Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инстинкт Веры,

или биологические аспекты Больших Проектов
21 февраля, 2002 - 00:00

И все-таки, вопрос о том, почему люди верят, всегда волновал меня. А заодно — и «феномен толпы», делающий возможным веру не только в «добрые», но и в «злые» идеалы. Не ставя под сомнение их искренность, я удивилась, когда, чуть ли не с партсобрания, многие образованные люди развернулись и отправились в церковь. Стараясь понять, когда они не думали — тогда ли, когда изучали материалистическую философию, или когда в зрелом возрасте уверовали, — я пришла к выводу, что Разум тут вообще не при чем. Не думали они, а удовлетворяли глубокую потребность в Вере. Не зря же в современной философии коммунизм отнесен к разновидности религии, со всеми присущими ей атрибутами. Вне зависимости от того, каков основной объект Веры, следствия всегда одни и те же: не убий, не укради, возлюби, но не пожелай. То есть потребность в Вере равносильна потребности в том, чтобы что-то подталкивало человека к самоотречению и альтруизму. Действительно, ведь далеко не каждый согласен быть альтруистом просто так.

Многие философы Веру считают чем-то изначально присущим человеку, чем-то, что носит доинтеллектуальный характер. До того, как Разум выделил человека из Природы, он был просто одним из равноправных биологических видов. И хотя зоопсихология человека как вид не изучает, для других видов хорошо изучены Альтруистические Модели Поведения — инстинктивная способность индивида приносит себя в жертву во имя выживания вида. Оказывается, то, что в человеческом мире подвиг, исключение, в природе — норма. Например, идут бродячие муравьи куда-то, куда ведет их коллективный разум. А перед ними — бурный ручей. Небольшая заминка, перегруппировка, и муравьи начинают строить мост. Взрослые особи цепляются друг за друга, вода уносит тех, кто уцепился слабо, и так до тех пор, пока живой мост не готов. Молодые особи переходят по нему в «светлое будущее», на ту сторону ручья. Вода уносит остатки моста. Шествие продолжается.

Тут, конечно, можно обидеться. А лучше — задуматься, не эту ли инстинктивную модель поведения, заложенную в нас, как в любом биологическом виде, эксплуатируют (спасибо Вл. Шкоде за удачный термин) все Большие Проекты? Ведь цель у природного инстинкта и у всех религий — одна. Она же написана на каждом знамени, развевающемся над толпой — Спасение! Правда, с учетом нашего Разума, религии предлагают нам спастись только лично, но зато — многим. Видимо, остается вслед за Вольтером согласиться, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать. «Все це так, але трішечки не так», — как любил говорить известный философ Шельменко-денщик. Ведь никто из муравьев циником и конформистом не станет, потому что им и в голову не придет оценивать целесообразность гибели части особей и, оценив, менять свой Большой Проект на лучший.

Цинизм и конформизм — это неизбежная плата за вероотступничество. Когда эти качества появляются у многих членов общества, то говорят о его «духовном кризисе», а в природе отказ индивидов жертвовать собой ставит под угрозу существование вида. Биологические корни цинизма и конформизма — в инстинктивном стремлении сохранить себя самого. Если на уровне сознания Вера побуждает человека совершенствоваться в направлении общественных идеалов, то цинизм — блокирует возможность манипуляций его психикой. Конформизм же выглядит как приспособительный механизм, позволяющий идти в строю, не веря — не противоречить. Или, как в детской карточной игре в «верю — не верю», верить до тех пор, пока это выгодно и неопасно.

Если в критические моменты на весах природы вид уверенно перевешивает индивида, то разумное человеческое общество оставляет человеку гораздо больше прав, в том числе и право верить. Потребность в Вере вызывает к жизни Большие Проекты. И тут вдруг оказывается, что у всех этих Проектов есть общий недостаток: когда они сталкиваются между собой, ценность человеческой жизни резко снижается. Так, может быть, это и есть их, Проектов, основная задача — перехитрив человеческий разум, преодолев человеческий цинизм, вынудить часть вида пожертвовать собой во имя выживания вида? А потребность в Вере — уловка Природы, защищающейся от нашего недоразвитого Разума и оставившей за собой контроль над видом? Даже механизм обмана взят биологический. Это — Удовольствие, которое доставляет человеку реализация инстинктивных моделей поведения, таких, как питание, размножение, альтруизм. Тот, кто когда-нибудь делал что-либо не для себя, а для всех и во имя чего-то, знает это чувство. В такие минуты человек ощущает согласие с самим собой, и смысл жизни приоткрывается ему в виде поистине Основного инстинкта. Именно поэтому, наверное, в обществах, где открыто жизнь человека призвана послужить Идее, а не самой себе, гораздо меньше депрессий. И даже самые жуткие времена вспоминаются с ностальгией. Все так светло... Только откуда же кровь на руках? И клеймо — преступление против человечности?

И, когда История открывается в виде формулы: Вера плюс конформизм равняется цинизму минус определенное количество жизней, хочется спросить, а где же тут Разум и какова его роль в этой истории?

В настоящее время часть нашего вида собирается ради выживания принести в жертву другую часть вида, как менее развитую, живущую в нелиберальном обществе. Правда, оказывается, у членов таких обществ имеется на этот счет свое мнение. И, очевидно, не только Украина стоит на пороге нового Большого Проекта, так как кризис предыдущего налицо.

Логика развития человеческого Разума подсказывает, что его задача — как можно больше инстинктов перевести в область Сознания. Предыдущая революция в сознании была Сексуальной. Философы считают, что следующая будет Психологической, когда человек откроет для себя Смысл Жизни. Наверное, это случится тогда, когда наш Разум разовьется достаточно, чтобы скинуть природные оковы инстинкта Веры, и тогда мы сможем сознательно, отбросив цинизм, наслаждаться Альтруизмом.

Тем же, кто возьмет на себя ответственность предлагать национальную идею нашему обществу, хочется пожелать взять, как говорят вокалисты, эту ноту сверху, то есть, создавая Проект, думать обо всем человечестве. И тогда, если Проект удастся, за престиж, дух и сплоченность нации можно будет не переживать.

Ольга СИВЦОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