Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как изменить страну с помощью образования?-2

Юло Вооглайд: «Демократия есть функция культуры — в противном случае она превращается в совокупность приемов общественного обмана»
8 июня, 2018 - 14:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В первой части интервью (см. №95-96 от 1-2 июня с.г.) известный эстонский философ и государственный деятель Юло Вооглайд размышляет о формировании элит, предпосылках успешных реформ, важности служения, духовности и планирования в контексте общественных изменений. О месте воспитания и патриотизма в системе образования, недостатках Болонского соглашения, а также о природе демократии — читайте далее.

«ОБРАЗОВАНИЕ НЕ НАЧИНАЕТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ ШКОЛЕ»

— В последние годы чиновники от образования в Украине постоянно норовят сократить перечень и часы обязательных гуманитарных дисциплин для непрофильных направлений, обосновывая это потребностью более узкой специализации. Как вы оцениваете такую точку зрения?

— Общество нуждается в образованных людях во всех сферах жизни, в том числе, естественно, и в промышленном производстве, сельском хозяйстве, торговле. Если кто-то действительно задумал убрать из системы образования гуманитарные предметы, это — сплошной ужас. В таких условиях генералист в принципе не может появиться.

Исследования показывают, что для формирования личности крайне важны фундаментальные фазы образования, которые приходятся  на самый ранний возраст и даже на период до рождения. Мы называем это «утробным» образованием. От рождения до третьего года жизни — «гнездовое» образование. На этом этапе человек приобретает представление о самом себе, формируется чувство «я», «мы», «они», усваивается родной язык, возникают этические и эстетические представления.

Мы должны понимать, что образование не начинается в детском саду или школе. Человек образуется с того момента, когда родителям удалось «выслать аисту письмо». Очень важно, чтобы первые девять месяцев ему было тепло и уютно, чтобы не было страха и тревоги. Возникновение неврозов и психозов в значительной степени зависит от этого периода. Вопрос в том, вырастает человек субъектом или объектом манипуляций. Уже в самом раннем возрасте, в детском садике это — сознательная личность, которая имеет права, обязанности, свободу действий. Он должен понимать, почему надо соблюдать определенные правила, делать именно так, а не по-другому. Так формируется фундамент личности.

Что касается следующих фаз, мы должны понимать, что сущность выпускника начальной школы не ограничивается тем, чтобы вступить в среднюю, а потом в высшую школу. Жизнь многогранна, а мы говорим о человеке, который получает паспорт гражданина и вскоре будет участвовать в общественной и культурной жизни. Он полностью отвечает за то, что он делает, а также за то, что не делает, хотя должен. Выпускник обязан быть готовым к работе, должен уметь защитить не только самого себя, но и других, природу, культуру, родной язык, защитить честь и достоинство, государство — если надо, то и с оружием в руках. Работа, творчество, познание — надо быть готовым ко всем сферам общественной жизни.

В высшей школе имеет значении уже не специальность, а личность — как субъект, активное начало определенных процессов, за которые надо отвечать. Здесь необходима подготовка не только по специальности, но и по профессии и по должности.

— В Украине среди образовательной общественности распространено мнение, что воспитание уместно только на школьном этапе. Считается, что в  школе должен присутствовать гражданский патриотизм (хотя на самом деле это,  к сожалению, далеко не всегда так), в школе детям прививают определенные моральные установки и т. д. В тоже время, университет должен быть в этом отношении «нейтральным». Хотя в реальности это вряд ли досягаемо — ведь у каждого преподавателя тоже есть свои ценности  и убеждения, которые он, осознанно или нет, передает студентам. Согласны ли вы с такой интерпретацией места воспитания в системе образования?

— Нет, на наш взгляд, это ужасный подход. Убежден, что воспитание — первично, а учеба — вторична. Знания, умения и опыт — это только часть предпосылок, но в центре человеческой жизни — все же личность, субъектность, душа, мироощущение человек, его позиция в общественной и культурной жизни. Это — самое главное.

Воспитание и образование человек получает не только в школе и университете — по оценкам экспертов, здесь речь идет не более чем о 10%. 90% приходится на все другие общественные институции: прежде всего, на семью, а также на систему массовой коммуникации и информации, спортивные организации и любые другие общественные начинания.

Целесообразно определить, что такое образование и  образованность. На этот счет есть, по меньшей мере, десять точек зрения. Чтобы получить объемную картину, мы должны учитывать их все. Например, мы можем посмотреть на образование как на процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Это — процесс формирования готовности к разным ситуациям на разных этапах жизни, которые определяют культура и общество. Оценивать образования, инспектируя школы, невозможно. Оценить можно лишь результат этой деятельности — соответствует ли он ожиданиям общественной и культурной жизни, или нет.

Очень важно, чтобы человек вырос патриотом, который хочет служить своей стране и народу, и готовится  к этому каждый момент своей жизни.

«ЛЮБИТЬ СВОЮ СТРАНУ — ЕСТЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

— Мне кажется, опасение касательно присутствия воспитания в системе образования могут быть результатом тоталитарного наследия. Ведь и СССР, и Третий Рейх усердно пытались «воспитать» «нового человека»...

— Может быть. Важно отметить, что в игровой ситуации воспитательные эффекты не формируются — процесс требует серьезного отношения. Позорно ли любить свою страну, культуру, природу? Конечно, нет! Это — честь, это естественная потребность человека. Ни в коем случае не стоит в этом вопросе поддаваться вражеской пропаганде. Неужели мы стремимся получить человека, который выучит все предметы, но в итоге вырастит негодяем?! Здесь не о чем дискутировать. Воспитание здравомыслящего, адекватного патриота — это первичное задание.

