Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство оживлять наследие

Как привлечь внимание к музеям глубинки: опыт Николаевщины и Херсонщины
20 июля, 2012 - 11:54
РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ КАЗАЦКОГО РОДА СКАРЖИНСКИХ В СЕЛЕ ТРИКРАТЫ СОХРАНИЛОСЬ С XVIII в. НЕДАЛЕКО ОТ СЕЛА НАХОДИТСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ — АКТОВСКИЙ КАНЬОН, ИЗВЕСТНЫЙ ТАКЖЕ КАК «ДОЛИНА ДЬЯВОЛА», ИЛИ МАЛЫЙ КРЫМ. ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ВОПЛОТИТЬ ИДЕЮ С СОЗДАНИЕМ ОФИЦИАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ПОМЕСТЬЕ, ДОУКОМПЛЕКТОВАТЬ ЭКСПОЗИЦИЮ, И МОЛОДЕЖЬ ПОТЯНЕТСЯ СЮДА / ФОТО С САЙТА nikportal.net

Признаюсь честно, я, к своему стыду, не большая поклонница прогулок по музеям. Как человек, безусловно, образованный, я понимаю всю их важность и необходимость. И даже преклоняюсь перед самоотверженной работой музейщиков. Вот только не тянет меня дышать «пылью веков» и «проникаться глубиной момента». Да и немногие мои знакомые страдают неземной тягой к брожению по экспозициям в местечковых музеях. То есть большие, известные галереи и музеи — это да, а вот с небольшими собраниями сельских краеведов знакомиться что-то не тянет. К сожалению, я не одинока в своем закосневшем невежестве. Молодежь, даже в областных центрах, в большинстве своем посещает музеи ну только при очень сильно мотивированном пинке со стороны педагогов. Добровольно входить под историческую сень как-то не торопятся.

Проблема ли это? Может, стоит оставить все, как есть? Музеи будут бережно хранить свои реликвии, каталогизировать экспонаты и пытаться пополнять коллекции, а при этом еще и умудряться как-то выживать в условиях финансового кризиса. А жители нашей страны так же нехотя и со скучающим видом будут бродить по унылым музейным залам, выполняя обязательную «культурную» программу. Право слово, скучна подобная перспектива. Безрадостна.

СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ

В таком пессимистическом расположении духа я и отправилась знакомиться с новым проектом Херсонского городского Центра молодежных инициатив «Тотем». Сейчас эта организация занимается реализацией проекта «Новое дыхание культуры: искусство оживляет наследие». Елена АФАНАСЬЕВА, директор ЦМИ «Тотем», рассказала:

— В современном мире музей — это не просто коллекция ценностей, хранилище древностей или архивов документов. Это прежде всего — территория для культурно-образовательной деятельности. Во многих странах Европы музеи превращаются в центры неформального образования для разных категорий посетителей — от детей и молодежи до пользователей Интернета и людей с ограниченными возможностями. Возникло и развивается понятие «музейной педагогики». Конечно, не все музеи имеют возможность создавать на своей базе новые структуры — музейные культурно-образовательные центры. Особенно это касается региональных и небольших местных музеев. Но во многих случаях это и не нужно. Чтобы привлечь новую аудиторию, «оживить» историко-культурное наследие и сделать его привлекательным, у музеев есть возможность сотрудничать не только с учебными заведениями, но и с общественными организациями, негосударственными культурными центрами, галереями и, конечно, не забывать про бонусы от сотрудничества с туристическими операторами. Такое сотрудничество очень продуктивно и выгодно. Чтобы поддержать, распространить и популяризовать модели взаимодействия и партнерства между государственными и негосударственными организациями в сфере культуры, и был разработан наш проект. Естественно, что сами бы мы не смогли поднять такой пласт работы. Мы сотрудничаем с Молодежной Ассоциацией «DRONI» (Грузия), и с Благотворительным фондом «Творческий Центр ТЦК» (Украина) и с Ассоциацией молодых женщин Армении «AYWA». Наш проект осуществляется в рамках Программы Восточного партнерства по вопросам культуры в Украине, Грузии и Армении.

Перед стартом основной части реализации программы эксперты ознакомились с работой музеев на юге Украины и в Грузии. Анализ увиденного был изложен в отчете для Европейского Союза. Нельзя сказать, что ситуация с музеями у нас совсем уж безнадежная. В областных центрах пытаются проводить какие-то акции, привлекать посетителей. Правда, сотрудничество с общественными организациями пока немного «тормозится». Это и понятно. Для большинства музейных работников любая попытка привнести что-то новое в их деятельность, каким-то образом изменить привычное течение «жизни» воспринимается как посягательство на святая святых, на музейные традиции. Кстати, такое отношение к инновациям не только в Украине, но и в Грузии.

КРЕПОСТИ, ПОЭТЫ И ... МАРГАНЕЦ

В грузинских селениях очень много мемориальных музеев, посвященных выдающимся людям своего края. Самый известный из них — музей-мемориал Важи-Пшавелы в с. Чаргали. Известный грузинский поэт родился в этом маленьком селе (сейчас здесь живет всего 100 человек) почти 150 лет тому назад. В 2011 году под эгидой ЮНЕСКО отмечался юбилей этого выдающегося грузинского поэта и писателя. Тогда Министерство культуры и охраны памятников Грузии при совместном финансировании с ЮНЕСКО издало фотоальбом, посвященный Важе-Пшавеле, где представлены уникальные фото, рукописи, в том числе материалы, доныне неизвестные мировой общественности. Любопытно, что презентация альбома прошла в Тбилиси, а не на его родине. Также в честь юбилея власти построили 3 км подъездной дороги к музею. На этом интерес властей к поэту и его музею иссяк. Тем не менее, руководство музея не ждет помощи от правительства, а самостоятельно организовывает мероприятия, способные привлечь посетителей. В частности, ежегодно 28 июля проводится фестиваль Важаоба со скачками, выставкой работ народных умельцев, выставкой-продажей книг.

