Острословы теперь шутят: нужно купить билет на поезд Hyundai, чтобы успеть на рейс авиакомпании «АероСвіт». Шутки шутками, но год, который только начался, продолжил тенденцию года минувшего — многие украинцы стали «транспортными заложниками». Тысячи пассажиров, которые застряли в разных аэропортах из-за начала процедуры банкротства компании «АероСвіт», — это только продолжение сбоев в работе крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Скажем, в августе прошлого года по техническим причинам задержали на несколько часов борт компании «АероСвіт», который должен был лететь на Кипр, а в сентябре — рейс Киев-Алматы, при этом регистрация пассажиров уже прошла, и разъехаться по домам они не могли.
Конечно, «АероСвіт» далеко не единственная авиакомпания, которая сталкивается с подобными сложностями. Например, в ноябре 2011 года самолет авиакомпании «Международные авиалинии Украины», выполнявший рейс Киев-Амстердам, после вылета вернулся в аэропорт из-за неисправности в системе шасси, и для отправления пассажиров в Амстердам МАУ пришлось отменить другой рейс — в Женеву.
Но именно «АероСвіт» больше всего подмочил свою репутацию. Он часто допускал накапливание задолженности перед аэропортами до тех пор, пока они не прекращали обслуживать компанию. Тогда долги частично платились, и рейсы возобновлялись. В марте прошлого года обслуживать рейсы перевозчика отказался аэропорт «Борисполь», задолженность перед которым измерялась десятками миллионов гривен. А уже в декабре из-за долга в 1 млн. долл. обслуживание приостановил аэропорт «Шереметьево».
Из-за подобных случаев власть вынуждена была заговорить о необходимости усилить ответственность перевозчиков перед пассажирами. Важным шагом к этому стал новый Воздушный кодекс Украины, который Верховная Рада приняла в 2011 году. В соответствии с ним, в случае задержки на одну ночь и больше перевозчик обязан оплатить пассажирам проживание в гостинице. В случае отмены рейса дальностью до 1500 км каждому пассажиру должны компенсировать 250 евро, от 1500 до 3500 км — 400 евро, свыше 3500 км — 600 евро.
В сентябре прошлого года тогдашний Министр инфраструктуры Борис КОЛЕСНИКОВ пообещал: «Будем вносить дополнения в Воздушный кодекс, чтобы еще больше усилить штрафы». А недавно его преемник Владимир КОЗАК заявил, что с 25 января 2013 года вступают в силу новые Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа. Он также заверяет, что они предоставят больше прав пассажирам и повысят ответственность авиаперевозчиков. По словам чиновника, установлены единые как при международных, так и внутренних авиаперевозках размеры компенсаций пассажирам в случае отказа авиакомпании в перевозке, отмены или задержки рейса.
Правда, если посмотреть на суммы компенсации пассажирам, то в новых правилах, которые Министерство юстиции зарегистрировало 28 декабря 2012 года, они остались такими же, как и в Воздушном кодексе. Для сравнения: в 2011 г. власть США удвоила компенсацию за снятие пассажиров с рейса, и в случае если из-за снятия с рейса прилет пассажира задерживается больше чем на два часа для внутренних рейсов и больше чем на четыре часа для международных, авиаперевозчик обязан возместить стоимость билета в четырехкратном размере, вплоть до 1,3 тысячи долларов.
ТРИ НЕДЕЛИ ДЛЯ ПРЕТЕНЗИЙ И ТРИ МЕСЯЦА ОЖИДАНИЯ
Сейчас есть немало желающих получить компенсацию от авиакомпании «АероСвіт» за задержанные и отмененные рейсы. Но юристы отмечают, что права свои следует отстаивать правильно. Так, рассказывает юрист Центра транспортных стратегий Наталья ГУК, для получения компенсации стоимости билета на рейс, невыполненный компанией, пассажиру необходимо подтверждение, что его не было. «Таким подтверждением является письменный ответ представителя авиакомпании, который находится в аэропорту, или отметка, сделанная представителем авиакомпании на билете. Также можно обратиться с письменным заявлением в администрацию аэропорта или в государственную авиационную службу о подтверждении невыполненного рейса», — объясняет она.
«Есть смысл сохранить свой билет и все чеки о расходах, которые пришлось сделать по вине задержки рейса, например квитанции об оплате проживания в гостинице, билет на альтернативный рейс другой компании, чеки из кафе и т.п. По прибытии в Украину копии платежных документов вместе с письменным требованием о компенсации нужно предъявить авиакомпании», — добавляет юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор ШТОКАЛОВ.
Претензии предоставляют в течение 3 недель после даты, когда пассажир прибыл в пункт назначения, или даты, когда должен был прибыть. Авиакомпания обязана рассмотреть претензию и сообщить заявителю о ее удовлетворении или отклонении в течение 3 месяцев. В случае отказа авиакомпании добровольно возмещать убытки пассажира или промедления с ответом, придется предъявить иск в суд.
Между тем, перевозчик имеет право уменьшить компенсацию вдвое, если пассажиру предлагается замена маршрута перевоза к его пункту назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного на: 2 часа — для рейсов дальностью 1,5 тысячи километров или меньше, 3 часа — дальностью от 1,5 тысячи до 3,5 тысячи километров, 4 часа — дальностью свыше 3,5 тысячи километров.
Вынужденным возвращением билета считается ситуация, когда рейс задерживается более чем на 3 часа и пассажир из-за этого хочет сдать свой билет. Авиакомпания обязана вернуть полную стоимость за вычетом сервисного сбора и процента платежных систем (1—3% общей суммы). Если же добровольно вернуть билет досрочно, авиакомпания может вычесть из его стоимости штраф, предусмотренный правилами ее тарифа, агентский сбор (если его включали в стоимость билета) и процент платежных систем (1—3%).
КСТАТИ
В 2012 году с воздушными судами, которые внесены в государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, произошло 118 авиационных происшествий и инцидентов. Среди них — одна катастрофа и одна авария. По данным Государственной авиационной службы, в прошлом году в авиакатастрофах, которые случились с украинскими гражданскими воздушными судами, погибли пять человек. В декабре 2012 года с воздушными судами произошло 7 инцидентов. С иностранными воздушными судами на территории Украины в прошлом году случилось 54 авиационных происшествия, в частности 7 в декабре. Для сравнения, в 2011 году с самолетами, внесенными в государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, случилось 105 авиационных происшествий и инцидентов, в частности три катастрофы, одна авария и четыре серьезных инцидента.