Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Информационное пространство, которое мы проиграли?

24 июля, 2006 - 21:05

Истерика по поводу прибытия американского корабля в рамках плановых международных учений в Феодосии. Принцип домино в последовательных попытках местной власти в восточных регионах предоставить русскому языку статус регионального. Активное присутствие российских «коллег» в Крыму и их «дружественная помощь» в недопущении дальнейшего продвижения Украины в сторону вступления в НАТО — с привлечением массовки и всеми атрибутами добротно поставленного шоу. Нарастание сепаратистских настроений в Крыму и обострение там татарского вопроса. Все это — звенья одной цепочки, название которой — информационная война. Наш северный сосед в этой войне, конечно, играет не последнюю скрипку, или, выражаясь дипломатически, проводит в Украине выгодную для себя информационную политику.

Какая работа проведена государством для разъяснения населению, что такое НАТО, цели и задачи организации, а также преимущества для Украины от вступления в блок? На сегодняшний день — никакой. Какой была реакция государства Украина на ситуацию вокруг прибытия американского судна в Феодосию в рамках плановых учений? Никакой. Какой была позиция государства Украина в отношении незаконных действий по предоставлению русскому языку статуса регионального? А как государство «разруливает» крымские проблемы? Кто формирует и внедряет стратегию и тактику информационной политики государства?

Безусловно, должен работать налаженный механизм, начиная от действий МИД и Секретариата Президента, других государственных структур и заканчивая СМИ.

Давно понятно, что у востока и запада Украины не на все проблемы внутренней политики взгляды совпадают. Как, к сожалению, стало окончательно понятно и то, что выразители как «оранжевого», так и «бело-голубого» мировоззрения не имеют ни желания, ни умения вести самостоятельный цивилизованный диалог и работать на объединение нации, но заинтересованы только в разделе портфелей. В этом захватывающем процессе наши демократы, кажется, полностью утратили ощущение реальности и осознание масштаба разрушительных процессов. А «большая измена» лишь стала их совершенно логичным завершением.

Горькая правда нынешнего политического кризиса — в фактической измене своим избирателям не одной, а всеми «оранжевыми» силами, которые доказали собственную несостоятельность удержать власть и руководствоваться в своих действиях государственными интересами.

Относительно же глубинных причин нынешнего политического и гуманитарного кризиса, то здесь усматриваем очень правильной мысль политолога Андрея Окары, который, комментируя последние события в Украине, сказал: проблема Украины в том, что у нее сегодня нет национально сознательной элиты. Идет речь, бесспорно, о той элите, которая реально влияет на принятие судьбоносных для государства решений. Эту проблему повторными выборами вряд ли решишь, тем не менее для того, чтобы решать, ее нужно прежде всего осознать как ключевую.

Сегодня же, разменивая Олимп на медяки, поборник государственности, кажется, ближе к полной потере чувства реальности и осознания масштаба процессов, которые неуклонно толкают Украину к гуманитарной катастрофе.

КЛЮЧИК К ДВЕРЯМ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

И если описанные политические процессы являются более очевидными, чем происходящее в гуманитарной сфере, то последствия государственной политики здесь не менее, если не более весомы, но в более отдаленной перспективе. Это мина замедленного действия. И это — золотой ключик к дверям информационного пространства Украины. Что мы будем иметь еще через десяток-другой лет, когда вырастет поколение, которое проводит досуг за игральными автоматами и телевизором и не знает собственной истории, не видит украинского кино, не бывает в театре, не читает украинских книг? Можем ли мы без полнокровного книжного рынка развивать нацию, которая будет говорить не на суржике — ведь «книжная» проблема связана с «языковой», как сиамские близнецы, — и сможет осознавать свою украинскость не только на уровне переживания за национальную команду на чемпионате мира по футболу? Что тогда?

В 1996 году Россия освободила свое книгоиздание от налога на добавленную стоимость по всей цепочке — от издателя до покупателя, а также от налога на прибыль в части, которая выплачивается в бюджет. И — российская книга пошла в наступление. Объем книгоиздания мгновенно увеличился вдвое, и оно превратилось в одну из трех наиболее прибыльных индустрий рядом с нефтегазовой промышленностью. Российское правительство не стало тогда лить крокодиловых слез по поводу временного недополучения средств от налогов в бюджет, ведь хорошо понимало и сегодня понимает, что важность газового и информационного рычагов в контроле постсоветского пространства приблизительно одинаковая.

Количество издательств росло, как грибы после дождя. Российские издатели формировали издательские планы, закладывая в тираж не только свой рынок, но и соседние рынки, которым в наследие от советской империи осталась двуязычность. 50-миллионный украинский рынок со своим хилым и зажатым в тиски налогов книгоизданием и билингвизмом лежал у их ног. И нужен он был России не только как источник прибыли для издателей. Это была и есть государственная политика информационной экспансии, которая с успехом продолжается вот уже десять лет. Для того, чтобы это победное наступление российской книги продолжалось и далее, требуется одно: чтобы украинская книга не поднималась с колен...

