Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Истоки христианства в Руси-Украине (продолжение - 3)

26 июня, 2013 - 10:32
КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ В ЦАРЬГРАДЕ. МИНИАТЮРА ИЗ РАДЗИВИЛЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ

В этом году исполняется 1025 лет со времени крещения Руси. Как известно, князь Владимир, «ища веру» для своей страны, в 988 г. выбрал византийское христианство. Это давало возможность примкнуть к высокой византийской культуре, стать потугой на международной арене, с которой бы считались другие государства. Выбор «византийского вектора» был связан и с распространением на Руси кирилло-мефодиевской религиозной традиции, понятного для русичей церковнославянского языка, которым пользовались в богослужении и в сфере высокой культуры. В условиях существования сильной Руси-Украины ХІ—ХІІ веков это способствовало творению мощной русьской цивилизации, которая в той или иной форме продолжала сохраняться вплоть до XVIII в. Русь ХІ—ХІІ вв. во многих сферах опережала латинский Запад. Однако последующий ход событий, связанный с татарской и турецкой экспансией в Европу, затормозил ее развитие и дал преимущества Западу.

Крещение Владимира в 988 г. стало важной вехой в истории восточноевропейских земель, определило их цивилизационный выбор. Не удивительно, что 1025-летний юбилей этого события в Украине собираются праздновать на официальном уровне. Но не только в Украине, но и в России. Более того, патриарх Русской православной церкви Кирилл заявил, что празднование этого юбилея надо начинать с Москвы. И это при том, что во времена Владимира города Москвы еще не существовало. Да и вообще нынешние земли «коренной России» не имели отношения к крещению Руси в 988 г. Христианство в то время утверждалось на юге Руси, то есть в пределах нынешних украинских земель. Не ошибемся, если скажем, что именно благодаря этим землям, где существовали древние христианские традиции, эта религия начала распространяться на землях Восточной Европы.

(Ранее мы публиковали три раздела исследования: «Легенда о «выборе веры» князем Владимиром» («День» № 101 от 13 июня 2013 г.), «Языческий вариант «выбора веры» («День» № 105 от 19 июня в 2013 г.) и «Мусульманский вариант «выбора веры» («День» № 107— 08 от 21-22 июня 2013 г.). Сегодня предлагаем следующий, а полную версию — все 11 разделов — читайте на сайте: incognita.day.kiev.ua.).

ИУДЕЙСКИЙ ВАРИАНТ «ВЫБОРА ВЕРЫ»

Евреи на украинских землях, в частности в Крыму, известны издавна. Некоторые документы дают основания считать, что их общины существовали в Боспорском царстве, а также в Херсонесе. С приходом в Крым хазар в конце VII — начале VIII вв. начался новый этап в жизни местного еврейства.

Хазары создали мощное государство (каганат), которое, в частности, охватывало Крым, левобережную Украину и, очевидно, Киев. Просуществовало оно с конца VII до начала ХІ вв. Социальная верхушка Хазарского каганата в VIII в. приняла иудаизм как государственную религию. С середины Х в. до нас дошло написанное на иврите письмо кагана Иосифа к еврею Хасдаю ибн-Шафруту, придворному Кордовского халифа, из которого можно понять, что хазарские правители хотя и были тюркского происхождения, но исповедовали иудаизм. Каган гордо величал себя «властителем Тогармским», подчеркивая тем самым, что его власть распространяется на другие тюркские народы [Хонингсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины (краткий очерк истории). — Ч. 1. — С. 6—8].

Евреи получили значительные привилегии в Хазарском каганате. Они имели свободу передвижения и торговли на территории этого государства, безопасно пользовались речными и сухопутными путями, могли останавливаться и жить в крепостях и опорных пунктах. Очевидно, еврейская община Киева начинает свое существование как раз в хазарский период. В произведении Константина Багрянородного «Об управлении империей» описывается торговый путь по Днепру. В частности, говорится, что лодки сходятся в крепости Киоава, которая называется Самватос. А во времена Средневековья среди евреев была распространена легенда, что где-то на востоке Европы есть река Самбатион, на берегах которой счастливо живут евреи и которая по субботам останавливает свое течение. Не исключено, что название Самватос-Самбатион могло касаться евреев, проживавших в Киеве. Из древнерусских летописных источников известно, что здесь существовали кварталы «Козары» и «Жидове», где жили иудеи, которые вели торговлю как с Хазарией, так и со средиземноморской Европой.

