Войны, голод, преследования, поиски лучшей судьбы оторвали миллионы украинцев от своей земли и разбросали их по всем континентам земного шара. Сегодня за границей живут и работают преимущественно уже дети и внуки послевоенной эмиграции — люди, которые знают Украину только по книгам или рассказам старшего поколения. Между тем человеку присуще желание не только знать так или иначе свои корни, но и культивировать в своей жизни какую-то прочную связь между прошлым и современным. В эмиграции такой связью чаще всего становится церковь (для украинцев — православная или греко-католическая), которая объединяет разных и чужих людей в теплую общину и обеспечивает им полезную общую цель — благотворительность, построение или ремонт храма, помощь больным и старым людям, участие в церковном хоре и т.д.
Сегодня предлагаем нашему читателю рассказ об одной такой украинской православной общине, члены которой (или их родителей) жестокие ветры ХХ века занесли аж в Австралию. О жизни православных украинцев на том далеком материке рассказывает пан Владимир Ткачук, которого наши читатели наверно помнят — он печатался в газете «День».
ПОСЛЕВОЕННОЕ НАЧАЛО
В конце 40-х годов двадцатого века в столичном городе Южной Австралии Аделаиде несколько тысяч «украинцев-пионеров» положили начало новой, незнакомой жизни. Новопоселенцам из Украины было нелегко — чужая земля, чужие люди, чужой язык и образ жизни. После опустошения войной родной родины, после пережитых страданий и всех телесных и душевных ран войны нужно было начинать новую жизнь заново — почти сначала. Это было непросто — установить свою собственную идентичность, досказать людям Австралии «кто мы и что мы есть», с какой части света родом и почему приехали на далекий континент — от своей родной Отчизны!
Cтановление общественной, семейной и духовной жизни новопоселенцев было наибольшим и самым главным приоритетом для украинской диаспоры, среди которой достаточно высокий процент составляли украинцы православного вероисповедания. Но сначала мы были разделены и разъединены, а также далеки от своих семей, которые остались тогда в специально организованных «семейных лагерях», отдаленных на сотни километров от места работы мужчин или родителей. Мог ли в то время кто-нибудь думать о какой-то духовно-конфессионной жизни?!
ПЕРВАЯ ЦЕРКОВЬ И ПЕРВАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА УКРАИНЦЕВ В АДЕЛАИДЕ
Однако несмотря на это, с приездом в Южную Австралию православного священника, отца Петра Грушецкого стало возможным положить начало первому православному приходу в Аделаиде. Находясь в поисках высшей духовной охраны, а также по традиции, мы назвали эту первую церковь — Украинскую автокефальную православную — церковью Святого архистратига Михаила. И вот 4 февраля 1950 года состоялось первое богослужение. С того времени богослужения проходили каждое воскресенье в позаимствованной — в то время пустой — англиканской церкви Доброго Пастыря в пригороде Бовден в 4-х километрах на север от центра Аделаиды. И хотя не все и не всегда было благоприятным, солидное и жертвенное отношение прихожан к своей вере, к родной церкви дали возможность православным украинцам Аделаиды — в течение неполных четырех лет — закупить небольшое здание под храм. Он был построен из жести и дерева и стоял на большом участке земли в пригороде Тебартон с выгодным транспортным сообщением. Эта земля и здание также принадлежали тогда англиканской церкви и здесь иногда проходили встречи бывших прихожан этой церкви.
После четырех лет жизни в Австралии православные Аделаиды стали владельцами той земли и здания, хотя здание храма и не было большим или как-то особенно архитектурно украшенным. Только в конце ноября 1953 года, после достройки (собственными силами) алтаря и иконостаса (работы Тимофея Прадуна) украинцы Аделаиды уже имели возможность молиться в своем собственном храме; а также планировать дальнейшее развитие своей духовной жизни.
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
В то послевоенное время Свято-Михайловский приход был одним из самых больших православных украинских приходов в Австралии — он насчитывал более 300 лиц —членов церкви; он имел свою собственность, свою церковь и достаточно большой участок земли. Тогда мы уже положили начало духовному братству и сестринству. Церковь всегда была переполнена людьми, особенно молодежью и маленькими детьми. Хор под руководством первого дирижера Ивана Сторожука-Вознюка украшал литургии и очаровывал присутствующих высокохудожественным исполнением музыки Бортнянского, Веделя, Лысенко и других талантливых украинских композиторов духовной музыки. Хотя так далеко-далеко от родной земли, но мы наслаждались пением и возможностью общения на родном украинском языке.