Вопли украинских издателей о помощи на протяжении последнего десятилетия не возмущали пустынного покоя государственных мужей. Призывы о необходимости немедленного принятия законов, аналогичных российским, для того, чтобы хотя бы частично поддержать украинское книгоиздательство (ведь мы не берем в расчет языковый фактор, который автоматически увеличивает рынок российской книги в десятки раз, а значит, снижает ее себестоимость по сравнению с украиноязычной книгой), никто не хотел слышать. Все, на что оказалось способным Украинское государство в поддержке своего книгоиздания, — это освобождение от НДС оборотов по продаже украинских книг и еще принятие Программы выпуска социально значимых изданий. Что касается влияния этих мер на состояние книгоиздания в Украине, то можно только саркастически заметить: не могу назвать это подвигом, но что-то героическое в этом есть.

Как следствие, сегодня украинская книга занимает десятую долю книжного рынка по сравнению с девятью десятыми, которые занимает книга российского производства, которую — заметьте — льгот не лишили до сих пор, несмотря на расцвет и суперприбыльность отрасли. И если книги функционального назначения и художественная литература в Украине еще как-то держатся на плаву, то научная литература, а особенно литература наукоемких отраслей находится в катастрофическом состоянии, как, наконец, и сама наука. На этом фоне настоящим событием культурной и научной жизни выглядит, в частности, академическое 12-томное издание Т.Г. Шевченко, осуществляемое Институтом литературы НАНУ. Однако это капля в море по сравнению с тем, что сегодня следует издавать для полноценного рынка научной литературы и развития самой науки и культуры. В сложившейся за все эти годы ситуации мы могли подозревать пророссийское лобби, которое не давало возможности проводить через парламент нужные книгоизданию законы, отсутствие внимания к культурной сфере или отсутствие так называемой политической воли. Наконец, такой упадок переживало все украинское культурное производство, но ведь то была «преступная власть»...

О ХОЛСТЕ С НАРИСОВАННЫМ КОТЕЛКОМ, ЗА КОТОРЫМ СПРЯТАНЫ ПОТАЙНЫЕ ДВЕРИ...

Изменилось ли что-то сегодня, когда мы на каждом углу декларируем европейские ценности?

Недавно был подписан президентский Указ 243/2006 «О некоторых мерах по развитию книгоиздательского дела в Украине». Что предусматривают эти меры? Образовать межведомственную комиссию «по содействию», разработать государственную программу популяризации отечественной книги, содействовать созданию информационной сети «Книги, выходящие в печати», определить механизмы по защите книжного рынка и содействию экспорта украинских книг, удешевить кредиты для издательств и книготоргующих предприятий, содействовать размещению книжных магазинов в домах государственной собственности, предоставить льготы по аренде и еще «некоторые меры». Все — в трехмесячный срок.

Что даст этот указ? Если считать от даты, указанной в указе — 21 марта 2006 года, то уже можно спросить у Кабинета Министров, которому поручено все это обеспечить, и у межведомственной комиссии: что у нас с гуся, кроме шкварок? Если же считать со дня подписания указа, то еще есть немного времени.

Книгоиздатели опять преисполнены надежд. Похожие законодательные акты уже появлялись за последние десять лет — в частности, в 1995 году была утверждена Государственная программа развития национального книгоиздания и прессы до 2000 года, однако ощутимых изменений эти шаги не принесли. Что и не удивительно: ведь для реальных изменений необходимо изменить налоговое законодательство. Без существенных налоговых льгот ни о какой равноправной конкуренции с российской книгой не может быть и речи.

А недавно вице-премьер Вячеслав Кириленко заявил о целесообразности ведения квот на ввоз российской книги в Украину. Но не поздно ли пить «Боржоми», если почки уже отпали? К тому же, практика доказывает, что никакие ограничения и запрещения радикально не повлияют на ситуацию: нельзя разрешить проблему слабой государственной информационной политики, объявляя несколько человек персонами нон-грата. Так же нельзя решить проблему украинского книгоиздания, ограничивая ввоз российской книги в Украину. Любые запрещения — проявление слабости и неумения решать проблему кардинально. Единственный способ разрешения проблемы защиты информационного пространства — это его полноценное и системное развитие. А меры по «содействию» дают пользу только в одном случае — если есть политическая воля для осуществления преобразований. Если же ее нет, то, как показывает практика, нужен другой фактор — деньги, а еще лучше — большие деньги, за которые стоит побороться — скажем, пролоббировать в парламенте изменения к налоговому законодательству. В украинском книжном бизнесе таких денег нет и не может быть, учитывая все выше сказанное, а поэтому остается надеяться на подачки от государства — «содействовать созданию и улучшению внедрения механизмов защиты»...

Галина КЛЮЧКОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