Имя Олега Пинчука окружено ореолом славы. О нем принято
говорить тоном нескрываемого восхищения. «Интеллектуальный лидер и идеолог
современного украинского искусства» — его, можно сказать, постоянный эпитет.
При этом еще сравнительно недавно Олег Пинчук причислялся к «молодым художникам»
(сейчас сделать это значительно сложнее — в середине нынешнего года ему
исполнилось сорок). Итак, молодой, головокружительно преуспевший, с длинным
списком побед, в который входят не только награды и гран-при на бесчисленных
— как украинских, так и международных — конкурсах, но и выставки в престижных
галереях, опять-таки зарубежных, где его работы зачастую единственные,
представляющие Украину. Настоящее воплощение пресловутой американской мечты.
При этом — скульптор. За словом «скульптор» в его творческих характеристиках
неизменно следует слово «философ»; обычно его ставят через запятую; быть
может, правильнее было бы соединить эти два слова дефисом. Философские
труды Олега Пинчука — дело будущего. Философия его нынешних, уже существующих
работ, — реальность, вызывающая толки — и толкования.
***
Он родился в Дрогобыче — старинном городе, вошедшем во
все «Истории украинского искусства» (две деревянные церкви с уникальными
росписями и костел Св. Варфоломея — редкий образец так называемой кирпичной
готики). Первое «документально зафиксированное» (в одном из интервью) скульптурное
произведение Олега Пинчука — деревянный орел. Таких орлов вырезал народный
мастер (его имя в упомянутом интервью не фигурирует), живший на Львовщине.
Будущему идеологу украинского искусства — 16 лет. Его первый опыт не особенно
удачен — получившийся орел куда больше похож на ворону (интересно, что
потом подобное двойное сходство станет отличительной чертой его прославленных
персонажей — быков с рыбьими плавниками, рыб с человеческими лицами, кактусов,
«прорастающих» женскими прелестями). Олег Пинчук проявляет способность
к самокритике и, что, пожалуй, еще важнее: обладает здоровым чувством юмора.
Упомянутый орел хранится у него до сих пор. Кажется, интеллектуальный лидер
чувствует к нему особую нежность, что, конечно, делает ему (не орлу, а
его создателю, а впрочем — и орлу тоже) честь.
***
Если говорить начистоту, в Академию украинского искусства
(тогда еще Киевский государственный художественный институт) Олег Пинчук
поступал трижды. На это обстоятельство он, похоже, не в обиде — академической
выучкой откровенно гордится (в Европе художник, а тем более скульптор,
могущий правильно нарисовать человеческую фигуру, уже поколение назад вызывал
изумление, а может, и зависть), учителей — В. Сухенко, И. Макогона, В.
Борисенко, В. Чепелика, М. Вронского — чтит. А потом работы Олега Пинчука,
уже окончившего институт, появились на первой выставке в фонде «Возрождение».
Их заметили, оценили. Молодой скульптор оказался в Швейцарии. Продолжение
событий напоминает волшебную сказку, если не интернациональный бестселлер
— прогуливаясь по Женеве, Олег Пинчук был приглашен друзьями заглянуть
в Высшую школу визуального искусства, где как раз проходил набор аспирантов.
Риск — благородное дело... В общем, Олег Пинчук проснулся если не знаменитым,
то — поступившим. Его швейцарским учителем стал Мишель Гирши, один из авторитетнейших
европейских скульпторов.
***
Дальше — больше. Заказ на скульптуру «Прометей-престиж»
(для акции «Человек года») окончательно утвердил его в звании не официального
(что значит попросту «придворного», а это для современного творца оскорбительно),
но первого скульптора Украины. Дополнительно он был признан таковым на
II Международном арт-фестивале, когда получил премию «Золотое сечение».
С тех пор этот его титул никем не оспаривается.
***
О его работах говорят много, всегда — хорошо, нередко —
восторженно, каждый раз — по-разному. Впрочем, Олег Пинчук вообще — очень
разный. То, чем он занимался прежде, и то, чем он занимается сейчас, только
в силу почти мистической проницательности можно счесть работами одного
мастера. В его произведениях усматривали подчеркнутый космополитизм (особенно
в «Покаянии космополитов») и несомненные украинские корни. Его, так сказать,
бестиарий, рыб и быков, возводили и к горгулям готических соборов, и к
зверям Марии Приймаченко. Тут уж — кому что больше нравится. ***
Разговор о работах (и о работе) разумно претворить «краткой
характеристикой». Не творческой — чисто человеческой. Необыкновенно энергичен
(это касается не только собственно творчества, но и его «раскрутки»). Обаятелен
в силу огромного опыта общения. Чего уж там — честолюбив. Самолюбив. Некогда
признавал, что художник — лишь проводник, посредством которого говорит
сам Всевышний. Сейчас эта концепция, по-видимому, отступила на второй план.
Одновременно с работами популяризирует имя (понятно — свое), считая это
правильным и важным. Никто не спорит — личность творца сейчас нередко значит
все; в Европе это бесспорная истина. К тому же — победителей не судят;
имя Олега Пинчука в Европе знают. Проблема (если, конечно, можно назвать
такую мелочь проблемой) заключается в том, что творцы смертны, и искусство
— сами знаете.
***
Не скажу — главный но — важный фактор успеха скульптур
Олега Пинчука — их фигу ративность. Не то чтобы совсем уж беспредметных,
но символических работ у него мало (одна из них, кстати, «Прометей-престиж»).
Он предпочитает персонажей, что, впрочем, не мешает их символичности. Пинчуковская
флора и фауна обш ирна. Хотя многие герои добросовестно сохраняют человеческий
облик. В отличие от самодостаточных кактусов и философски настроенных рыб,
человекообразные герои Олега Пинчука нуждаются в сопереживании. Они неловко
взлетают, больно падают, танцуют, сражаются, влюбляются. Это, безусловно,
игра, но игра не на зрителя, а для зрителя. Зритель понимает, что перед
ним — игра. Сами играющие этого не знают, а потому сохраняют предельную
серьезность, балансируя на шаре, на двух кубах, на одной ноге. Сошедшиеся
в поединке воины с крохотными крылышками — «Сознание и подсознание»; робкие
кавалеры, уносимые в вихре страсти энергичными долговязыми дамами — «Три
пера»... Все понятно.
***
Он работал в камне и шамоте, но его любимый материл — во
всяком случае, на настоящий момент — бронза. Он влюблен в ее цвет и ее
фактуру, считая их пределом благородства и изысканности. Он поклоняется
ее рукотворности, он сам ее изобретает, экспериментируя с различными составами.
Его очередная цель — бронза звучащая (он называет ее нежнее — музыкальная),
которая позволила бы его работам обрести голос, чтобы отзываться на удар
и славить своего создателя.
***
А еще Олег Пинчук говорит, что никогда не смог бы (или
не стал бы?) работать «в стол».