В селе Великая Мотовиловка, что на Киевщине, 19 января начался новый семестр. Еще до зимних каникул около сотни учеников из соседних трех сел приезжали на уроки на школьном автобусе. Но в первый учебный понедельник дети добирались до школы, кто как мог: пешком, рейсовым автобусом, который еще курсирует в селе, у кого есть возможность, привезли родители. Такие трудности вызваны тем, что средств, чтобы довезти учеников в школу, нет: они не заложены ни в нынешнем бюджете, поскольку программа «Школьный автобус» вообще финансироваться не будет, их не хватает и в бюджетах на местах. Поэтому как будут посещать школу эти сто учеников до конца учебного года, — неясно.
В Министерстве образования и науки говорят, что этот груз теперь ложится на плечи местной власти. Однако, к сожалению, их доходы не покрывают необходимые затраты. При этом правительство продолжает курс на укрупнение школ. Будут закрывать малокомплектные учебные заведения, где насчитывается менее 40 учеников. Таких в Украине около пяти тысяч. И с проблемой, чем и как добраться до школы, столкнутся не только мотовиловские школьники.
В укрупнении школ есть свои преимущества, потому что когда учитель биологии заодно и библиотекарь, и завхоз, а для лабораторных работ по физике или химии нет абсолютно ничего в школе — качество обучения и полученные результаты соответствующие. А с другой стороны, если государство не предпринимает никаких шагов, чтобы довозить учеников этих маленьких школ до больших учебных заведений, ситуация заходит в тупик. И в некоторых случаях дети вообще могут остаться без права на среднее образование.
Директор великомотовиловской школы Сергей Вуйналович рассказал, что их районное управление образования уже занимается проблемой финансирования школьного автобуса. И средства на закупку топлива здесь вроде бы есть, но провести тендеры никак не выходит. Предусмотренная сумма такая маленькая, что никто из частных предпринимателей не хочет принимать участие в этих конкурсных торгах. Директор говорит, что такие договоры нужно было бы заключать минимум на полгода, но средств на такой срок не хватает, поэтому никто из предпринимателей не хочет соглашаться с такими условиями.
— Три года у нас работает школьный автобус, потому что в 2007—2008 учебном году была запланирована реорганизация школы в учебно-воспитательное объединение — школу-детский сад, планировалось, что при школе будет три группы детсада на 60 детей. Зона обслуживания нашего учебного заведения покрывает три больших села: Оленовку, Червоную Мотовиловку, Великую Мотовиловку и приближенные более мелкие села. Этот автобус должен был забирать детей. Всего в нашей школе 168 детей, и большинство подъезжает на автобусе. С сентября нам выделил средства сельский совет на топливо, их хватило на полтора месяца. Была еще программа образовательных округов, и она никуда не делась. На базе нашей школы должна была быть база этого округа, потому что у нас проводятся кружки, дополнительные занятия в спортзале. Планировалось, что автобус будет забирать детей на вторую смену на эти дополнительные занятия. Но все упирается в средства. И такие проблемы не только в нашей школе. Каждый пытается выкрутиться, как может, в некоторых случаях родители оплачивают проезд, но ведь это не выход, — добавляет Сергей Вуйналович.
И это хорошо понимают в МОН. Заместитель министра образования и науки Инна Совсун отметила, что в настоящее время в ведомстве ищут международных доноров, которые бы заинтересовались и согласились профинансировать перевозку школьников в сельской местности. «Если не будет доезда, то останемся с малоэффективной системой обучения на селе. Стоимость подготовки одного ученика в сельской школе может достигать 60 тысяч гривен, тогда как в маленьких районных центрах 6 или 9 тысяч гривен. Что хуже всего, даже те большие деньги не гарантируют качественного обучения. Статистика ВНО показывает, что дети из сельской местности лишены доступа к качественному школьному образованию, имеют худшие показатели тестов. Укрупнение школ неизбежно, через это проходили большинство стран Европы. Однао это укрупнение может происходить лишь при условии, что сможем гарантировать довезение в другие школы», — отметила Инна Совсун.
Но поскольку происходят изменения финансирования в условиях децентрализации, местные органы власти еще не знают, будут ли позволять их бюджеты финансировать льготный или бесплатный проезд школьников. Это порождает новые вызовы и проблемы. В министерстве есть желание их решать, но нет возможности дать средства всем и на все сразу. Образовательный бюджет вроде бы уже и утвержден, но до 15 февраля нардепы будут его пересматривать и вносить правки. А в существующей версии государственной сметы для большинства статей расходов на образование в заключительных положениях есть предписание, что средства будут выделяться в пределах, которые будет позволять государственный бюджет. А следовательно, — никаких гарантий на стопроцентное финансирование.
В городских школах еще тоже не знают, какие суммы для них предусмотрены, сколько сможет доплатить местная власть со своей стороны, поэтому на что рассчитывать, какие статьи расходов будут покрыты полностью, а которые частично, и где искать средства на дофинансирование этой разницы — вопросы, остающиеся пока что без ответов. Председатель Ассоциации школ города Киева Юрий Шукевич считает, что нужно финансировать не учреждения и заведения образования, а обучение каждого ребенка по принципу «деньги ходят за школьником». По его мнению, государство должно четко определять, сколько средств может выделить на обучение ученика и сколько не хватает. «Но тогда нужно думать, кто будет покрывать разницу. Родители сейчас и так доплачивают, но не знают, за что. В школе должен существовать базированный менеджмент, чтобы деньги отдать школе, распределить вместе с родительским советом расходы на зарплаты, на восстановление парт, стульев, на повышение квалификации, учебники. И будет видно, сколько и куда тратить», — добавляет педагог. Но пока школьной арифметикой никто не занимается.