С середины Х в. до нас дошло написанное на иврите т. н. «Киевское письмо», касающееся финансовых дел. Находится оно в Египте, в Каирской синагоге. Письмо является рекомендацией, выданной еврейской общиной Киева ее представителю для предъявления в других еврейских общинах с целью сбора средств для погашения долга кредиторам-иноверцам. Это письмо заслуживает особого внимания. Ведь это первая письменная памятка из Киева, дошедшая до нашего времени. Она тоже однозначно свидетельствует, что в то время существовала еврейская община в этом городе. Письмо было подписано членами этой общины. Среди имен в основном преобладали еврейские. Но немало было и хазарско-тюркских. Среди тех, кто подписал этот документ, фигурирует также Иуда по прозвищу Северята. Исследователи допускают, что использование славянского имени может свидетельствовать о том, что евреи Киева могли пользоваться славянским языком. С нашей точки зрения, фигурирование славянского прозвища в «Киевском письме» может быть и свидетельством того, что какая-то часть русьского, собственно украинского, населения принимала иудаизм. Это опосредствованно подтверждают некоторые более поздние документы юридического характера. Так, например, устав князя Ярослава Мудрого содержал положение об отлучении от церкви христианина, если он живет с «бусурманкой или жидовкой». Иначе говоря, шел закономерный процесс проникновения славянских элементов в еврейскую среду, как и проникновение еврейских — в славянскую, что было вызвано сосуществованием народов на одной территории.

Например, М. Петров считал, что новгородский епископ Лука Жидята, приведенный Ярославом Мудрым из Киева, был еврейского происхождения. На это указывает его прозвище. Современник Луки Жидяты, митрополит киевский Илларион, в своем «Слове о законе и благодати» дискутировал с иудеями. А Феодосий Печерский часто ходил из своего монастыря на религиозные диспуты с киевскими евреями. Он с ними дискутировал о Христе, называя их беззаконниками и вероотступниками.

Вероятно, во второй половине ХІ в. на Руси с еврейского на церковнославянский была переведенная книга «Иосиппон» — хроника еврейского народа со времен Адама до взятия Иерусалима римлянами в 70—73 гг. н. э. По крайней мере отрывки из этого произведения помещены в «Повести временных лет» под 1110 г. Распространялась на Руси разнообразная апокрифическая литература, часть из которой имела в своей основе еврейские легенды (об Адаме и Еве, Енохе, Аврааме, Давиде, Соломоне и 12 библейских патриархах). Монах Киево-Печерской лавры Николай Затворник даже пострадал за свой интерес к Старому Завету и «жидовским книгам» — за эти деяния его осудили печерские монахи.

Наконец, можно привести и другие факты, касающиеся, правда, более поздних времен, которые подтверждают заметное присутствие евреев в жизни Киевской Руси. Нет сомнения, что они здесь, как и в Хазарии, активно занимались торговлей. Имея в руках значительные капиталы, евреи могли оказывать влияние на общественно-политическую, культурную и идеологическую жизнь Древнерусьского государства. Учитывая все это, а также то, что в Хазарском каганате иудаизм имел статус государственной религии, кажется логичным, что при выборе вер князя Владимира фигурирует религия евреев. Она здесь имела сильные позиции и полностью могла претендовать на статус государственной.

Уже говорилось о том, как в «Повести временных лет» была представлена возможность иудейского выбора. Дескать, к Владимиру приходили иудеи (жиды хазарские), которые пытались убедить князя в правоте своей веры. Сначала Владимир поинтересовался, какой у них закон, то есть правила религиозной жизни. Они ответили, вспомнив об обрезании, соблюдении субботы и о запрете употребления некоторых продуктов, в частности свинины. После этого князь их спросил: «Где есть земля ваша?». Они ответили: «В Иерусалиме». Тогда он опять их спросил: «А есть ли она там ныне?». Евреи на это будто бы сказали: «Разгневался бог на предков наших и расточил нас по землям за грехи наши, и отдана была земля наша христианам». Конечно, такого не могли говорить проповедники иудаизма. Владимир же будто бы на эти слова сказал: «Как же вы других учите, когда вы сами отброшены богом? Если бы бог любил вас, то не были бы вы разбросаны по чужим землям. Замышляете ли вы, чтобы и нам такую беду принять?» В летописи есть еще один фрагмент, где ведется своеобразная полемика с иудеями. Это, собственно, фрагмент из «Речи философа», в котором христианский проповедник, разговаривая с князем Владимиром, характеризует иудейскую веру. Акцентируется внимание на том, что евреи распяли Христа, за что тот послал «на них римлян, они города их разбили, а самих расточили по землям, и пребывают они в рабстве [по разным] краям».

