— Мы давно убедились, что выбивание денег в министерстве, обращения за помощью к своим депутатам — путь малоэффективный. И поэтому взяли на себя смелость самим заняться производством средств пожаротушения. Не только министерским чиновникам, но и многим нашим коллегам эта идея казалась просто утопической. В Украине еще не было такого прецедента.
Начали мы с налаживания собственного производства пожарных «рукавов». Отремонтировали заброшенный цех Лисичанского завода резино-технических изделий и создали на его базе совместное украино-российское предприятие. За рекордный срок луганские специалисты создали такое оборудование, которое раньше приобретали только за границей. Сырье нашли в Чернигове. Производство пожарных «рукавов» работает почти год, и за это время мы процентов на 70 уже обеспечили свои подразделения этим необходимым средством пожаротушения. Наша продукция сертифицирована и востребована в Украине. Солидную партию пожарных рукавов уже закупили у нас Донецкая и Запорожская области, Крым.
— Одну головную боль вы сняли. И, как следует из вашего рассказа, сделать это было не так уж и трудно, как кажется некоторым.
— Вторая проблема была не менее сложной, чем первая, но мы решили и ее. Речь идет о производстве пенообразователя. Ситуация та же — своей продукции в Украине нет, покупать за границей — дорого. Кроме того, импортные пенообразователи совершенно не подлежат утилизации. Сливать в канализацию его нельзя, выливать на почву — тем более, срок хранения у него тоже небольшой — до 8 лет. А мы хотели производить нечто уникальное, совершенное. По нашему заказу новую рецептуру пенообразователя разрабатывал Луганский НИИ «Спецавтоматика». Перед разработчиками поставили такие условия: во-первых, продукт должен быть совершенно безопасен, экологически чист, во-вторых, он должен быть концентрирован и, в-третьих, с большим запасом годности. Луганские разработчики такой пенообразователь и изобрели.
— Кстати, по поводу его экологической безопасности довелось услышать даже такую шутливую характеристику: дескать, луганской пеной для тушения пожара даже волосы можно мыть.
— Она, как шампунь, очень приятно пахнет, поэтому, быть может, и вызывает такие ассоциации. Кроме того, разработчики увеличили срок годности пенообразователя до 25 лет, причем, он на 90% подлежит утилизации. Специалисты Киевского НИИ пожарной безопасности вначале с недоверием отнеслись к этой разработке, а когда приехали на его испытания и посмотрели на результат, сказали: да, ваш самый лучший. Предприятие по выпуску пенообразователя мы создали на базе своего пожарного училища в мае прошлого года. Сегодня оно эффективно работает. Если до его открытия, по нашим данным, на всю область имелось всего 6 тонн пенообразователя (некоторые сельские районы вообще его не имели), то сегодня только районные и городские структуры пожарной охраны закупили данного средства в объеме 65 тонн. Сделали закупки нашей продукции и такие «киты» промышленности, как Алчевский металлургический комбинат, химическое производство «Азот», гигант нефтепереработки «ЛиНОС» и др.
— Игорь Викторович, я, кажется, уже готова отгадать, каким стало третье производство областного управления пожарной охраны. По данным вашего центра по общественным связям, в области почти 4,5 тысячи работников пожарной охраны. Всех их надо обуть-одеть. А проблема с обмундированием, насколько известно, стоит остро. Следовательно, вы открыли швейное производство, так?
— Так точно. Обмундирование, кстати, мы не получали уже года четыре. А теперь давайте подсчитаем: 4,5 тыс. человек надо выдать одежду как минимум раз в год, а лучше, если каждый пожарный будет иметь резервную одежду. Сколько таких примеров, когда нашим огнеборцам приходится с одного пожара попадать на другой и работать в мокрой одежде. Люди простывают, болеют. Поэтому наше руководство приняло решение обеспечить пожарных двумя комплектами в год. Швейное производство, которое мы создали пять месяцев тому назад, с этой задачей может справиться. Причем, в ближайшей перспективе цех будет шить не только хлопчатобумажные камуфляжные костюмы, но и теплые куртки, краги, рукавицы, подшлемники и даже брезентовую одежду — словом, все, в чем нуждаются работники наших подразделений.
— Луганские пожарные первыми в Украине открыли свои производства. Кто инициирует все эти начинания?
— Наш первый руководитель Михаил Николаевич Ишичкин. Действительно: другие только задумываются, а он уже делает. Сегодня он вынашивает идею создать ассоциацию предприятий, оказывающих противопожарные услуги. Кроме промышленных производств, планируется, что в ассоциацию войдут торговые предприятия, страховые общества.
— Интересный у нас с вами получился разговор. Вместо пожаров и их профилактики мы говорим о вещах, которые явно не соответствуют былому имиджу пожарной охраны.
— Время такое: наказывает пассивных и подталкивает к активности неравнодушных. Так что приходится менять имидж.