С теплом город приобретает новые оттенки: зеленые, клетчатые, знойные, суетливые... Визуально меняется и городское пространство: возле кафе появляются летние террасы, площадки, палатки, кресла, столики. В Европе это распространенная практика. Такие террасы работают даже в холодное время года, правда, с обогревателями и пледами. Киев — не исключение. Только вот не всем горожанам по вкусу такой захват пешеходной части улицы. Ведь часто это мешает прохожим и, что еще хуже, портит внешний вид домов, когда якобы временная площадка крепко врастает в сооружение. С одной стороны, отдых в кафе под открытым небом имеет право на существование. Но как сделать это комфортной частью городского пространства?
БЕССМЕРТНАЯ ТЕРРАСА
Недавно киевлянка Анна Балховитина опубликовала в «Фейсбуке» фото, по ее словам, бессмертной террасы на улице Ивана Франко, 27/31. «Террасу демонтировал департамент городского благоустройства еще весной 2017 году. Но уже минувшей осенью владелец начал восстанавливать конструкцию. После этого активисты дали запрос о ее законности, на что получили ответ: пристройка незаконная и включена в список на демонтаж, — описывала перипетии с террасой Анна. — И вот весна-2018, терраса, возвращение! У владельца предписание на демонтаж, а он крышу восстановил и шторы вешает. Так что, органы государственного контроля, пристройка законная или нет?»
НЕ ТАК ДАВНО КИЕВЛЯНКА АННА БАЛХОВИТИНА ОПУБЛИКОВАЛА В «ФЕЙСБУКЕ» ФОТО, ПО ЕЕ СЛОВАМ, БЕССМЕРТНОЙ ТЕРАССЫ НА УЛИЦЕ ИВАНА ФРАНКО, 27/31
Кстати, прошлым летом киевская власть объявила своеобразный бойкот летним террасам и площадкам. Обещали снести целых 800 таких объектов, так как они не имели необходимых разрешительных документов. По словам первого заместителя директора департамента городского благоустройства КГГА Тараса Панчия, из более чем тысячи объектов разрешения имели всего 300. Хотя стоит это не так дорого. Многие фирмы предлагают свои услуги по узакониванию летних террас. Стоит это около трех тысяч гривен. Но парадокс: разрешения необходимы, когда для установки террасы нужно провести какие-то строительные работы. Если это просто палатка со столиком, это считается расширением ресторанной площади, поэтому никаких запросов к городу не требуется. Также разрешение нужно, если такие мини-террасы загромождают проход на улице или меняют внешний вид территории. Но, согласитесь, это определение несколько размыто, его легко обыграть в интересах ресторанов.
«БЕЗ ЧЕТКИХ ПРАВИЛ ЭТО БУДУТ КОРРУПЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ»
Насколько законно город «захватывают» летние площадки, должен следить департамент городского благоустройства Киевской городской госадминистрации. Как объяснил директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко, существующие правила благоустройства Киева не предусматривают четких норм, где можно или нельзя размещать такие объекты и как они должны выглядеть. «Ранее за это отвечал районный архитектор, который выдавал такие разрешения, — добавил он. — Его роль была очень весома, так как выдача таких разрешений имеет коррупционную составляющую. Например, на углу улиц Пушкинской и Богдана Хмельницкого есть ресторан «Олива», года два назад здесь построили террасу, но в этом году ее вдруг снесли, она не вписалась не знаю во что, в какой-то карман. То есть без четкой регламентации и без правил, утвержденных Киеврадой, это всегда будут коррупционно-рискованные объекты. Какие-то нормативы размещения таких террас есть, но надо повысить статус настоящего документа, утвердить его на сессии Киеврады и внести в правила благоустройства».