— Ведь человек и счастливее, когда эти контексты присутствуют в его жизни, когда она не ограничена только его сугубо личными интересами и имеет более широкие общественные и культурные горизонты.

— Именно! Идеалы (как личностные, таки и идеалы народа) — это важное качество любой личности. Служение идеалам предает жизни смысл.

— Знаю, что вы критически оцениваете Болонскую систему образования. Почему?

— Помню, когда в 1999 году заключали Болонское Соглашение, все говорили, что если раньше получение высшего образования длилось четыре года, то теперь будет пять (три года бакалавриата и два магистратуры). Но, как мы видим, большинство студентов ограничиваются бакалаврской программой. Три года учебы очень сложно назвать университетским образованием. Простите за резкость, но тем, кто так считает, я тоже могу лишь выказать свое соболезнование... Если человеку только с бакалаврским дипломом позволяют работать в университете, это по меньшей мере ненормально.

Задача системы высшего образования — подготовить прежде всего образованного человека, а не дипломированного специалиста, обеспечить в стране прирост интеллигенции во всех сферах, где это необходимо. Это — предпосылка существования и развития общества, а не вопрос выбора. Кроме специальности, университет обеспечивает подготовку по профессии, должности, способности к познанию и творчеству. Выпускник должен быть способен приступить к практической деятельности в определенной сфере. Если цель — лишь подготовить себя к следующему этапу образованию, как предполагает Болонское Соглашение, тогда что же ему останется делать после получения докторской степени?..

Болонская система предполагает, что студенты сами составляют себе программу, но ведь в основном они не готовы к этому. Если бы врачей тоже готовили по этим принципам, это очень печально отобразилось бы на продолжительности жизни пациентов.

«ЧТОБЫ ПРОСИТЬ У НАРОДА ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НУЖНО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ»

— Существует мнение, что современная демократия все больше превращается в своеобразную «демократию меньшинств». Основные усилия прилагаются, чтобы сохранить локальные идентичности, а универсальные, общечеловеческие ценности или игнорируются, или же наоборот — настолько выхолащиваются, «затираются» от постоянного употребления, что фактически превращаются на пустые слова, лишенные всякого смысла. Например, все говорят о «правах человека», но знают ли люди, откуда взялась эта концепция и что в нее заложено? Согласны ли вы, что такая проблема существует?

— Да, конечно. Вы спрашиваете о «современной демократии». Но кто создал это современное представление о демократии? Кто решил, что любое так называемое меньшинство имеет все права, а остальные люди обязаны их соблюдать?.. К сожалению, эта негодная мысль очень распространена. Считаю, что мы должны «выровнять спину». Демократия есть функция культуры. Демократия — это люди, которые знают и уважают друг друга, имеют чувство стыда и стремятся вести себя нормально, в соответствии с ожиданиями других. Только в таких условиях и возможна демократия. В противном случае демократия превращается в совокупность приемов общественного обмана. Эти печальные изменения нам пришлось наблюдать буквально на протяжении последних лет.

Демократия есть функция культуры. Демократия — это люди, которые знают и уважают друг друга, имеют чувство стыда и стремятся вести себя нормально, в соответствии с ожиданиями других. Только в таких условиях и возможна демократия. В противном случае демократия превращается в совокупность приемов общественного обмана. Эти печальные изменения нам пришлось наблюдать буквально на протяжении последних лет.

Еще Уинстон Черчилль сказал, что если бы от выборов что-нибудь зависело, их бы уже давно запретили. Определенные силы всегда старались использовать выборы для закрепления и сохранения своей власти даже после собственной смерти. Демократия невозможна, когда люди не образованны, не информированы и без опыта. Какой смысл в выборах, если ты ничего не понимаешь?

В бюллетенях должны быть фамилии людей, которые реально понимают, что надо делать, если они окажутся избранными. Если ты стал депутатом парламента, ты обязан знать, что такое законодательство, что такое закон как механизм регуляции. Ведь обществу требуются не законы, а механизмы действия механизмов регуляции. А если сказать еще точнее, требуется реальное воздействие механизмов воздействия. Это надо знать, понимать, и только тогда у тебя есть моральное право нажимать на разноцветные кнопки.

Другая огромная задача — осуществление высшего контроля над деятельностью всех общественных конституционных институций. Необходимо понимать их смысл, задачи, права и обязанности, понимать предпосылки, которые позволяют править, управлять и проводить другие целенаправленные процессы. Надо знать общество, человека, законы и закономерности формирования различных взаимоотношений, то есть надо быть образованным человеком, а если еще конкретнее — надо быть генералистом. Чтобы просить у народа право участвовать в парламентской деятельности, нужно сначала очень серьезно подготовить себя. Это огромная честь, но, в первую очередь, это очень важная задача — служить своему народу. Не играть в служения, а на самом деле служить. Только такой правитель обретет уважение общества.

Отождествление демократии исключительно с выборами — это примитивное представление. Народ как высший орган осуществления власти при нормальных обстоятельствах имеет право выступить с законодательной инициативой, проводить референдумы по различным вопросам и участвовать в формировании механизмов организации общественной и культурной жизни. Ведь, как уже было сказано, активность и ответственность человека утверждается через реальное участие в решении. Как только он выключается из этого процесса, приходят пассивность и апатия, возникает отчужденность (и в психическом, и в социологическом смыслах). Нельзя приказать гражданину быть активным. Активность формируется сама, но для этого надо создавать соответствующие предпосылки.

Все это мы обсуждаем на наших встречах в Украине, и уверяю вас, что здесь есть немало людей, которые понимают сущность этих фундаментальных для общественной жизни вопросов.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