Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Из Днепра все труднее получить «живую» воду

Из 1,5 миллиарда гривен, которые ежегодно выплачиваются за использование природных ресурсов, на восстановление экобаланса возвращается только 80 миллионов
3 ноября, 1999 - 00:00

По данным ВОЗ, около 80% заболеваний связано с грязной, непригодной для употребления водой. Наиболее благополучный Киев «пьет» животворную влагу, теоретически очищенную, в основном из Днепра и Десны. Из почти 2 млн. кубических метров воды в сутки, которые потребляет столица, только 0,25 приходится на артезианские подземные скважины. Вода проходит полный цикл водоподготовки, ее состояние постоянно оценивается санэпидемслужбой по 32 показателям и дважды в год по 80–85 ингредиентам, и, как утверждает главный государственный санитарный врач столицы Ирина Козлова, она «отвечает требованиям действующего стандарта».

Однако на прямой вопрос «Дня» главный санитарный врач ответила, что оба открытых источника, особенно Днепр, «страдают от интенсивного антропогенного загрязнения, а качество воды постоянно ухудшается». Поэтому в нынешнем году «образцовое» водоснабжение города пришлось переключать на Деснянский водопровод, а на очистных сооружениях водопроводных станций (на средства Киевской горадминистрации) внедрять новые технологии.

Как отметил на последнем заседании Совета по экологическим проблемам бассейна Днепра и качества питьевой воды начальник Управления проблем Днепра и водных экосистем Александр Мазуркевич, чрезмерное загрязнение привело к нарушению естественных процессов самоочищения, на станциях водоподготовки все сложнее получить качественную «живую» воду, а очистные сооружения не справляются с большим количеством загрязняющих веществ. «В условиях радиационной нагрузки это серьезно угрожает здоровью нации, а опыт стихийного бедствия в Закарпатье и подтопления в южной части бассейна Днепра подтверждают риск техногенных, экологических катастроф», — грустно констатировал он.

«Основные сооружения по подготовке питьевой днепровской воды были построены тридцать лет тому назад, — рассказал «Дню» министр Минэкобезопасности Украины Василий Шевчук. — Тогда качество речной воды было первого класса. Сейчас — второго и третьего, а, к примеру, в Днепропетровском и Днепродзержинском районах — четвертого, то есть вода грязная».

Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды была принята два года назад, но до сих пор финансируется недостаточно.

По словам В.Шевчука, есть немало интересных, привлекательных и экономически выгодных пилотных проектов, особенно в рамках украинско-канадской программы, связанных с очисткой воды, ликвидацией мусорных свалок, фильтрат из которых отравляет Днепр, модернизацией водоочистных сооружений и промышленных предприятий. Они убеждают в том, что защищать окружающую среду от своей же хозяйственной деятельности — дело не только полезное, но и выгодное: экологическое мероприятие стоимостью 100 тысяч гривен дает 500–600 тыс. экономического эффекта в течение года.

К сожалению, реальной природоохранной деятельности слишком мало. Следовательно, права граждан на экологическую безопасность в стране, качество жизни которой определяется не только качеством воды, но и качеством власти, пока что достаточно эфемерные.

КСТАТИ

Днепр удерживает на своих могучих плечах две трети производственного потенциала экономики Украины. Его бассейновые «владения» занимают 80% территории Украины, Днепр обеспечивает водой 32 млн. человек, 50 больших городов, наиболее мощные оросительные системы, атомные станции. Он «зарабатывает» на себя из отчислений «на экологию» ежегодно 400–500 млн. грн., которых целиком хватило бы на восстановление его экобаланса. Однако эти поступления, как и все средства за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, вопреки Закону Украины «Об охране окружающей природной среды» отвлекаются на другие потребности. Так, в госбюджет поступает ежегодно около полутора миллиарда гривен, а возвращается на воссоздание природных богатств только 80 миллионов или 5,6%.

Александр ФАНДЕЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