Определить, одарен ли человек таким вкусом, достаточно легко — стоит лишь немного понаблюдать за тем, как он одет, как сочетает цвета, общается, ходит, какие спектакли и книги предпочитает, как проводит свое свободное время. Как же чувство прекрасного можно развить?
ГОЛОС ПАПЫ, КОЛЫБЕЛЬ, МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОВЕСНИКОВ
Детский психолог Наталия Компанец считает, что начинать эстетическое воспитание можно (и нужно) еще до рождения ребенка. Известно, что, находясь в утробе матери, ребенок воспринимает звуки низких частот. Поэтому если отец будет петь будущему ребенку или рассказывать стихотворения, есть вероятность, что он почувствует их энергетику. А вот относительно применения эффекта Моцарта, то здесь нужно быть осторожным. Важно, чтобы музыка, которую слушает мама, была ей приятной, потому что именно такой воспримет ее и малыш. Для будущего ребенка будут полезными и занятие мамы арт-терапией, но, опять же, рисование, вышивка или керамика должны приносить маме удовольствие.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел свой вкус и взгляд на искусство, окружите его с первых дней жизни красивыми вещами. «Наши предки недаром украшали детские колыбели вышивками, — рассказывает Наталия Компанец. — Ребенок смотрел на них, чувствовал на ощупь. Потом он игрался народными игрушками и, когда вырастал, считал прекрасным именно то, что увидел, почувствовал в детстве». До семи лет, отмечает психолог, ребенок находится под влиянием своих родителей. Именно поэтому таким важным является их поведение, их реакция на произведения искусства и явления природы.
После семи лет роль родителей ослабевает, и ребенок начинает перенимать вкусы других людей, особенно — учителей. Всем известно, что уже с первого класса украинскому ученику преподают цикл художественно-эстетических предметов. Прежде всего речь идет о музыке и рисовании, или «музыкальном искусстве» и «изобразительном искусстве» (музыка — до восьмого класса, рисование — до седьмого).
Классовод 4-го класса Глуховской ЗОШ I — III степеней №3 Татьяна Свиридок пытается привить любовь к прекрасному не только на профильных занятиях, но и на уроках чтения, украинского языка и трудового обучения. Она разнообразит уроки знакомством с репродукциями известных картин, легендами, интересными фактами из истории искусства, а еще — использует каждую возможность сходить с учениками в театр, музей или на прогулку в лес. «Конечно, это не прописано в наших учебных планах, — рассказывает учительница. — Это моя собственная инициатива, инициатива родителей и самих детей. Недавно мы ездили на выставку фарфора в Сумской художественный музей, в ближайшее время запланированы поездки в Киев, Мены и Батурин». По мнению Татьяны Николаевны, в начальной школе самое главное — научить ребенка чувствовать произведения искусства. «Когда ходили на взрослый спектакль, некоторые ученики сознавались, что не понимали, почему зрители в зале смеялись, — говорит Татьяна Свиридок. — А вот кукольный театр, в котором играли слепые актеры, восприняли очень глубоко. Когда же изучаем какие-то картины, иногда дети дают им такие характеристики, что я просто удивляюсь: как этого не замечала раньше?» Учительница также отмечает, что каким бы авторитетом для детей не был их первый учитель, все равно их эстетическое становление не может формироваться без участия родителей. Поскольку именно они отдают своих детей в разные кружки и поощряют их попробовать свои силы в разных художественных конкурсах.
С тринадцати лет, считают психологи, для ребенка определяющим становится влияние не только родителей и учителей, но и ровесников. В так называемом переходном возрасте очень важно для формирования эстетического вкуса ребенка, чтобы он очутился в благоприятной для развития его способностей и вкусов среде. Именно тринадцатилетние дети приходят учиться во Львовский художественный лицей при Академии искусств Украины. Директор заведения, народная мастерица Оксана Смерека-Малик говорит, что в каждом классе собираются одаренные дети-единомышленники. Рисовать и воспринимать прекрасное они учатся не только на уроках живописи, рисунка, композиции и цветоведения, но и друг у друга. «Окружение, талант и трудолюбие. Если эти три фактора заложены в воспитании ребенка, значит, во взрослой жизни он сможет реализовать себя в любой отрасли», — убеждена директор лицея.
