Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имеет ли право муж быть доволен, зная о любовных связях своей жены?

10 марта, 2000 - 00:00

Спору нет, страсть эту можно поставить среди главных разве только по силе, с какою она проявляется, но отнюдь не по внутреннему ее значению. Мало страстей, ослепляющих человека до такой степени и побуждающих его к таким нелепым поступкам. В глазах ревности самые неправдоподобные призраки превращаются в действительность; она подозревает все и этим удваивает причиняемые ею муки.

Искатели приключений знают очень хорошо, что разумное, благородное обращение с женщиной и полное к ней доверие гарантируют ее верность гораздо скорее и лучше, чем всевозможные ухищрения ревнивцев. Вы не согласны?

Вот интересная история о ревности, которую поведал швейцарец Франциск Родольф Вейсс в книге «Нравственные основы жизни», появившейся в самом начале XIX века.

... Один муж долгое время молчаливо следил за развитием взаимных симпатий между своей женой и одним очень достойным человеком из его знакомых. Ему удавалось даже перехватывать их корреспонденцию и таким образом знать все, что между ними происходило. Любовники боготворили друг друга, но порочной связи между ними не было. Они оба уважали мужа и не только не дозволяли себе чего-либо оскорбительного для его чести, но сожалели даже о необходимости скрывать от него существование того невинного увлечения, которое их связывало. Лишения, которым они себя подвергали, печалили их даже менее, чем эта неизбежная ложь. Однажды муж застал их при свидании, которое в глазах других могло бы бросить тень на чистоту их отношений. Но он воздержался от сцен и сказал совершенно хладнокровно своей жене: «Успокойся! Я тобой доволен. Знаю, что сердцем нельзя управлять, как поступками, но я радуюсь, по крайней мере, тому, что выбор твой пал на вполне достойного человека, и потому мне нет причины за тебя краснеть. Мысль о твоем счастье заставляет молчать мою ревность. Я позволяю вам видеться, когда хотите, но желал бы только одного: чтобы любовь ваша не дошла до тех пределов, когда в семью может войти чужой ребенок. Впрочем, если счастье ваше не может принести такой жертвы, то я согласен даже на это. От вас не может произойти ничего дурного, но я требую только, чтобы это не было от меня скрыто и я не был обманываем тайно». Блестящий монолог, не правда ли? Он убедительно показывает: сильный грозит пальцем, слабый — кулаком.

Любовники, пораженные и уничтоженные больше тоном речи, чем ее смыслом, в один голос отказались от предложения и объявили даже о намерении порвать всякую между собой связь. Но муж настаивал на своем и никак не соглашался на предложенный полный разрыв. На деле оказалось, что даже мысль воспользоваться данным позволением не пришла любившим в голову. Напротив, любовь, не встречая никаких препятствий, нашла их сама в великодушии и мало-помалу исчезла бесследно. Муж приобрел благодарную жену, преданного друга и сохранил на всю жизнь приятную память об оказанном благодеянии.

Люди, страдающие ревностью! Вы имеете полное право возмущаться, когда ваша половина бросается на шею первому встречному, но поставьте сначала себе разумную цель, к которой следует стремиться. Бросьте преследовать призраки! Сказать ли вам, чего в приступах ревности следует опасаться? Одна минута заблуждения может погубить всю жизнь. Так не лучше ли посвятить свою молодость тому, чтобы прочно привязать к себе любящего человека и создать таким образом себе солидное, безупречное счастье, при котором, помимо всеобщего уважения, будешь вправе уважать себя сам?

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