ТАКОЙ ИЗОЩРЕННЫЙ «ЗАХВАТ» УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ — НЕ НАРУШАЕТ ЗАКОН И НЕ РАЗДРАЖАЕТ ПРОХОЖИХ
Урбанист Григорий Мельничук поддерживает летние террасы только при одном условии: должны быть схемы их размещения, разрешительная документация и никаких перестроек и пристроек. Но в Киеве как раз все наоборот. Фотокорреспондент «Дня», готовясь к публикации, поймал в кадр фактически тройное незаконное вмешательство в городское пространство. На углу улиц Ивана Франко и Богдана Хмельницкого, где, между прочим, проживает киевский мэр Виталий Кличко, три ресторана установили стационарные уличные террасы практически на полтротуара. В одном из них любит обедать мэр. Вероятно, безвкусица и дисгармония городского пространства не уменьшают аппетита столичного мэра.
РЕКЛАМНОЕ РАВНОВЕСИЕ
«День» заинтересовал еще один элемент «имиджа» киевских улиц — вывески и рекламные щиты. Их размещают там, где надо, и там, где не позволил бы здравый смысл, например, на доме-памятнике или на входе в метро, и в результате не видно вообще ни названия улицы, ни названия станции. В коммунальном предприятии «Киевреклама» рассказывают, что их бригады постоянно выезжают на места демонтажа незаконно установленных вывесок. Чаще всего ими «облеплены» торговые центры. Но срабатывает закон равновесия, где-то вывески и баннеры сняли, а где-то появились новые. Причем разрешения на них дают в... КП «Киевреклама».
КРАСОЧНЫЙ ПРИМЕР, КАК НЕ СЛЕДУЕТ ПОРТИТЬ ВНЕШНИЙ ВИД ЦЕНТРА ГОРОДА: ЗАСИЛЬЕ ТЕРРАС ВПЕРЕМЕШКУ С АБСУРДНЫМИ ВЫВЕСКАМИ, И ВСЕ ЭТО НА ВИДУ У СТОЛИЧНОГО МЭРА
Год назад в столице заработали новые правила размещения внешней рекламы. Над ними работали чиновники КГГА совместно с Ассоциацией операторов внешней рекламы. Предполагалось выделить пять форматных зон с отдельным режимом размещения объектов внешней рекламы в каждой. Например, нулевая зона — это исторические места, скверы, парки, перекрестки и транспортные развязки. Здесь рекламных щитов и баннеров не должно быть априори. Также запрещается размещать рекламные средства на пешеходных и велосипедных дорожках, аллеях, распределительных полосах и т.п. В целом прогнозировалось уменьшить количество рекламы в городе на 75%. Поскольку рекламной площади стало меньше, в Киевраде предложили рекламистам альтернативу: урны, скамейки, общественные туалеты.
БИЗНЕС ПРОТИВ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Но какая альтернатива, такие и результаты. «Честно говоря, я не замечаю перемен, — отметил Александр Сергиенко. — Огромных баннеров стало меньше на Кольцевой дороге и в центре города. Но кардинальных сдвигов я не вижу. Хотелось бы, чтобы центр города, особенно исторический, был совсем очищен. Еще одно. В 1990-х годах, когда я был депутатом Киеврады, работала комиссия по использованию в городе украинского языка, она мониторила состояние соблюдения законов о языке. Вот нынешнее засилие лейблов на английском языке — это безобразие, даже на Крещатике не найти вывески на украинском. Понятно, что существует состязание между бизнес-интересами и потребностями общегородской культуры. Но должен быть баланс интересов. В исторической части в принципе не может быть больших баннеров».
За рекламу в Киеве отвечает заместитель мэра Алексей Резников, именно он готовил с экспертами новые правила ее размещения. Он убеждает: Киев будет освобожден от рекламы. Пилотные проекты уже реализованы на Владимирском спуске, улицах Сагайдачного, Крещатике, Петровско-Парковой аллее. Еще немножко, и от рекламы освободят бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко. Но сам Алексей Резников признает, что навести порядок в сфере рекламы мешает игнорирование рекламистами новых правил.
Возможно, их заставил бы закон, а не столичные нормы. В начале года в парламенте был зарегистрирован законопроект «О внешней рекламе», он менял систему выдачи разрешений, ограничивал ее использование на транспорте, памятниках национального значения и предусматривал употребление исключительно украинского языка, кроме всемирных брендов и торговых марок. Однако проект не набрал необходимого количества голосов. А без четких правил игры что для рекламы, что для летних террас нет и порядка на улицах.