Туберкулез продолжает оставаться серьезной проблемой и вызовом для здоровья общества во всем мире. Такие факторы, как высокий уровень заболеваемости во многих странах мира, появление новых форм заболевания, высокая распространенность туберкулеза со множественной врачебной стойкостью, поражение возрастающего количества ВИЧ-инфицированных людей и значительного по численности контингента в местах лишения свободы, а также повышение мобильности населения, способствовали тому, что проблема туберкулеза приобрела масштабы чрезвычайной ситуации в том числе в Европейском регионе, что требует разработки и внедрения эффективных мер противодействия как на уровне систем здравоохранения, так и в обществе в целом, повышения ответственности каждого гражданина за свое здоровье.
Президент Украины В.Ф. Янукович провозгласил новые социальные инициативы для укрепления развития человеческого потенциала государства и преодоления социально обусловленных заболеваний, являющихся реальной угрозой для общества в контексте не только эпидемиологического благополучия, но и вполне измеряемых значительных экономических потерь в результате поражения преимущественно населения работоспособного возраста.
В 2000 году на Саммите тысячелетия мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия ООН, в которой представлены восемь целей. В рамках достижения шестой цели — «Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями» — ВОЗ определила цель относительно существенного снижения тяжести туберкулеза в мире до 2015 года. В докладе ВОЗ о глобальной борьбе с туберкулезом за 2011 год отмечено, что эта цель уже достигнута, хотя глобальная угроза эпидемии туберкулеза все еще остается высокой.
Так, в 2011 году в мире зарегистрировано около 8,7 миллиона случаев заболевания туберкулезом (в том числе 13% — с соединенной ВИЧ-инфекцией) и 1,4 миллиона случаев смерти от ТБ (почти 1 миллион случаев смерти среди ВИЧ-негативных и 430 000 случаев среди ВИЧ-позитивных людей).
Туберкулез распространен во всем мире. В 2011 году самое большое количество новых случаев туберкулеза было диагностировано в Азии, что составило 60% новых глобальных случаев заболевания. Однако наибольшая доля новых фактов заболеваний по отношению к численности населения — более 260 случаев на 100 000 населения — была зарегистрирована в Африке на юг от Сахары.
Несмотря на то, что туберкулез является одним из древнейших известных человечеству инфекционных заболеваний, его преодоление и на сегодняшний день остается проблемой для систем здравоохранения и нуждается в значительных материальных и человеческих ресурсах.
Официально эпидемию туберкулеза в Украине Всемирная организация здравоохранения объявила в 1995 году. Своего пика заболеваемость ТБ достигла в нашей стране в 2005 году, когда показатель увеличился втрое по сравнению с доэпидемическим периодом (почти 100 случаев на 100 тыс. населения).
Внедрение государственной закупки противотуберкулезных препаратов, а также реализация последовательно двух «Общегосударственных программ противодействия заболеванию туберкулезом» позволили приостановить дальнейшее распространение эпидемии в Украине и почти на четверть снизить показатель заболеваемости по сравнению с наихудшим 2005 годом (график). В Украине, по оценкам ВОЗ, достигнуты определенные успехи, что позволило остановить эпидемию туберкулеза в стране. В представленном в 2012 году докладе относительно глобальной борьбы с туберкулезом Украина уже не относится к 22 странам с наибольшей тяжестью заболевания.
Среди стран бывшего СССР уровень заболеваемости туберкулезом ниже, чем в Украине, только в трех странах Балтии. Уровень заболеваемости выше, чем в Украине, зарегистрирован в Беларуси (на 3%), значительно выше — в России (на 42%) и Казахстане (в два раза), а также в Молдове (в 2,5 раза). С целью достижения целей тысячелетия в Украине внедряются современные, рекомендованные ВОЗ подходы относительно организации борьбы с туберкулезом, которые базируются на данных доказательной медицины и успешном опыте других стран.
В Украине создана эффективная модель оказания помощи больным туберкулезом с привлечением всей сети заведений здравоохранения для обеспечения равного доступа к медицинской помощи всем, кто в ней нуждается.
