Для кого-то вышиванка — модная и красивая одежа, а для кого-то — прибыльный бизнес. Кто-то покупает сорочки за заоблачные цены, потому что в действительности цена старинного изделия ручной работы очень высока, а кто-то продает за бесценок, потому что таким способом ищет деньги, чтобы выжить.
На самом деле некоторым сохранившимся в Украине сорочкам нет цены, потому что это работа кропотливая, либо же техника вышивания утеряна. Но об этом часто не знают ни продавцы, ни покупатели. Потоэтому на антикварных рынках можно приобрести старые рушники и вышиванки, которым лет сто или двести, почти даром.
СУНДУКИ ПУСТЕЮТ...
Во время одного из этнофестивалей шутя спрашиваю продавщицу старинной одежды, когда же ее товар уже закончится — 20 лет продаются прабабушкины сорочки и юбки, кептарики и камизельки, плахты и запаски-передники, ведь покупатели активны, а старинные вещи в сельских сундуках все еще есть. Женщина пронзительно взглянула на меня и ответила: «Бог с Вами! Это же наш хлеб. Закончатся сорочки — не за что нам будет жить!».
Пани Мария из Борисполя дала объявление в местную газету — продает разный старинный товар с чердака — сорочки, юбки, рушники, скатерти. То есть все, что осталось от мамы и бабушки. Вещи, которыми никто почти не пользовался. А еще и те, в которых в молодости женщина выступала в самодеятельном хоре. И вышивала и шила все собственноручно. Но пани Мария все это решила продать. Не пошла на базар, а просто дала объявление. Ждать долго не пришлось. Уже на следующий день начали звонить желающие купить все это. Длинные вышитые сорочки за 30—50 гривен, тканые кролевецкие рушники — за 50—150 гривен, глиняные крынки и миски — за 20—30 гривен. «Мне эти вещи не нужны. Их все равно никто не видит. А вот денег не хватает — пенсия маленькая», — говорит женщина.
Инна АНДРИЯШИК из Тернопольщины не первый год собирает старинные вещи. Раньше этим делом занимался ее муж Василий Андрияшик, который умер в прошлом году. Пани Инна продолжила дело, которое, по ее словам, «муж любил больше всего». В настоящее время кое-что держит в собственной коллекции — всего около пятидесяти вышиванок. В основном это борщевские сорочки — обычно вышитые черными шерстяными нитями, а техника вышивания почти утеряна, и буковинские — украшенные очень мелким крестиком. Есть и городенковские сорочки. Начинает собирать винницкие. «Некоторые отдаю, якобы напрокат, людям, которые хотели бы одеться в украинское, но у которых нет возможности купить себе сорочку за пять-шесть тысяч гривен, — рассказывает Инна. — Есть еще сорочки в плохом состоянии — потертые, распоротые, обрезанные. С ними я езжу во Львов, их там покупают те, кто может отреставрировать или переделать на платье либо какую-нибудь блузку. Для этого берут лишь вышитые элементы».
Кое-что из собранного продает и помогает продавать людям. «Помню, как женщина принесла сорочку продавать. Не очень дорогую. Но другого способа найти деньги на лечение ребенка найти не могла», — вспоминает Инна.
Она говорит, что хотела бы еще собирать и собирать, но в настоящее время сорочек становится все меньше и меньше — ни у кого уже почти собирать. «Я сейчас по селам не езжу, — продолжает пани Андрияшик. — Мне люди приносят сорочки, а я их пытаюсь продать. Но уже выкупили и вывезли едва ли не лучшие образцы в Америку и Канаду. Также в селах люди держали себе сорочки «на смерть» — чтобы в них и похоронили. Можно только представить, сколько уже ушло в землю! Раз ко мне мужчина приходил, приносил сорочку, узнать, сколько она может стоить, но говорит, что жена ее оставила для себя на смерть. Некоторые считают, что в брачной сорочке нужно отправляться в последний путь».
ЦЕНА ЦЕННОСТЕЙ
В настоящее время цена старинной сорочки зависит от объема вышивки и того, в каком состоянии вещь. Чем больше вышивки, тем сорочка дороже. На цену влияет и способ создания. Например, тканые рушники более дешевые, вышитые — более дорогие, ведь тканый можно создать за несколько дней, а вышивать дерево можно месяцами.
