Привычным уже стало натыкаться на каждом шагу на заведения с вывеской «Игровые автоматы». Они появляются вместо рецептурных отделов аптек, гастрономов и нотных магазинов. Угрюмые тени слоняются от одного игрального салона к другому, оставляя в них деньги, здоровье и надежду на быстрое обогащение.
Врачи-специалисты, психиатры и психоаналитики обращают внимание на то, что болезненное пристрастие к игре, на научном языке — лудомания, подчас лечится сложнее, чем алкоголизм или наркомания. Искусственная прививка порока украинским гражданам — все более частое явление в нашем обществе, ведь игорный бизнес дает сверхприбыли. Мы уже публиковали материал про игроманию — болезнь, калечащую жизнь, при которой человек теряет не только материальные ценности, но также и свое лицо, здоровье, доверие близких.
В этом свете кажется странным, что в Украине до сих пор нет закона, который бы регулировал игорный бизнес. Единственное, что более-менее урегулировано — сбор средств за лицензию на проведение азартных игр.
Сейчас, с одной стороны, закон требует лицензию Министерства финансов, а с другой — лицензию местной власти. Получается, что крупные субъекты, которые вложили большие деньги, стараются быть законопослушными и берут лицензию у Минфина, а потом имеют проблемы с местной властью, которая требует свою лицензию. Или наоборот: мелкие участники игорного бизнеса ограничиваются регистрацией в органах лицензирования местных властей и, пока все не урегулировано, обогащаются, ожидая, в чью пользу будет решен вопрос.
Зато есть несколько пока не принятых законопроектов «Закона про азартные игры», которые находятся на рассмотрении в Верховной Раде.
«РЕЗЕРВАЦИИ» ДЛЯ ИГРОКОВ
Автор одного из законопроектов, народный депутат Григорий Смитюх предлагает довольно радикальный метод ликвидации нависшей над украинским обществом угрозы. В законопроекте пана Смитюха предусматривается запрет на игорные дома вблизи образовательных заведений, концентрации культурных объектов и мест массовых собраний молодежи. Предлагается вообще запретить проведение азартных игр в пределах населенных пунктов, а все казино, залы игровых автоматов и прочее перевезти и сконцентрировать на специально для этого предназначенных территориях. Их количество не должно превышать четырех. Такие себе украинские Лас-Вегасы.
Настораживает, конечно, тот факт, что весь игорный бизнес в городах может уйти в подполье, что, безусловно, повлияет на рост коррупции, особенно в силовых структурах. Хотя, с другой стороны, сложно себе представить рядовых граждан, массово посещающих подпольные игорные дома.
«Уверен в том, что рассматриваемая сегодня проблема нуждается в контроле на наивысшем государственном уровне, — говорит Григорий Смитюх. — И начинать надо с законодательной базы. На сегодняшний день мы имеем более сотни нормативных актов, которые так или иначе касаются игорного бизнеса. Но большая их часть регулирует лишь налогообложение, в том числе, ставки налогов и сборов с игрового оборудования, аренды помещений и выдачи государственными налоговыми органами соответствующих патентов».
Предлагаемые Григорием Смитюхом нормы запрещают участие в игре гражданам младше 21 года, а так же лицам с признаками алкогольного или иного опьянения, ведь известно, что игромания часто ходит парой с алкоголизмом и наркоманией. Денежные средства, полученные государством от налогообложения и лицензирования игорного бизнеса, пойдут в специально созданный фонд Госбюджета, с которого потом они будут распределены только на образовательные и связанные со здравоохранением нужды.
«Граждане поддержат мои идеи — не поддержат лишь те, кто на этом бизнесе обогащается или уже патологически втянут, — подытоживает пан Смитюх. — Государство не в праве торговать обществом, и если оно проглядело бациллу азартной игры, то само и должно с ней бороться. Кстати, идея со специальными территориями для азартных игр скоро воплотится в реальность в России. Совершенно случайно получилось, что нам одна и та же мысль пришла одновременно».
НАМ ДОСТАНЕТСЯ «РУССКАЯ РУЛЕТКА»
Не разделяет энтузиазма Григория Смитюха относительно украинских Лас- Вегасов автор другого законопроекта, народный депутат Ксения Ляпина. По ее словам, если подобные территории концентрации игорных заведений и возможны в России, то в Украине это неприемлемо из- за разницы в плотности населения.