На уровне учреждений первичного звена осуществляется первичное выявление по обращению больных с подозрением на туберкулез с их последующим направлением в специализированные противотуберкулезные заведения; проведение обязательных ежегодных обследований на наличие заболеваний туберкулеза в группах населения, определенных законодательством и нормативными актами Минздрава Украины в качестве групп «медицинского», «социального» и «профессионального» риска, а также проведение обязательных ежегодных осмотров на предмет выявления туберкулеза среди детей с самого рождения до 17 лет. С целью обеспечения доступности медицинской помощи больным туберкулезом на уровне заведений первичного уровня медико-санитарной помощи организовываются кабинеты лечения больных, где лекарства принимаются под непосредственным контролем медицинского или социального работника.
Одним из важнейших мер контроля за распространением туберкулеза является ранняя диагностика, изолирование источника возбудителя (госпитализация больного) и эффективное лечение, имеющее эпидемиологическое значение, поскольку предотвращает формирование резервуара инфекции и распространение новых случаев заболевания.
До недавнего времени для выявления возбудителя туберкулеза применялись старые и медленные методы лабораторной диагностики. Подтверждения диагноза «туберкулез» больному и врачу приходилось ждать в течение 8—10 недель. Однако благодаря реализации последовательной политики государства по улучшению состояния лабораторной диагностики туберкулеза во всех регионах Украины были закуплены и используются ускоренные методы культуральных исследований (аппараты ВАСТЕК), потенциальными преимуществами которых является более быстрый рост микобактерии и, как следствие, — более раннее получение данных о медикаментозной чувствительности (в течение 4—6 недель), а также более высокая чувствительность метода. С целью обеспечения непрерывной работы аппаратов ВАСТЕК, закупка расходных материалов производится централизовано за счет государства.
Благодаря поддержке международного Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, в рамках выполнения программы гранта 9 раунда и Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» в Украине закуплено 11 приборов для внедрения новых методов ускоренной молекулярно-генетической диагностики туберкулеза. Благодаря их использованию у врачей появилась возможность в течение 100 минут сделать вывод не только о наличии туберкулеза, но и заподозрить его наиболее опасную мультирезистентную форму (стойкую к основным противотуберкулезным препаратам), которая в случае раннего выявления излечима. В течение последующих двух лет такие приборы будут установлены во всех регионах Украины.
В 2012 г. Министерством здравоохранения Украины были обновлены на принципах доказательной медицины и лучших международных практик национальные стандарты диагностики и лечения туберкулеза, которые на сегодняшний день полностью отвечают общепринятым международным стандартам.
Настоящим прорывом в борьбе с туберкулезом во всем мире стало появление в 40—50-е и 70-е годы прошлого века эффективных антибиотиков для лечения туберкулеза. Удалось достичь беспрецедентного снижения показателей заболеваемости туберкулезом во всех европейских странах.
Отдельные научные оптимисты уже готовились праздновать победу над туберкулезом, но она так и не была достигнута ни в одной из стран нашего региона. Одна из причин — постепенное «привыкание» микобактерий к некогда эффективным антибиотикам как следствие их массивного, длительного и беспорядочного применения. То есть, сформировалась и стала постепенно распространяться так называемая химиорезистентность (устойчивость микобактерии туберкулеза к противотуберкулезным препаратам). К сожалению, перечень эффективных в отношении туберкулеза антибиотиков до сих пор практически не изменился и остается довольно ограниченным. При поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире постоянно проводятся научные поиски и клинические испытания новых препаратов, но пока ни один из них не оказался эффективнее, чем первые противотуберкулезные антибиотики.
После утверждения в 2005 году адаптированной стратегии DOTS (Directly observed treatment strategy — лечение под непосредственным контролем) как основной стратегии преодоления туберкулеза, Украина прилагает максимум усилий для обеспечения успешной реализации противотуберкулезных мероприятий, привлекая при поддержке ВОЗ лучших экспертов и финансовую помощь международных доноров. Мощную финансовую поддержку Программе на национальном уровне и в отдельных регионах предоставляет Фонд Рината Ахметова «Развитие Украины».
Для оценки эффективности программы противодействия туберкулезу, Украина использует индикаторы ВОЗ.
