Окончание. Начало в номерах «Дня» за 8, 17, 22, 29 июля и 5 августа
АРХИТЕКТУРНО- САДОВОЕ СОВЕРШЕНСТВО
Чем дальше мы путешествовали — тем более спрессованными казались наши впечатления. Их было уже так много за почти неделю автопробега, что они стали наслаиваться друг на друга.
Что касается, экипажа «Дня», то после Винницы мы «соскочили» с дистанции в силу редакционно-производственной необходимости, в то время как наши товарищи и коллеги продолжали свой путь на восток: Мариуполь, Луганск, Харьков, Донецк.
Поэтому загодя на центральной площади Тернополя, в окружении городской публики — мы вручили книги из серии »Библиотека газеты «День» нашим депутатам от запада и востока Украины — Ярославу Кендзеру и Владимиру Зубанову, а так же — гостеприимному мэру Тернополя — Богдану Левкиву.
И дернули вместе с караваном в Прикарпатье — в местечко Залещики, распложенное прямо у подножия гор. Река Днестр там образует подкову вокруг этого милейшего городка с красными крышами.
После теплой встречи ( обязательный атрибут: три красавицы в веночках и каравай) на границе Тернопольской и Черновицкой областей — несемся в Черновцы.
Въезжаем в город в непогоду: шурует дождь. Однако перед знаменитым Черновицким университетом ливень взял паузу. Наверное, чтобы мы получше рассмотрели архитектурный ансамбль.
Перед нами величественные здания в готическом стиле. Башни, собор, помещение университета. На сером слезливом фоне неба великолепный Черновицкий университет смотрелся еще более эффектно.
Дата его основания — 1864 год. Здесь была резиденция митрополита Буковины. Строили комплекс 18 лет. Для этой постройки специально был сооружен завод по производству кирпичей. Каждый кирпич простукивался, как драгоценная ваза: дабы не было дефектов. Норма кладки для мастеров — сто кирпичей. Не больше. Чтобы не халтурили (как современные!). Заведение вначале носило имя императора Франца Иосифа, поскольку тогда Черновцы принадлежали Австро-венгерской империи... С 1957 здание отдано под университет.
Здесь все по-готически вздыблено вверх. Ажурные окна в сочетании с прямоугольными красно-коричневыми башенками — предельно органичны.
Внутри этого архитектурного шедевра — голубой, красный и мраморный залы. Нас, как почетных гостей, специально поводили по ним, отрывая двери ключами. Но и в коридорах университета поражают сводчатые мозаичные потолки, поддерживаемые белоснежными колоннами. Впечатление — дворец! Как тут люди учатся? Только и будешь, что любоваться!
Здание выигрывает и от парка в французском стиле. Зелень грамотно дозирована, все геометрически вымеряно. «Французистость» видна еще и в том, что территория перед главным корпусом засыпана мелкой щебенкой, как, например, в Версальском парке или в Саду Тюильри. Необыкновенно гармоничная панорама! Ощущение, которое не смог потревожить даже дождь, полившийся с удвоенной силой. Естественная природа внезапно заревновала к искусственной, но только подчеркнула красоту последней.
БОЕВОЙ ПЫЛ СТОЛЕТИЙ
После ресторанно-гостиничного комплекса у озера «Аква-плюс» (зажаренные целиком рыбины мне снятся до сих пор) — оказываемся около десяти вечера у суровых стен Хотинской крепости.
Экскурсия происходит в темноте.
Основана крепость в XIII веке Даниилом Галицким. Кто только тут не сражался с нашими за прошедшие столетия! Турки, татары, молдаване, поляки.
Я впервые побывал здесь в 2001 году. Причем на рассвете — в семь утра. Так было запланировано экскурсией. Теперь я объявился здесь на ночь глядя. И тогда, и сейчас — время штурма. То ли татар — против наших, то ли наоборот, в зависимости от того, кому принадлежала крепость, переходившая из рук в руки десятки раз.
