Недавно Святослава Вакарчука пригласили провести занятие с группой управленцев Киево-Могилянской бизнес-школы. Обсуждали перспективы развития нашего государства, и Святослав предложил собственное видение построения модели преуспевающего общества. Кстати, «День» уже писал о некотором «педагогическом» опыте известного музыканта, речь шла о секретах достижения личностного успеха в жизни («День» за 29.07.04, №132). Теперь же Cвятослав предложил своим слушателям довольно-таки философский проект успешного развития Украины, свою нестандартную формулу физика по образованию, открывающую пути, по его мнению, к нашему светлому будущему. Декан Киево-Могилянской бизнес-школы Павло Шеремета сказал: «Бизнес Святослава — очень успешный, поэтому и о Святославе можно говорить как о хорошем специалисте в области бизнеса. В моем понимании менеджмент — это одновременно и наука, и практика, и искусство. Каждый менеджер создает собственную систему, а творчество — это уже из области искусства. Святослав не выступал в качестве специалиста по науке, так как у него нет в этой области исследований. Однако он неплохой практик... Изюминкой же его системы бизнеса является творчество в управленческой сфере. Он создал философию своей группы и своего бизнеса. Конкуренцию в бизнесе невозможно выиграть стандартными путями. Бизнесу для выживания необходима подпитка инновациями, различными творческими идеями». Среди различных творческих идей Святослава Вакарчука прозвучала и его позиция как художника и как гражданина.
БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ СТРАНЫ
«Я с оптимизмом смотрю в будущее, — говорит Славко Вакарчук. Украина имеет уникальную возможность добиться успеха благодаря тому, что она, с одной стороны, не обременена законами западноевропейской цивилизации, а с другой — этой цивилизации и принадлежит. На таком пересечении возможен качественный скачок: мировая история знает такие примеры. Это стремительное развитие индустрии Голливуда, построение Силиконовой долины в Штатах, превращение индийского кино в прибыльное предпринимательство (несмотря на то, что оно не может служить эталоном качества и восприниматься как индустрия высокого уровня). Сегодня центром мировой звукозаписывающей индустрии является Стокгольм (Швеция). И раскрутили этот центр два обыкновенных парня — один сербского, а другой индийского происхождения. Сами услуги в Стокгольме такие же, как и в лучших студиях Лондона или Лос-Анджелеса, а вот жизнь, быт — дешевле. Украина также могла бы найти себя в чем-то. Однако для такого прорыва нужно, чтобы в стране появилось очень много действительно талантливых людей». Он убежден, что система развития талантов государства напрямую зависит от достижения страной определенного уровня демократических преобразований в экономике и политике, а также от уровня развития личностного в личности, где самым важным является освобождение от стереотипов, навязываемых нашей действительностью. Я не имею в виду шоковую терапию, — говорит он, — но с другой стороны, если мы не будем делать резких шагов, мы никогда ничего не изменим. Просто для страны, как и для фирмы, нужен бизнес-план и антикризисные менеджеры.
«Евровидение» для Украины — прекрасный пиар-проект. Но не больше. Если говорить о нашей стране как о бренде, то нужно задуматься над тем, что увидят и узнают об Украине телезрители. Если не приложить усилий, то, по сути, ничего они не увидят. Ведь само по себе «Евровидение» — это всего пять часов эфира, и только. Пользуясь этими пятью часами и интересом к рекламному времени, за который сейчас сражаются государства, нужно привлечь к Украине такое внимание, которое бы дало нечто большее, чем просто формальный приезд в нашу страну нескольких тысяч гостей. И этим нужно заниматься сознательно и серьезно. Я бы не приглашал западных пиарщиков. Считаю, что нам вокруг «Евровидения» нужно создавать много небольших проектов, разработать хорошую интернет-поддержку, чтобы вся Европа могла видеть конкурс в режиме online. Я также выступаю против навязывания каких-либо брендов, когда это звучит искусственно и может кому- либо навредить. Например, насильственная украинизация не является тонким и грамотным стратегическим моментом для достижения цели».
УКРАИНА И ЕЕ БРЕНДЫ
По словам Святослава, «Океан Э льзы» стоит отдельно от имиджа Украины в России. К сожалению, — говорит он,—имидж Украины в России был создан нашей предыдущей властью при ее, скажем так, молчаливом согласии. Основной имидж Украины — это такие бренды, как Верка Сердючка, «ВИА-Гра», «ВВ», и с точки зрения продюсера они очень качественные. Россияне искренне считают, что это лучше, чем их родное. Однако эту «качественность» они плохо соотносят с Украиной. Это очень похоже на нашу любовь к джинсам или жвачкам — мы их очень слабо ассоциируем с Америкой. С другой стороны, бренд Украины в России связывается с необычностью украинского колорита, где фигурируют красивые девушки, сало, горилка, смешные песни под баян... Мне трудно сказать, подсмеиваются ли они над нашей колоритностью или на самом деле любят наши продукты. Однако же «Океан Эльзы» воспринимается россиянами обособленно. Аналитики и журналисты называют ее «самой западной из украинских групп». В России мы интересны в основном людям с высшим образованием, жителям больших городов, а студенты воспринимают нас как какую-нибудь американскую или английскую группу, поющую на языке, который не является родным, так как имеет, в отличие от русского, иную ментальность и мелодику. В Украине же целевая аудитория «Океана Эльзы» — массовая, от 10 до 50 лет. Слушают и любят нашу музыку в Украине около восьми миллионов ее граждан. В России же для общей массы мы не являемся брендом Украины. Если же «Океан Эльзы» своим брендом будет в состоянии каким-то образом помочь государству, то он сделает это. Когда мы были на Майдане, то авторитет каждого стоящего там человека работал на авторитет нашей группы. В то время я дал такое огромное количество интервью западной прессе, какого никогда не давал за столь короткий срок. Это стало возможным только благодаря тем людям, которые стояли на Майдане».
О СЕБЕ И О ПОЛИТИКЕ
— Я не рвусь в политику. У меня иные планы — заниматься творчеством. Это то, что я умею делать лучше всего. К новой власти и новому правительству я не имею никакого отношения, только знаю некоторых людей лично. В то же время в этом году должна выйти новая пластинка, когда именно — сказать не могу. А вот новая музыка может появиться через месяц- другой. Мне также хочется узнать и почувствовать всю Украину, ведь Львов — это только ее часть.