В Украине традиционно организация лечения больных туберкулезом ориентирована на стационарное лечение. Противотуберкулезная служба в Украине представлена противотуберкулезными диспансерами, туберкулезными больницами для взрослых и детей, а также фтизиатрическими кабинетами в заведениях, предоставляющих амбулаторно- поликлиническую помощь.
В 2012 году в Украине в 105 противотуберкулезных диспансерах и 39 туберкулезных больницах для взрослых и 3 туберкулезных больницах для детей действовало 22722 койко-мест. В лечебно-профилактических заведениях системы Министерства здравоохранения работает 2714 врачей-фтизиатров.
Материально-техническое положение противотуберкулезных заведений требует значительного улучшения. В соответствии с утвержденным указом Министерства здравоохранения Украины «Стандартом инфекционного контроля туберкулеза», во всех противотуберкулезных заведениях и их подразделениях на основании оценки риска передачи туберкулеза, проводится перепланировка с целью распределения на зоны высокого, среднего и низкого риска. При условии адекватного проведения необходимых административных мероприятий определяется ограниченное число приоритетных подразделений (помещений) высокого риска, в которых необходимо проведение технически сложных инженерных мероприятий по инфекционному контролю. Решение о возможности проектирования и монтаже инженерных систем инфекционного контроля с целью предотвращения инфицирования персонала принимается региональными органами здравоохранения исключительно с учетом возможностей их гарантированного финансирования, долгосрочного квалифицированного обслуживания и необходимости обеспечения комфортных условий нахождения персонала, пациентов и посетителей.
По поручению Министерства здравоохранения Украины, национальным научно-исследовательским Институтом фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Г. Яновского теперь изучаются формы и научно обоснованные пути рациональной оптимизации сети и коечного фонда специализированных противотуберкулезных заведений, в т. ч. санаториев, которые существуют еще с советских времен и давно нуждаются в приведении в соответствие с современными принципами реабилитации и потребностями общества.
Много совместных усилий прилагают Минздрав Украины и Государственная пенитенциарная служба Украины для обеспечения контроля над туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний. Пенитенциарная служба имеет собственную лабораторную сеть и 10 туберкулезных больниц, с общим коечным фондом в 5 тыс. кроватей. Для обеспечения последовательности наблюдения и непрерывности лечения больных туберкулезом, которые освобождаются из учреждений пенитенциарной службы, издан общий приказ от 28.03.2012 года № 478/5/180/375/212/258 «Об утверждении Порядка взаимодействия учреждений исполнения наказаний и субъектов социального патронажа во время подготовки к освобождению лиц, которые отбывают наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок».
На диагностику и лечение больных туберкулезом из Государственного бюджета Украины ежегодно выделяется до 150—170 млн грн.
Однако динамика показателей заболеваемости на туберкулез в разных регионах страны является разной. В Волынской, Донецкой, Житомирской, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Харьковской, Херсонской областях за последние годы уровень заболеваемости уменьшился более чем на 20%, что полностью соответствует международным стандартам качества. В Днепропетровской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Сумской, Черновицкой областях уровень заболеваемости практически не изменился, а в Одесской и Полтавской областях — даже вырос. Будем внедрять дифференцированный подход для оценки эффективности противотуберкулезных мероприятий на региональном уровне и улучшать систему управления областных противотуберкулезных программ. Опыт трети областей Украины свидетельствует, что вполне возможно активно влиять на заболеваемость туберкулезом и планомерно улучшать эпидситуацию даже в сложных социально-экономических условиях.
В Украине утверждена Общегосударственная целевая социальная программа противодействия заболеванию туберкулезом на 2012—2016 годы, целью которой является улучшение эпидемиологической ситуации — уменьшение количества больных туберкулезом, снижение уровня заболеваемости и смертности а также случаев соединенной инфекции (туберкулез/ВИЧ-инфекция), темпов распространения мультирезистентного туберкулеза путем реализации государственной политики, которая основывается на принципах обеспечения общего и равного доступа населения к высококачественным услугам по профилактике, диагностике и лечению туберкулеза.
