Наконец благословенная новость: Италия выходит из карантина.
Страна-фаворит, одна из ближайших ментально и по численности практически с наибольшей украинской диаспорой на сегодня в Европе. Италия, надеюсь, совсем скоро восстановит и авиасообщение с Украиной.
Кто же был первым из украинцев, открывших эту волшебную землю? Наверное, Эней — «парубок моторний, та й хлопець хоч куди козак». А потом — студенчество из Украины-Руси уходило в Италию за наукой, священничество — за униями, которые должны были нас вывести в Европу еще полтысячелетия тому назад, а дальше — казаки Ивана Сулимы на Папскую аудиенцию, а там — певцы и художники, наконец — литераторы, историки и — туристы. Каждый будто шел за своим, но то «свое» и определяет саму Италию: удивительные ландшафты, роскошная архитектура, художественные шедевры мирового уровня, речь-мелодия и песня, льющаяся из самого сердца, эстетика в каждой мелочи, эмоция без границ, красота, от которой невозможно оторвать взгляд. И даже страсти Христовы — здесь не выглядят мукой...
Одним из тех, кто влюбился в Италию с первого взгляда и оставил свое сердце ей навсегда, был Гоголь. Как рыба в воде, так естественно чувствовал себя Николай Васильевич в Риме. Он знал каждый его уголок настолько, что имел счастье быть гидом по вечному городу для своих лучших друзей. И неважно, что во времена Гоголя Рим переживает далеко не лучшие времена — по численности населения почти Полтава, на лугах пасутся коровы. Но та пастораль такая родная классику. Почти десять лет продолжается «роман» писателя с Римом. В конце концов Гоголь вынужден вернуться в империю. Но благодарный город не забыл гения. И сегодня в Риме можно найти дома, в которых длительное время проживал наш земляк, посетить одно из самых известных богемных кафе, где до сих пор существует персональное «место» Николая Васильевича. Пройтись по излюбленным местам писателя и встретить его, окаменевшего в бронзе, на вилле Боргезе. О Гоголе в Риме довольно подробно пишет полтавчанка, более двух десятилетий живущая здесь, Валентина Виноградова в своей книге «По римским адресам Гоголя». Прочитать, вдохновиться и — отправиться в вечный город!
«Із галицького пралісу просто в Рим», — так вспоминает свое путешествие Иван Франко. Ведь путешествие было не запланированным и не подготовленным, когда на предложение Грушевского коллеги отправились в Италию. Однако отсутствие плана не помешало ознакомиться с Ватиканом, Колизеем, с удовольствием нагуляться по городу. По дороге в Рим осмотреть Венецию и Флоренцию.
Хорошо ориентировался в музеях Ватикана и Михаил Коцюбинский, который каждый раз, проезжая через Рим, посещал любимые места. В письме Александре Аплаксиной писатель вспоминает, что Рим он знает лучше Чернигова.
Рим является серединой дороги между северной и южной Италией. Большинство путешественников, осмотрев предварительно богатое художественное и архитектурное наследие северных городов, завершали здесь свой маршрут по Италии. И только отдельные продолжали путь дальше, в направлении Неаполя.
Традиционный сухопутный маршрут в Италию лежит через Альпы. Первые путешественники Гоголь, Костомаров, Кулиш преодолевали его еще с извозчиками. С появлением железной дороги путешествие в Италию не утратило в пейзажах, однако выиграло в комфорте. В деталях описывает чудо железной дороги Михаил Коцюбинский, трижды посетивший Италию. Первым классом путешествовал из Вены в Италию профессор Михаил Грушевский, который частенько наведывался в эту страну с семьей.
Особый интерес к Италии проявлял Михаил Драгоманов, который некоторое время проживал с семьей во Флоренции и отправлялся отсюда в путешествие по различным итальянским городам.
Дмитрий и Екатерина Антоновичи, Владимир Винниченко, Борис Гринченко и Иван Франко... Кто-то штрихами, а кто-то, не жалея чернил, записывает свои впечатления о Венеции, Милане, Риме, Неаполе, Флоренции, Капри, Сан-Ремо. И читать их — истинное наслаждение.
Вероятно, Михаил Драгоманов был едва ли не первым из украинцев, кто путешествовал по Италии, изучая ее диалекты и этнографию, исследуя древнее прошлое и воочию наблюдая Италию молодую, только что объединенную. От северных городов к югу, Неаполю, неугомонному, шумному, который так отличался бытом, языком и культурой от всей Италии. К Неаполитанскому побережью так стремился Михаил Коцюбинский — вдохнуть аромат моря, отдохнуть, насытиться солнцем. И, пользуясь случаем, ознакомиться с культурными достопримечательностями. Михаил Михайлович даже был лично знаком с директором Неапольского музея. А Михаил Сергеевич (Грушевский) оставил замечания специалиста относительно музейной коллекции. Коцюбинский и Грушевский были из тех редких украинцев, которые более ста лет тому назад совершили подъем на Везувий. Между прочим, профессор Грушевский поднимался на вулкан с женой и четырехлетней дочкой. И первого, и второго ожидало настоящее приключение, о котором они оставили интересные воспоминания. Благодаря путевым эссе Грушевского, мы узнаем, что в первом десятилетии ХХ в. Везувий был довольно посещаемым туристическим объектом, сопровождение на который обеспечивала известная туристическая фирма «Томас Кук», именно та, которая обанкротилась в прошлом году. Железная дорога и фуникулер, ресторан и отель — вот как выглядела туристическая инфраструктура Везувия столетие тому назад! И все это — инвестиции «Томаса Кука». Современный турист может только тихонько позавидовать, ведь сейчас к вершине Везувия добраться можно лишь своими двумя. Безусловно, тот, кто решился на Везувий, не мог обойти вниманием легендарные Помпеи. Кроме вышеупомянутых классиков, стоит здесь вспомнить и Лесю Украинку, которая, несмотря на состояние здоровья, посетила одну из уникальных исторических локаций.
Леся добралась до Неаполя по морю. Такой была ее идея: увидеть те города, которые, как правило, выпадают из поля зрения путешествующих поездом. После полугодового пребывания в Сан-Ремо, которое большинство из украинцев знает как место самого известного музыкального фестиваля, Леся из Генуи отправляется пароходом в Одессу с остановками в Неаполе, Сицилии, Стамбуле. Подобный круиз из Одессы в Неаполь с остановками в самых интересных городах Средиземного моря совершил однажды и Михаил Коцюбинский. Поэтому имеем документальные свидетельства того, что и Сицилия была открыта классиками как туристическая местность.
Италия привораживала, очаровывала, вдохновляла и — не отпускала. Непосредственность итальянцев, их искреннее и радушное отношение к форестьерам, природные антидепрессанты — солнце, море, апельсины — как безлимитные дополнительные бонусы к бесчисленной архитектурной изысканности и древнейшей истории, влекла и продолжает привлекать к себе украинцев. С итальянцами комфортно, непринужденно, интересно. И этот флюид точно уловили наши классики, зафиксировали в своих письмах и вдохнули в наше подсознание. Италия — земля, которая стоит любви.