Весьма сомнительно, что происходил подобный диалог между Владимиром и иудеями. Это мифическая реконструкция, воспроизведенная христианским автором (или авторами). И все же, при всей мифологичности этой реконструкции за ней стояли определенные реалии — взгляды, стереотипы. Иудеи представлялись такими, которые распяли Иисуса Христа, придерживаются определенных обычаев (осуществляют обрезание, не едят свинину и зайчатину, празднуют субботу). Однако едва ли не важнейшим моментом этого диалога является мнение, будто бы Бог разгневался на иудеев и разбросал их по чужим землям. «Безземелье» народа рассматривается как одна из наибольших бед, проявление божьего гнева. Соответственно, земля трактуется как едва ли не самая большая ценность. В этом случае видим проявление мировосприятия типично земледельческого народа, каким и были русичи-украинцы. Вообще во времена Владимира вера евреев имела небольшие шансы стать государственной религией. Во-первых, иудаизм был господствующей религией враждебной для Руси Хазарии. И хотя князь Святослав нанес этому государству сильный удар, оно продолжало функционировать. Становиться союзником хазар для Владимира не было никакого смысла. Более того, с хазарами ему пришлось воевать. Во-вторых, евреи в сфере торговли, похоже, были конкурентами варягов, на которых опирался Владимир. В-третьих, иудаизм был религией торговцев-кочевников. Такая религия могла оказаться приемлемой для кочевых хазар. Однако она мало устраивала верхушку Киевской Руси. Ведь в жизни последней был сильный земледельческий элемент.  Поэтому иудаизм так и не стал доминирующей религией в Древней Руси, оставаясь религией маргинальной и чужой. Хотя и не стоит приуменьшать ее влияние.

ЗАПАДНОХРИСТИАНСКИЙ ВАРИАНТ «ВЫБОРА ВЕРЫ»

В легенде о «выборе веры» рассматривается как один из возможных вариантов выбор в интересах христианства западного (латинского) обряда. В своей «Речи» философ говорит, что слышал, будто бы к князю Владимиру приходили немцы, которые предлагали свою веру. Он признает, что она мало чем отличается от веры «нашей», то есть православной. Отличия касаются только обрядовой стороны, а именно того, что немцы служат на опресноках. Это, конечно, трактуется как отступление от правил веры.

Относительно толерантно говорят о вере немцев послы, посланные князем Владимиром узнать, какая вера является лучшей. В богослужении у немцев их не удовлетворило то, что они здесь не увидели красоту.

Такое отношение к западным христианам в целом отвечало тому состоянию отношений, которые сложились между ними и восточными христианами в ІХ—Х вв. Создание западной Священной Римской империи, конкурировавшей с империей Византийской, ускорило дистанционирование восточной и западной ветвей христианства. В ІХ в. между ними намечается все больше расхождений, доходит до серьезных конфликтов. Невозможным становится и проведение общих вселенских соборов. Но, с другой стороны, до официального разрыва между церквями не доходит.

Славяне в этой ситуации оказались словно между двумя христианскими мирами — восточным и западным. Не удивительно, что они часто балансировали между Константинополем и Римом. Это видим на примере деятельности Кирилла, Мефодия и княгини Ольги.

Что качается князя Владимира, то какой-либо информации о том, что он обращался к западным христианам, нет. Очевидно, у него в этом не было потребности. Он имел достаточно эффективное средство влияния на Византию — военную силу. К тому же Русь во времена Владимира была слабо связана с Западной Европой.

И все же западные христиане стремились проникнуть на Русь. А после того, как в середине ХІ в. произошел раскол в христианстве на западное и восточное, это проникновение вызвало резко негативную реакцию со стороны православных — что нашло свое отражение в «Повести временных лет». Там, в частности, говорится о том, что когда Владимир крестился в Корсуне, то священнослужители дали ему напутствие. Именно в этом напутствии есть резкие выпады против католиков.

Так, например, князю говорят: «Не принимай же учение от латинян, потому что их учение искажено. Ведь, войдя в церковь, они не поклоняются иконам, а, стоя, поклонится [каждый], и, поклонившись, напишет крест на земле, и целует, и станет ногами прямо на него; так что, легши, целует, а встав — топчет. А сего апостолы не завещали...». Вероятно, нет надобности говорить, что здесь сознательно искажаются обрядовые практики католиков, чтобы выставить их в негативном свете.

Там же говорится, что «после седьмого собора Петр Гугнивый с другими, придя в Рим и престол захватив, [и] перекрутив веру, откинулся от престола иерусалимского, и александрийского, и Царьграда, и антиохийского. И взбаламутили они Италию всю, сея учение свое по-разному». Дальше, чтобы скомпрометировать католиков, говорится, будто бы римляне не придерживаются одной согласованной веры, что некоторые их священники имеют по одной жене, а некоторые — до семи. Соответственно, звучит предостережение князю Владимиру: «Остерегайся же их учения! Прощают же они грехи за дар, что есть наихудшее. Бог пусть бережет тебя, князь, от сего».

Сомнительно, что такие резкие антикатолические высказывания могли появиться во времена Владимира. Ведь тогда христианство формально оставалось единым. Скорее, это отражение реалий более позднего времени, когда христианство разделилось.

Приведенные резкие высказывания свидетельствуют, что на Руси со стороны православных существовало понимание «западнохристианской угрозы». Правда, в то время западные влияния здесь не были значительными.

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