Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Изысканное увлечение

Черниговская мастерица шьет эксклюзивные головные уборы и мечтает возродить в Украине моду на шляпки
15 января, 2021 - 11:26

Как из учителя химии превратиться в дизайнера шляпок? Наверное, надо с головой нырнуть в творческий процесс и на первое место поставить работу с тканью и декором, а не с химическими формулами. И сдобрить это желанием быть эксклюзивной. Собственно, детская попытка быть не такой, как все, сшитые собственноручно юбочки привели Валентину Свистун к тому, что сегодня она — единственная на Черниговщине дизайнер эксклюзивных шляпок. И уникальная для Украины, потому что в общем мастеров по изготовлению шляп в Украине не так много. Валентина же знает практически все техники создания различных шляпок и может воспроизвести из шелка любой цветок, существующий в природе.

Работы Валентины уже разлетелись по 14 странам мира. А это немало — около двух тысяч шляпок, большинство из которых — уникальные и единственные. Накануне Всемирного дня шляп, который отмечается 15 января, «День» поговорил с мастером о ее увлечениях. Да и тема слишком близка нам. Каждую последнюю неделю мая главный редактор «Дня» Лариса Ившина предлагает отмечать как День шляпок. Прошлогодний флешмоб в соцсетях показал, что сторонников этой идеи — сотни, если не тысячи. На призыв редакции украинцы делились фотографиями в шляпках, наряжались в них все, независимо от возраста, даже младенцы.

Поэтому обойти вниманием любые инициативы, которые связаны с возрождением моды на ношение экстравагантных женских головных уборов как способа самовыражения, — не имеем права.

ПОДАРОК САМОЙ СЕБЕ

Пока спит младшая дочь, Валентина рассказывает по телефону, с чего началось ее увлечение шляпопроизводством. Собственно, способствовал этому первый декретный отпуск. Имея свободное время (хотя мамы в декрете согласятся, свободные минуты или часы с малышами дома — это почти мечта), заинтересовалась, а как создать шляпу вроде тех, которые носила и носит до сих пор телеведущая Екатерина Осадчая?

«У меня был как раз юбилей — 25 лет. Когда дочь уснула, я сделала себе подарок — первый небольшой обруч с цветком, это еще не была шляпка. На вечеринке девушкам его представила, и с этого все началось, — описывает мастер. Первое изделие у нее не сохранилось, его сразу же купили. — У меня просто столько было! Я свои шляпки много раз не надеваю, один-два максимум. Не продаю и ношу те, которые одеваются на всю голову (сейчас шляпница шьет и вязаные кепки-балаклавы. — Ред.). А то, что небольшое по размеру, долго не задерживается. Обычно я иду на вечеринку в шляпе, а прихожу без нее».

Так из декрета Валентина ушла в творческий процесс, которому посвящает все свободное время. Хотя по первому образованию она — учитель химии. Из маленького городка на Черниговщине приехала на учебу в местный институт. Здесь приходилось по ночам и по утрам сидеть над задачами, подход к обучению несколько отличался от школьного. Сейчас студенческая привычка усидчивости и умения заставить себя работать помогает в создании шляпок, высидеть 5-6 часов за рукоделием — не так просто, как может показаться.

ЖЕЛАННАЯ ФЕТРА

«После того как получила педагогическое образование, закончила швейные курсы, шила для себя. В детстве, уже в достаточно сознательном возрасте, хотелось какого-то эксклюзива. Помню, как была в классе 8-9-м, шила себе топы, юбки, повязки на голову, хотелось быть уникальной и неповторимой в образе, — делится деталями творческого процесса Валентина. — За прошлый год одела 114 девушек в шляпки. Уже 11 лет этим занимаюсь. Сначала это были аксессуары на обручах, потом перешла на более сложные работы. Есть же разные направления — есть праздничные шляпки, которые делаются по одной методике, фетровые — по-другой. Я очень давно хотела делать фетровые шляпки. Летом как раз нашла силы и время, чтобы создать новую коллекцию и начать создавать именно шляпки из фетра. Но долго не могла найти, где покупать колпаки, которые нужны для их создания. У нас их продает только фабрика в Хусте, и с ними я уже сотрудничаю! А вот праздничные шляпки полностью придумываю сама, этому нигде не училась, и сейчас очень трудно найти информацию об этом. Например, чтобы научиться делать фетровые шляпы, покупала еще до войны видеоуроки у одного из российских мастеров».

