Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Искусство спасает реликвию

В Софии Киевской начали реконструкцию киота ХІХ века
30 июня, 2017 - 12:50

Этого в заповеднике ожидали давно. Два киота ХІХ века не первый год нуждаются в реставрации, но по разным причинам, в частности из-за отсутствия средств, это откладывалось. Команда заповедника нашла решение: в конце прошлого года на территории «Софии Киевской» прошел благотворительный концерт Виктории Лукьянец, солистки Венской оперы и народной артистки Украины. Вырученные средства направили на реставрацию одного из киотов. Смета составляет около 28 тысяч гривен. Как рассказывает Анатолий Остапчук, заведующий научно-реставрационной мастерской Национального заповедника «София Киевская», киот перенесли в мастерскую, начались подготовительные работы к реставрации. Когда отреставрируют первый киот, будут искать деньги на «лечение» второго.

Оба киота сделаны в одной манере, над ними работал один мастер. Основная часть  реликвий сделана из дуба, они украшены богатой резьбой. «Киоты были в плохом состоянии, потому что в 1930-е годы их демонтировали и перенесли. Во время демонтажа нарушили их целостность, они потеряли стойкость. Их прислонили к стене, и так они сохранялись. Кроме того, прошло время, на них появились пылевые загрязнения, трещины, механические отколы. Потеряна ткань, некоторые детали. Они же пережили войну, ремонты...» — говорит Анатолий Остапчук.

Когда-то в киотах стояли уважаемые Купьятицкая икона Божьей Матери и икона Николая Мокрого. Последняя известна как первая чудотворная икона Руси. «Киоты в Софийском соборе появились в XVIII веке, их сделали специально для иконы Николая Мокрого и Купьятицкой иконы Божьей Матери. Киоты стояли на хорах Софийского собора в боковых алтарях, посвященных этим святым, — говорит Анатолий Остапчук. — Во время реставрации собора в середине ХІХ века менялись интерьеры. Очевидно, эти киоты вынесли, они не сохранились. Тогда и сделали новые киоты, также поставленные на хорах, в арках, которые выходят на центральную часть собора. В 1930-е годы, когда собор еще был действующим, решили, что киоты с иконами мешают рассматривать мозаики в нем. Поэтому киоты и демонтировали — чтобы был красивый вид на иконостас и алтарь, чтобы были хорошо видны мозаики».

Сами иконы через некоторое время исчезли. Об иконе Купьятицкой Божьей Матери вообще ничего  неизвестно, даже то, когда именно она исчезла. Икона Николая Мокрого, по словам Анатолия Остапчука, исчезла во время Второй мировой войны при отступлении немцев. Сначала реликвию вывезли в Польшу, потом она попала в Германию, после — в Канаду, и наконец — в Соединенные Штаты Америки. Есть информация, что икона сохраняется в Троицком соборе в Бруклине, Нью-Йорк. «Но появились сомнения, действительно ли это вывезенная икона или копия с нее, — комментирует Анатолий Остапчук. — По-видимому, где-то икона сохраняется, но точных сведений об этом нет. Сейчас делаются попытки ее вернуть».

При подготовке к реставрации в киоте нашли записку от 16 июня 1946 года. Ее оставили студенты, которые были в соборе на экскурсии. Они написали, что очень довольны увиденным и оставили свои фамилии. «Наши ученые  заинтересовались этим, отыскали этих людей, даже общались с ними», — добавляет Анатолий Остапчук.

Реставрацию первого киота планируют закончить в конце октября. Когда реликвию перенесли в мастерскую, на стене, к которой она была прислонена, увидели интересную фресковую и масляную живопись. Теперь эту композицию тоже планируют привести в порядок, очистить от грязи, а киот после реставрации выставят рядом.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ «СОФІЯ КИЇВСЬКА»

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