Существенным фактором влияния на распространение и эффективное лечение случаев туберкулеза являются государственные закупки противотуберкулезных препаратов. Прозрачное определение реальной потребности в лекарствах для каждой области позволило обеспечить не только равный доступ больных туберкулезом во всех регионах Украины к средствам по диагностике и лечению, но и непрерывность и полное соответствие международным стандартам схем лечения у 95% больных. Благодаря рациональному использованию бюджетных ресурсов в 2012 году удалось достичь экономии около трети средств, которые были дополнительно выделены на закупку противотуберкулезных препаратов, что позволило обеспечить своевременное охватывание лечением большего количества больных, у которых впервые был обнаружен туберкулез.
Насущная необходимость улучшения эпидемиологической ситуации относительно заболевания туберкулезом требует изменения подходов в управлении Национальной противотуберкулезной программой и усиления системы мониторинга и оценки программных мероприятий в соответствии с международными принципами.
В течение 2012 года Министерством здравоохранения вместе с агентствами ООН в Украине был проанализирован опыт организации государственного управления в сфере профилактики и противодействия заболеванию туберкулезом на предыдущих этапах и определена необходимость усиления государственного лидерства в сфере внедрения международной технической помощи и грантов, направленных на преодоление социально-опасных заболеваний. Самым крупным донором для Украины в этой сфере уже на протяжении 10 лет является Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией, созданный решением Генеральной ассамблеи ООН в 2001 году. Результатом моих встреч и переговоров с руководством Глобального фонда в сентябре 2012 года стало достижение договоренностей об усилении сотрудничества в направлении обеспечения постоянства программ противодействия социально-опасным заболеваниям в Украине.
С целью усиления контроля за социально-опасными заболеваниями, в том числе туберкулезом, в Украине для обеспечения государственного лидерства в реализации международных донорских грантов в 2012 году Министерством здравоохранения создано Государственное учреждение «Украинский центр контроля за социально-опасными заболеваниями Минздрава Украины».
Сегодня основной задачей деятельности Центра контроля за социально-опасными заболеваниями Минздрава Украины считает обеспечение координации внедрения программных мероприятий по профилактике, выявлению, лечению и контролю над туберкулезом и ВИЧ-инфекцией.
В Украине созданы все предпосылки для того, чтобы консолидированными усилиями достичь главной цели — обеспечить надежный контроль над туберкулезом, который является не только излечимым, но и вполне управляемым. Каждый гражданин Украины должен знать: в Украине создана система контроля над туберкулезом, которая позволяет всем больным туберкулезом своевременно установить диагноз и обеспечить лечение в соответствии с современными международными стандартами.
Однако нужно осознавать, что искоренение туберкулеза не является сугубо вопросом ответственности и укрепления потенциала противотуберкулезной службы. Для преодоления этого заболевания должны объединяться усилия первичного звена медицинской помощи, фтизиатрической службы и общества в целом. Чрезвычайно актуальной сегодня является потребность в разработке национальной политики относительно формирования у населения ответственного отношения к собственному здоровью как высшей личной и общественной ценности. Не только повышение осведомленности населения касательно возможности и доступности своевременного консультирования и диагностики социально-опасных заболеваний, но и активное, начиная с детства, формирование навыков здорового образа жизни и ответственного и безопасного поведения, как базовой составляющей воспитания духовно и физически здоровой личности — гражданина Украины является залогом успеха на пути к перестройке здорового будущего нашей нации.
В канун 24 марта хочу напомнить, что ежегодно в этот день по инициативе Всемирной организации здравоохранения отмечается международный День борьбы с туберкулезом. Всемирный день борьбы с туберкулезом — это возможность повысить осведомленность о бремени туберкулеза во всем мире и о ситуации в области профилактики туберкулеза и борьбы с ним.
2013 год — это второй год двухгодичной кампании Всемирного дня борьбы с туберкулезом, проведенной под лозунгом «Остановите туберкулез, пока я жив».
В этот день люди, которые страдают от туберкулеза, и сообщества, в которых они живут, организации гражданского общества, провайдеры медицинской помощи и другие партнеры получают возможность для обсуждения и планирования будущего сотрудничества с целью выполнения обещания остановить туберкулез в течение нашей жизни.
Присоединяйтесь!