«Если в России есть огромные незаселенные зоны, которые можна отдать под строительство нового Лас-Вегаса, то какие земли использовать у нас — особо ценные черноземы? — спрашивает Ксения Ляпина. — И неизвестно еще, согласятся ли жители какого-нибудь села, чтобы рядом с ними строили подобный город».
Игорный бизнес развивается и будет неуклонно продолжать это делать. Таковы законы рынка. Вопрос состоит в другом: позволим ли мы ему развиваться диким путем или обуздаем, сделаем доступным только для богатых, как принято делать во всех цивилизованных странах.
«Богатые люди могут позволить себе сыграть, чтобы получить немного адреналинчика в кровь. Разумное государство, которым мы стремимся стать, не может позволять игорные салоны просто на улице, потакая тем самым аморальности, когда человек тратит последние копейки с зарплаты или пенсии», — говорит депутат.
Ксения Ляпина считает, что может быть всего три варианта решения проблемы игорного бизнеса. Первый способ — все запретить. Но очевидно, что это не выход, так как ясно, что все просто уйдет в подполье. Второй — довести концентрацию капитала в игорном бизнесе до очень высокой отметки. То есть нужно выставить такие требования к субъектам игорного бизнеса, что бы фактически переделить рынок. Требования, которые могли бы удовлетворить лишь несколько субъектов, которые потом опутают сетью своих заведений всю страну.
«Особенно ясно желание воплотить в жизнь именно этот вариант стало чувствоваться после того, как в России возникли идеи относительно специальных территорий, — рассказывает Ксения Ляпина. — Тогда некоторых субъектов, которые шли иным путем и ориентировались на широкую публику, потеснили с рынка. И эти субъекты активно ринулись в Украину. А так как они имеют больший запас капитала, нежили их украинские коллеги, то готовы вложить более крупные суммы. Но, естественно, с Украины планируют вывезти еще больше».
Эти российские бизнес-структуры, безусловно, будут лобировать в нашем государстве свои интересы, и если допустить их на украинский рынок, то сыграть мы сможем разве что в русскую рулетку.
Госпожа Ляпина предлагает третий вариант — поставить участников игорного бизнеса в такие условия, что бы «левые» организации, предлагающие игру повсеместно и рассчитанные на не особо зажиточные слои населения, просто исчезли. Остались бы элитные, в которые не смогут попасть бабушки с пенсиями или рабочие с зарплатами.
«В моем законопроекте прописаны такие требования, которые украинские субъекты смогли бы выполнить. Важно не допустить перераспределения рынка. Мы позволим проведение азартных игр только в помещениях с определенными условиями, что уберет автоматы с улиц», — объясняет Ксения Ляпина.
НЕ ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Недавно Хозяйственный суд города Киева фактически отменил запрет Киевской городской государственной администрации устанавливать игровые автоматы возле школ, больниц и мест, где собирается молодежь. Это вызвало сильное возмущение киевского мэра Леонида Черновецкого.
Пресс-служба КГГА заявила, что «вскоре самые маленькие дети будут играть в азартные игры. С этим полным беспорядком, созданным прежней городской властью, новая власть боролась в течение семи месяцев и, в конце-концов, добилась решения о запрете устанавливать автоматы, но его отменил суд». После этого Леонид Черновецкий обратился к депутатам и членам Высшего совета юстиции с предложением возбудить дело о дисциплинарной ответственности судей, которые отменили вышеназванное решение. «Мы все миримся со взятками в Хозяйственном суде, но в данном случае речь идет также и о том, что порочит мораль, — отмечает столичный мэр. — Поэтому я прошу депутатов Верховной Рады Украины подать соответствующее заявление в высшую квалификационную комиссию», — добавил он.
Будем надеяться, что вскоре законопроекты будут рассмотрены, наиболее подходящий закон принят, и игра украинского общества с азартным искушением прекратится.
КСТАТИ
Недавно президент России Владимир Путин собрал лидеров Государственной думы и сделал заявление, в котором приравнял игорный бизнес к «алкоголизации населения» — и то, и другое, по его словам, «наносит большой моральный, а подчас и материальный вред». Уже подготовлен законопроект, по которому в России будет выделено всего четыре отдельные территории, на которых смогут размещаться игорные заведения. Вне их игра будет запрещена. Спикер Государственной думы России уверил, что проект примут оперативно. Местоположение будущих русских Лас-Вегасов приблизительно известно: двое появятся в европейской части, один — в Сибири и еще один — на Дальнем Востоке. Все это обойдется где-то в $6 миллиардов. По экспертным оценкам, как раз эта сумма и составляет ежегодный оборот игорного бизнеса в России.