То есть у нас нигде не расскажут, как сделать с нуля изысканный головной убор по разным техникам и стилям. Швейных курсов — хватает, и эксклюзиву там не научат. «Я работаю в разных направлениях, и свадебные головные уборы и короны, и ободочки, и повязки для новорожденных, соломенные шляпы, венчики, то есть это очень разные направления, нет такого вуза, который научит всему за один присест . Потому что нужно найти специалистов, которые будут разбираться во всех направлениях одновременно», — добавляет шляпница. Зато Валентина учит других. Время от времени проводит мастер-классы для детей или индивидуальные уроки для взрослых.

«ХОЧУ ВЕРНУТЬ МОДУ НА ШЛЯПКИ»

Теперь талантом и умением Валентины Свистун восторгается и Украина, и зарубежье. В основном шляпки заказывают клиенты из США, Австралии и Великобритании. Как говорит мастер, за рубежом больше женщин, чем в Украине, которые не боятся выделяться в толпе экстравагантностью и раскрывать свое «я». А чтобы заявить о себе за рубежом, женщина овладела иностранным языком и создала собственный интернет-магазин. Сейчас ее шляпки побывали и на вечеринке у королевы Великобритании Елизаветы II, и на званом обеде у президента США Дональда Трампа. Некоторые произведения даже становились победителями международных конкурсов. В 2018 году шляпка, которую заказала клиентка из США, победила в одной из номинаций на скачках.

При этом Валентина не считает себя популярной, говорит, что просто делает свою работу, которая приносит удовольствие и ей, и другим. Ведь шляпка — это не просто украшение или изысканная деталь. «Для меня шляпка — это внутренняя свобода и воля, те настроение и посыл души, которые есть у каждой женщины по состоянию на сейчас и сегодня. Вот это настроение и ощущение самой себя у нас меняются ежедневно на новые. И именно эти чувства шляпка может подчеркнуть и может показать людям, что я сегодня одна, а завтра — другая», — говорит мастер.

А еще шляпка — это часть истории. Их носили наши прапрабабушки, и это не было чем-то неординарным, как сейчас. Обычный элемент одежды, неизменный атрибут, который встречаем на фотографиях начала ХХ века. Женщины в семье гетмана Скоропадского, например, носили шляпки охотно, эти фотографии сохранились в фамильных альбомах.

«Я вижу свою миссию в том, чтобы вернуть моду на шляпки, чтобы в нашей стране каждая женщина имела возможность хоть раз в жизни ее надеть, — отмечает Валентина. — В Украине их заказывают больше к праздничным событиям, тематическим вечеринкам. А не носят повседневно потому, что не примеряют. Много раз слышала, что мне это не подходит. Но когда женщина начинает примерять шляпу, хоть раз, потом хочет мерить еще и еще, и уже думает о собственной шляпке. То есть надо распробовать. Я верю в то, что каждой женщине можно подобрать свою шляпку, можно найти ту, которая будет подходить только ей. Но для этого нужно сделать примерку не одной. И сейчас отношение к этой детали одежды меняется, вижу по фотографиям, что женщины не боятся украшать свои головы, надеть что-то не так, как у всех».

В конце концов, эксперименты с собой, внутренние или внешние, всегда идут на пользу.

Инна ЛИХОВИД, «День». Фото предоставлены Валентиной СВИСТУН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