Не менее интересен краеведческий музей в райцентре Сачхере. Главная достопримечательность Сачхере — крепость Модинахе, принадлежавшая некогда князьям Церетели. Здесь родился Акакий Церетели (9.06.1840—26.01.1915) — известный грузинский поэт, мыслитель, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии. В его доме, в предместье Схвитори, и действует музей. Есть реальная возможность привлечь и заинтересовать туристов. Тем более что музей тесно сотрудничает с местным этнографическим ансамблем.

Если этим музеям нужна незначительная помощь в реэкспозиции, в налаживании партнерских отношений с общественными организациями, то музею в городке Чиатура необходимо и свое новое отдельное помещение. Сейчас все экспонаты просто расставлены вдоль стен в местном Доме культуры. Большинство провинциальных музеев в бывших республиках Советского Союза «обогащены» экспозициями, посвященными Великой Отечественной войне. И основной упор делается на военно-патриотическом воспитании. Не исключение и музей в Чиатуре. Хотя город известен совсем другим. На окраине города находится средневековая купольная церковь Мацховари X–XI в.  Эта достопримечательность могла бы быть интересна любителям старины. Но молодежь предпочитает экстремальный отдых. И Чиатура могла бы его предложить. Город находится в ущелье реки и разбросан по скалам. Из-за такого перепада высот основным транспортом в городе стала канатная дорога. На данный момент в черте города имеется 10 линий пассажирских канатных дорог и 2 линии по перевозке марганца. В Чиатурском районе сосредоточено 40% мировых запасов марганца. И, по мнению специалистов и экспертов музейного дела, стоило бы больше внимания уделить именно этому направлению. Этнография и археология — замечательно. Но должна быть своя изюминка. Таковой для Чиатуры может стать организация экскурсий на марганцевые шахты, экспозиция, посвященная разработке марганцевых руд именно в этом регионе.

НЕ ЭТНОГРАФИЕЙ ЕДИНОЙ

Немало интересного обнаружилось и в украинских селах. Крупные музеи — отдельная тема. А в селах, оказывается, есть на что посмотреть, кроме прялок, ухватов и национальных костюмов.

Один из перспективных музейных объектов находится в селе Трикраты Николаевской области. Это поместье Скаржинских.

Родовое поместье казацкого рода Скаржинских в селе Трикраты сохранилось с XVIII в. Тогда оно принадлежало герою русско-турецкой войны, полковнику П. Скаржинскому. В 1778 г. здесь родился известный ботаник, граф В. Скаржинский. В своем имении он организовал передовое по тем временам хозяйство, заложил помологический сад, дендрарий, плодовый сад с виноградником и лесные питомники, акклиматизировав ряд древесных пород и кустарников Южной Америки и Западной Европы. Сейчас его хозяйство и парк являются государственным заповедным урочищем «Трикратский лес». Сохранился усадебный дом Скаржинских, в котором теперь размещена Трикратская школа искусств. Потенциал есть, есть и туристическая «заинтересованность»: недалеко от села находится уникальный природный объект — Актовский каньон, известный также как «Долина дьявола», или Малый Крым. К нему туристы уже «проложили» свои тропы. Осталось только довести до ума идею с созданием официального музея в поместье, доукомплектовать экспозицию — и молодежь потянется.

В Херсонской области хватает своих привлекательных туристических объектов. Только с местными сельскими музеями они не очень согласуются.

В Белозерке, например, есть районный музей им. Д. Багалея. Так и не удалось выяснить, по какой причине районный музей был назван именем человека, который не имел к Белозерке никакого отношения. Дмитрий Иванович Багалей (1857—1932) — крупный исследователь истории степной Украины, который в 1887 г. был удостоен степени доктора истории в Московском университете за диссертацию «Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства».

И это при том, что Белозерка богата своими выдающимися людьми — здесь жили и работали с десяток известнейших исторических деятелей: основатель Херсона и самой Белозерки (Ивановки) Иван Ганнибал, многочисленная семья Скадовских, бактериолог Лев Ценковский, известный кинорежиссер Сергей Бондарчук, известный скрипач Адольф Бродский (особенно прославился в Британии). К примеру, Георгий Львович Скадовский, уроженец Белозерки, был крупным историком и археологом, одним из основателей музея древности в Херсоне, первым исследователем античных поселений «Белозерского» и «Березанского».

Белозерка вообще богата «красотами» и чудесами. Возле музея установлен памятный знак в честь 360-летия начала Национально-освободительной войны Украинского народа (2008 г.). Где логика — спрашивать бесполезно. Никто не может вразумительно объяснить, зачем нужно было тратить бюджетные средства на установление знака, который отмечает «некруглую дату» и к этому райцентру не имеет ни малейшего отношения.

Это — лишь самый краткий экскурс по тем объектам, которые были изучены на предварительном этапе реализации программы «Новое дыхание культуры: искусство оживляет наследие». Большая часть осталась «за кулисами». Одно могу сказать точно — свое отношение к музеям я сильно изменила. И намерена в ближайшее же время отправиться в Нижние Серогозы в Херсонской области, чтобы своими глазами увидеть царский курган «Огуз», а также экспозицию местного краеведческого музея. Впечатлениями обещаю поделиться.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