинематография наша по-прежнему остается в неизменно катастрофическом состоянии, событий здесь было на удивление много. Маленькая, но ощутимая удача года — присуждение престижного Серебряного медведя в короткометражном конкурсе берлинского фестиваля киевскому режиссеру Степану Ковалю за чудный мультик «Шел трамвай № 9». А визит года — это, конечно же, посещение нашего кинофестиваля «Молодость» в ноябре этого года знаменитой и легендарной Софи Лорен, лично представившей ретроспективу фильмов со своим участием.

По части противоречивости первенство, похоже, следует отдать выставке «Первая коллекция», прошедшей в конце осени в Доме художника. С одной стороны — налицо явная вкусовщина, демонстрация личных пристрастий устроителей и кураторов проекта. Наш украинский «концептуализм» (постмодерн, видеоарт, медиа- арт и т. п.), все-таки, в подавляющем большинстве своем выглядит достаточно вторично на фоне западных аналогов, каждое лето заполоняющих международные выставки. Но, все-таки, достойных работ на «Первой коллекции» тоже немало. Кроме того, многие талантливые художники обрели возможность, которой ранее не имели — показаться широкому зрителю. Наконец, самое главное — «Первая коллекция» — базовая, комплектующая для музея современного искусства. Да-да, того самого, о необходимости которого не говорил в последние десять, как минимум, лет только ленивый. При всех недочетах значение этого начинания трудно переоценить. По сути, ноябрьской выставкой дан старт вхождению Украины в истинно европейское культурное пространство, где Национальные музеи современного искусства — такая же значимая структура, как и выборная демократия.

Миссией года хочется величать Дни немецкой культуры в Украине, и, шире, всю деятельность Гете-института в 2003 году. Действительно, Киев и крупные города страны наблюдали настоящее германское вторжение — причем высочайшего качества. Перечислять все акции было бы затруднительно, достаточно лишь вспомнить гастроли исполнителей экстракласса — баянистки Эльсбет Мозес (первой исполнительницы большинства баянных опусов Софьи Губайдуллиной) и органиста Мартина Зандера. Активное участие Гете- институт принял и в событии, которое следует назвать возвращением года , — выставке Александра Архипенко в Национальном художественном музее. Выставка небольшая, всего один зал на втором этаже, но зато украинский зритель наконец-то увидел оригиналы двух, наверное, самых знаменитых скульптур Архипенко — «Танец» и «Идущая женщина». Прецедент тем более значимый, если участь, что музей в Саарбрюкене, где хранится наследие скульптора, оригиналы вовне, тем более за границу, выпускает в экстраординарных случаях. Еще одно возвращение, правда, не столь (в силу разных причин) удачное — персональная выставка украинско-российского художника Олега Голосия, прошедшая все в том же Нацмузее. Голосий, один из наиболее одаренных живописцев начала 1990-х, до сих пор как бы остается вне культурного поля своей родины, и экспозиция из московских, увы, собраний — это первая попытка воссоединения с ним.

Украина, похоже, по-прежнему склонна забывать своих знаменитых земляков. Только по этой причине, очевидно, самым проигнорированным событием можно считать 70-летний юбилей всемирно прославленного мэтра концептуализма, вообще актуального искусства, Ильи Кабакова. Весь год, на самых престижных форумах и биеннале по всему миру демонстрировались персональные проекты Кабакова. Устраивались конференции, «круглые столы», издавались книги; даже в Москве прошла выставка. А у нас почему-то никто и не вспомнил, что 70 лет назад Кабаков Илья Иосифович родился здесь, в этой стране, в городе Днепропетровске. Ни единым словом.

И чтобы закончить полную противоречий художественную тему на светлой ноте, назовем самую гармоничную выставку года. Это — экспозиция новых полотен киевского живописца Бадри Губианури. То, как устроена эта выставка, позволяет говорить, что она, сама по себе — является самоценным произведением искусства, которое зрители наблюдают не отчужденно, с дистанции, а изнутри.

Естественно, с гастролями года повезло в первую очередь балето- и меломанам: Киев посетил Мариинский театр с непревзойденным Гергиевым, а также — впервые за всю свою историю — Большой, показавший, конечно же, свое знаменитое «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича. Увы, ни в чем ином поклонникам сценического искусства отрады не было. Отечественные театры ничем экстраординарным себя не проявили. С натяжкой экспортом года можно назвать Андрея Жолдака, наделавшего шуму на московском фестивале «НЕТ», в частности, весьма специфической интерпретацией солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». «Экспорт», без натяжки, — удачное выступление украинских композиторов Виктории Полевой, Богдана Сегина, Александра Щетинского и львовского хора «Глория» на международном фестивале «Человек пограничья» в Польше. Причем наши сочинители были приглашены туда непосредственно живым классиком — композитором Арво Пяртом.

Вот такой был год. Не самый удачный, не самый плохой. Как говорят в прогнозах погоды — погода пасмурная, с прояснениями.

Погода, к счастью, склонна меняться.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