ХУДОЖНИКИ-ДЕТИ И ХУДОЖНИКИ-РОДИТЕЛИ
По мнению художника Павла Макова, посещение выставок и театров в детстве не является первоочередным в воспитании эстетического вкуса ребенка. «Будет ли понимать он искусство, будет ли интересоваться им, зависит от того, как одета мама, какая у ребенка колыбель, какая картина висит на стене в детской, какая еда на столе и как она подана, на каком языке говорят в семье, какая музыка звучит дома», — говорит П. Маков. Детство известного художника проходило в обществе классической музыки, с которой Павел Маков неразлучен до сих пор. Причем его музыкальный вкус сформировала не филармония, а классическая музыка, звучавшая по радио, которое постоянно было включено в доме его бабушки. «Культура — это умение жить вместе, — убежден Маков. — Вот если родители умеют жить в поле одной культуры, то они передадут ее и детям. Родителям нужно прилагать усилия. И ничего не нужно навязывать! Ребенок должен познать разные варианты. Тогда в старшем возрасте он сможет себе сказать: «Это мое, это мне близко».
Музыкант Дмитрий Шуров считает, что умение человека замечать и понимать прекрасное является наследственным. «Вспоминаю, как ребенком не мог пройти мимо киоска на рынке, из которого раздавалось «Как упоительны в России вечера», не заткнув уши, — рассказывает Дмитрий. — И дело, как мне кажется, было не в самой песне, а в том, какую отталкивающую форму ей придали тогдашние музыканты. Зато когда я впервые услышал джаз в исполнении Мишеля Петруччани, у меня перехватило дыхание, хотя мои родители такую музыку дома не слушали». Гены генами, но именно родители отправили четырехлетнего сына к преподавателю игры на пианино, в этом же возрасте Дмитрий впервые попадает в Одесскую оперу. Впоследствии художественный вкус Шурова шлифовался во время учебы во Франции и США. «Думаю, сегодня не так важно, будет ли мой сын разбираться в искусстве, — рассуждает Шуров. — Интернет — это тоже современное художественное творение, еще не завершенное. Значительно важнее, чтобы ребенок научился выделять важную для себя информацию и жить полноценной эмоциональной жизнью в реальном мире. А также не боялся быть оригинальным и умел защищать свою точку зрения».
Как и Павел Маков, пианист не советует родителям перенасыщать первые годы жизни ребенка культурными событиями. Так у него сохранится жажда к познанию искусства позже, когда он будет больше понимать. Как музыкант Шуров рекомендует в раннем детстве знакомить ребенка с классикой, например, Моцартом, с семи лет — творчеством Стиви Вандера и Beatles, в подростковом возрасте — хип-хопом и чем-то наподобие Nirvana. «Ну, а затем советую начать активно ходить с детьми на живые концерты, чтобы они поняли, что же им нравится в действительности», — добавляет Дмитрий Шуров.
Актриса Ольга Сумская рассказывает, что у ее младшей дочки, восьмилетней Аннушки, — идеальный вкус. Она не только сама определяет, что ей одеть, но и советует маме, а иногда — даже критикует. Сработали здесь не только гены, но и напряженная работа родителей. «Сегодня отличить настоящее искусство от фастфуда очень сложно, — убеждена актриса. — Потому сориентировать ребенка должны именно родители. Я, например, дозирую присутствие компьютера и телевизора в жизни младшей дочки, на отдельные каналы пришлось поставить родительский код. Советую родителям уже с трех-четырех лет водить ребенка в оперу, на балет и на выставки. Ребенок намного лучше воспринимает искусство, чем мы, взрослые, оно ему ближе, понятнее».
Своим даром чувствовать прекрасное другой художник — дизайнер Андре Тан — благодарен маме. До сих пор он называет ее модной женщиной. «Мы с ней почти не ходили в театр, но ее одежда, глянцевые журналы, которые постоянно были у нас дома, книги — все это сформировало мой вкус», — рассказывает Андре. Кстати, в свое время на формирование вкуса другого дизайнера Жана-Поля Готье тоже повлиял близкий человек — его бабушка. По мнению Андре Тана, на первом месте должен быть пример семейного окружения.
Чтобы не потерять этот вкус во взрослой жизни, над собой нужно постоянно работать. «Это как мышцы, — сравнивает Андре Тан. — Чтобы они были в форме, их постоянно нужно тренировать».