Внутри расположена панорамная картина, на которой казацко-турецкие «разборки». Создается, впечатление, что раньше народы путешествовали исключительно с целью грабежа соседей.
Поздно ночью прибываем в Каменец-Подольский.
Вышли за пивом. Рядом — тусовка польской молодежи. Нас — пятеро. Один из нас — польский тележурналист. Его земляки поначалу создавали угрожающий вид: они тоже пили пиво, но при этом производили множество неформальных звуков, то бишь — орали.
Как бы не напали — привычно прикинули мы (особенно под впечатлением хотинских рассказов). Нашему польскому коллеге тоже не шибко понравилось поведение соотечественников.
Но тут обнаружилась разница между нашими тусовками и их. Польские ребята как бы ни «заправлясь» — не покидали пределы своего маленького «лагеря». В то время как наши, обычно, дойдя до подобной кондиции, уже давно бы стали разбредаться в поисках приключений.
Мы допили свое пиво и собрались на боковую, как вдруг наш польский друг заявляет: «Может, пойдем к ним прицепимся?» Наш человек! Отговорили.
ПРОЩАЙ, КАРАВАН!
Утренний Каменец-Подольский очарователен. Особенно — его старинный центр. Проходим по древнеримскому мосту над пропастью, с которого открываются бугристые, зеленые берега.
Осматриваем костел Святых Петра и Павла.
После того, как в XVII веке город заняли турки — здесь построили минарет. Поляки отвевали город обратно, но по мирному договору минарет был оставлен. В результате получился очередной украинский объект со смесью западных и восточных элементов (уже надоело подчеркивать эту нашу особенность, о которой много говорилось в прошлой статье — о казачьей символике, см. «День» за 5 августа).
Побывали в недавно открытом Музее денег, расположенном в городской ратуше. Там хранятся монеты, начиная с V века до н.э. , есть древнеримские экземпляры.
Неожиданно мы сами почувствовали себя древними, поскольку помимо денежных экспонатов различных эпох тут были представлены и... советские рубли. А я на них еще мороженое покупал. Фруктовое (7 копеек, дефицит), пломбир (19 копеек), «Ленинградское» (22 копейки, в шоколаде, дефицит), «Каштан» (28 копеек, в шоколаде, не дефицит, потому что дорогой)... Уже скоро и про меня скажут: родился в эпоху древнесоветской империи...
С этими грустными мыслями отправляюсь в Старую крепость. Но там вместо исторической — мысли неожиданно оказались в области популярной музыки, поскольку мы повстречались с экс-гитаристом «Океана Эльзы» — Павлом Гудимовым.
Конечно, фото со «звездой» стало завершающим наше путешествие. Под гудимовские аккорды мы проехали сотни километров, бережно переворачивая кассеты с записями «Океана».
Не мог я не спросить музыканта о причине его ухода из «золотого состава». Павел намекнул, что виной тому усиливающиеся диктаторские черты одного из участников группы, «сами понимаете, кого».
Понимаем, конечно. Но гитара Гудимова звучала всегда очень драйвово. Однако сейчас его собственное имя «засветилось», поскольку было в тени «кое-кого». А значит, появился повод поговорить о сольном творчестве Гудимова. Тем более, он напоследок просил писать больше о современной музыке. А нам и не жалко...
Уже в Виннице, как я говорил, мы вынуждены были покинуть автокараван. Мимо нас промчались, отчаянно гудя и размахивая футболками и флагами, журналистские машины (и одна — депутатская). До свиданья, друзья!
Читателям же, проделавшим этот путь вместе с нами на бумаге: спасибо за внимание! И, конечно, до новых встреч.
Организаторы автопробега : фонд «Cхід—Захід разом», Всеукраинский автомобильный клуб журналистов, фонд «Журналистская инициатива».
Спонсоры : AsMAP (ассоциация международных автомобильных перевозчиков), страховая компания «Универсальная», минеральная вода «Моршинська», «НАФТОГАЗ України»