«Я вижу сорочку и могу оценить, сколько она стоит, — говорит собирательница древностей. — Но цены растут с каждым годом. Помню, как мой муж продал сорочку для Нины Матвиенко за сто долларов. Так радовался, что это такие большие деньги! А уже сейчас я сама покупаю сорочки за 400—500 долларов».
Дорогими считаются гуцульськие сорочки, а также старой Буковины с «древом жизни». А еще самборские, из села Мельница. Вот они могут стоить пять-восемь тысяч гривен. Но самыми-самыми считаются те, которые почти полностью покрыты вышивкой.
«На Западной Украине люди знают, сколько сорочки могут стоить, — добавляет Инна. — За бесценок никто уже не отдает. Скажем, ежегодно в Борщеве проходит фестиваль вышиванок, и люди спрашивают цены там ради любопытства. Поэтому даже люди из сел сейчас знают, сколько сорочка из сундука может стоить. Они хотят продавать их уже за тысячи. Дорого продают теперь даже современные. Не так давно позвонила мне одна женщина и сказала, что имеет очень красивую сорочку — черную, борщевскую. Оказалось, современная вышивка под старинный стиль. Я спросила, сколько хочет за нее. Та ответила, что восемь тысяч гривен. И я ее понимаю, потому что сама знаю, какая это робота — вышивать мелким крестиком».
Создательница народных полотенец и венков Надежда Химиченко говорит, что продает обуховские рушники, вышитые собственноручно 20—50 лет назад. Цена пятиметрового полотна с красными цветами и птицами — восемь тысяч гривен. Интересуемся, сколько времени потратила мастерица. Она улыбается, и отвечает «Год...» Но продолжает: «Люди ведь не понимают, сколько труда я вкладываю в каждую свою работу. Они просто слышат цену и удивляются».
ТРОПИНКА ЗА ГРАНИЦУ
Отдельная тема — заинтересованность за границей. Украинская диаспора действительно в начале 1990-х начала скупать вещи ручной работы у собирателей, которые ездили по селам и скупали старинный товар за бесценок. В настоящее время канадцы могут отдать несколько тысяч и за современную вышиванку, потому что понимают, как много работы в каждой вещи — сами бы сейчас никогда не сели за такой труд. Есть и те иностранцы, которые никакого отношения к Украине не имеют, но стремятся сохранить уникальные ремесла мира. Как, например, японка Изюми Фужита. Сейчас она с семьей проживает в польском городе Турунь, интересуется искусством Восточной Европы и чрезвычайно ценит ручную работу. Благодаря ей в далекой Японии состоялось несколько выставок, а также были изданы несколько книг о вышивке молдован, венгров, чехов, поляков и украинцев. В последнем издании — уникальные рушники из коллекции музея Ивана Гончара.
Заместитель директора Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Юрий МЕЛЬНИЧУК рассказывает, что во Франции или Великобритании в свободной продаже старинных вышитых работ давно нет. Иностранцы разводят руками, когда видят, что продается у нас. Если в их семьях и остались какие-то старинные вещи, то они хранятся либо в частных коллекциях, либо в национальных музеях, либо считаются наибольшими семейными ценностями.
Однако у украинских музеев особой возможности покупать старинные вещи для пополнения коллекций нет. Пани Инна Андрияшик в частности говорит, что она не помнит, когда государственный музей покупал какую-то вещь для коллекции. Например, осенью Национальному центру народной культуры «Музей Ивана Гончара» исполняется двадцать лет, и по этому случаю музей хочет устроить выставку. На ней показать не только уникальные работы из фондов, но и те, которые люди принесут из бабушкиных сундуков и... подарят музею для пополнения собрания.
В действительности рынок древностей в Украине пока еще большой, но по-настоящему ценных вещей становится все меньше. Кроме того, уже появляются даже качественные подделки под древность. И если раньше собиратели древностей были озабочены тем, где и за какие деньги купить, то сейчас к критериям отбора добавилась еще и подлинность.