В 60-х годах наш приход приобрел еще два соседних участка земли. Неутомимый и энергичный отец Петр Грушецкий иногда делился своими «секретами». Он говорил: «В Австралии украинцев очень мало, и их нужно беречь, воспитывать в духовном и патриотическом ключе. Приход только тогда будет сознательно сильным, когда будет иметь сознательных и верующих членов прихода! Мы при Божьей воле приобрели свой собственный Божий храм, теперь нам нужно приобрести усадьбу возле храма — для верующих и детей. А еще нам нужно место для священников и для монахов, потому что мы вынуждены воспитывать своих собственных священнослужителей и молодежь. Только так мы обеспечим себе место в будущем».
СТРОИМ НОВЫЙ ХРАМ
Однако мечты и планы отца Петра исполнились не полностью! Власть имущие Южной Австралии имели другие планы — перестройку автострад, под которые попала и вся наша церковная земля и новоприобретенный храм. Украинцы были бессильны противостоять этим государственным планам страны. То же, в конечном счете, правительство нашу церковную усадьбу закупило, и при этом по очень низкой цене, не предложив нам достойного возмещения. Но все же нам было разрешено продолжать богослужение в храме до того времени, пока «украинцы не найдут нового места для молитвы».
И вот в начале 70-х годов соответствующий участок земли нашелся, и приход сразу же его приобрел. В 1972 году было созвано чрезвычайное общее собрание прихода, избран строительный комитет, принят проект сооружения церкви. Строительный комитет возглавил инженер Ярослав Молот, а членами были чертежник-архитектор Иосиф Стрильчук и административный секретарь Владимир Ткачук. К работе приступили немедленно. Особенно стоит отметить, что ради сохранения средств почти все наши прихожане активно участвовали в строительстве.
Проект нового Свято-Михайловского храма разработали отец Петр Грушецкий и Иосиф Стрильчук. Планировалось здание в стиле украинского барокко и весьма похожим на Св. Андреевский собор Киева — кресто-купольный храм с большим центральным куполом и четырьмя меньшими куполами на плечах креста. Этот стиль достаточно известен в Украине, однако на землях далекой Австралии он является уникальным. Внутреннее украшение церкви сделано в традиционном украинском стиле; над входом находится большой витраж с изображением Святого архистратига Михаила — работа известной местной художницы Седар Прест. Генеральным архитектором храма был аделаидский архитектор Петер Бруверис. Оригинальный деревянный иконостас, изготовленный еще в 1954 году для первого храма, стал украшением и нового храма.
Церковь и престол были освящены архиепископом Андреем, митрополитом Виннипега и всей Канады 12 октября 1975 года. В этот день храм был провозглашен Собором святого архистратига Михаила — «На славу Украины, украинского народа и независимой украинской православной веры».
Еще раз необходимо подчеркнуть, что все это стало возможным только благодаря чрезвычайной жертвенности всех наших прихожан. Их воодушевление и готовность к работе, их щедрые пожертвования и подарки не уменьшились не только во время построения храма, но на протяжении всех последующих лет существования.
А потом Украина стала независимым государством!
В декабре 1991 года на ХII Объединительном соборе украинских православных церквей Австралии в Канберре была провозглашена Резолюция №2 следующего содержания: «Принимая под внимание, что ХII Епархиальный собор происходит во времени, когда Украина стала полностью независимым государством, а ее Церковь возвышена к достоинству Патриархии, ХII Епархиальный собор торжественно заявляет, что Австралийско-Новозеландская епархия является неотъемлемой частью Святой апостольской украинской автокефальной православной церкви, оформленной в Киевский патриархат...».
Без преувеличения можно сказать, что для всех православных Аделаиды это было воплощением их мечты! В декабре 1992 года два аделаидских православных прихода — Cвятого архистратига Михаила и Свято-Покровской церкви объединились в одну общину — в приход Святого архистратига Михаила.
В следующем году (1993), в 60-летие Голодомора в Украине, возле церкви был построен памятник жертвам голода-террора 1932—1933 годов. Усилиями всей украинской общественности в Аделаиде были собраны средства на перенесение ранее смонтированного креста, который стоял около Свято-Покровской церкви еще с 1972 года. Этот крест был встроен в гранитную однометровую «могилу» с золотой надписью на украинском и английском языках. И с того времени в последнюю субботу ноября все украинцы Аделаиды служат соборную памятную панихиду за упокой душ невинно погибших в годы самого большого мирового преступления против украинского народа.
ЦЕРКОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Но вернемся к церковным делам. Казалось бы, что решение Собора 1991 года (которое, кстати, было принято единогласно всеми присутствующими на Соборе, а также прихожанами всех приходов Австралии) засвидетельствовало, что для православных в Австралии наступил покой и полное взаимопонимание. Ведь люди во всех церквях молились вместе с церковью-матерью, поминали киевского патриарха и считали это Божьей благодатью!
Как оказалось, не долго просуществовала эта «благодать» — с каждым годом наступали какие-то новые «мятежи». А в мае 1994 года настоятель прихода отец Владимир Салыга провозгласил с амвона о некоторых якобы «нарушениях» (канона). Прихожане были обеспокоены и очень тревожились, когда узнали, что на VII Соборе (9 апреля 1994 года) без их согласия и ведома митрополит Константин был избран первоиерархом диаспоры (митрополит Константин — предстоятель УПЦ США).
В последующих годах православные свято-михайловцы с большой тревогой спрашивали о причине разъединения между австралийскими церквами и церковью Киевского патриархата в Украине. Однако ни от кого в Австралии не могли получить удовлетворительного ответа, а письма к своему духовному опекуну — правящему епископу Антонию (Щербе) в Соединенных Штатах возвращались со штампом «адресат выбыл».
А в 1998 году, на чрезвычайном общем собрании прихода представители консистории (отец Николай Сердюк и Владимир Буштедт) пообещали, что «до конца 1999 года мы, возможно, все будем в Киевском патриархате». К сожалению, этого не произошло. Даже на письмо к Собору от прихода в Аделаиде ответа не было.
В конце концов наше терпение закончилось! В марте 2000 года члены прихода на общем собрании решили, что «приход Святого архистратига Михаила в Аделаиде больше не будет подчиняться чужим владыкам». Потому что православные Аделаиды хотят молиться вместе с церковью в Украине — вместе с церковью-матерью! Все они убеждены, что не только Свято-Михайловская церковь в Аделаиде, но и все другие церкви в Австралии, согласно резолюции упомянутого епархиального собора, должны молиться вместе с Украиной, в единой Украинской православной церкви! Были, конечно, и те, кто придерживался другого мнения, но это была «маленькая горстка».
Несмотря на это, однако, дело приобрело остроту и оказалось в руках адвокатов, а в 2002 году — в Верховном суде Южной Австралии (в Австралии церковные дела рассматривают светские суды). Все мы — верные прихожане, выступающие на стороне Киевской патриархии и придерживались решений Собора 1991 года, надеялись, что правда победит.
Именно в те времена в Аделаиду пожаловал генеральный консул Украины Василий Корзаченко. Во время посещения Свято-Михайловского собора он в книге посетителей записал: «Господь дал мне возможность посетить Его церковь Святого архистратига Михаила и почувствовать тепло всех верующих. Дай Боже, чтобы церковь всегда была полна, в частности, молодежью, которая будет продолжать дела старших поколений! С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями! Василий Корзаченко — генеральный консул Украины».
К сожалению, искренние пожелания генерального консула осуществились не полностью. С одной стороны, судебный иск консистории УАПЦ Австралии и попытки «оторвать» храм в Аделаиде от Киевской патриархии не имели успеха. Однако судебное дело все же повлекло плохие последствия — достаточно большие деньги были потеряны зря. Самым худшим же было то, что много украинцев потеряло доверие к своей церкви, к своей вере.
Следовательно, в Верховном суде Южной Австралии было четко решено, что прихожане Свято-Михайловского собора «имеют право молиться под омофором Киевского патриархата». Для подтверждения этого решения Верховный суд Южной Австралии в марте 2004 года дал право на изменение приходского устава, по которому члены прихода должны иметь право и возможность без каких-либо препятствий исполнять свои духовные обязанности.
А в мае того же 2004 года состоялось знаменательное событие — на Соборе епископов УПЦ Киевского патриархата приход Святого архистратига Михаила был еще раз провозглашен Украинской православной церковью, которая входит в состав УПЦ КП. Ее верные имеют возможность и право молиться вместе с церковью- матерью, чествуя патриарха Киевского и Всея Руси-Украины. Согласно патриаршему указу, правящим епископом и духовным опекуном нашей церкви является никто иной, как его святость патриарх Филарет.
Так что наша церковь сегодня жива и работает. С мая 2004 года священнослужителем Киевского патриархата был о. Анатолий Сытник, а с мая 2005 года и до сегодняшнего дня в Свято-Михайловском храме настоятелем является отец Петр Косацкий.
«САМЫЙ ЛУЧШИЙ УКРАИНСКИЙ ХРАМ» — НА ПОЧТОВУЮ МАРКУ
Напоследок должен рассказать об очень красивом, незаурядном событии, которое случилось в нашей церкви 9 февраля 2007 года. А именно — здание нашего Собора святого архистратига Михаила в Аделаиде было признано «самым лучшим украинским храмом для почтовой украинской марки за пределами Украины — по эстетике, архитектуре и стилю собора». Больше об этом будет напечатано в изданиях «Марка Украины» в ближайшее время. Для всех нас это большая радость!
В 70-х годах ХХ века украинцы Аделаиды построили храм святого Михаила — «На славу Украины, украинского народа и независимой украинской православной веры». Прихожане этого храма навсегда связаны с родной церковью-матерью — Украинской православной церковью Киевского патриархата и с украинским народом.