Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как львовяне отмечали 50-летний юбилей «Золотого сентября»

2 октября, 1999 - 00:00

В мае этого года вступил в силу Указ Президента Украины
о торжественном праздновании 17 сентября 60-й годовщины воссоединения Западной
Украины с УССР. Многими жителями западных областей такая постановка вопроса
была воспринята не иначе, как большой политический казус. Тем более что,
казалось, еще десять лет назад были наконец поставлены все точки над «і»
в отношении трактовки этой исторической даты.

День 17 сентября вошел в историю Львова благодаря двум,
тесно связанным между собой, выдающимся событиям. Первое из них произошло
шестьдесят лет назад. Во время ожесточенных боев с немецкими войсками полякам
был нанесен еще один вероломный удар — в войну вступил Советский Союз.
Для жителей Западной Украины в этот день начался новый исторический период.
После двадцатилетнего угнетения со стороны поляков украинцы Галичины и
Волыни вступили в эпоху невиданного здесь до сих пор по масштабам жестокости
«беспредела» советской системы.

Спустя ровно пятьдесят лет после кровавых событий 1939
года этот символический день стал днем крупнейшей в истории нашего города
манифестации протеста против многолетнего произвола «империи зла». По материалам
Львовского КГБ 17 сентября 1989 года свою четкую гражданскую позицию представителям
антинародной власти продемонстрировали более 250 тысяч человек.

Одновременно 17 сентября 1989 года произошел переломный
момент в более чем сорокалетней борьбе украинцев греко-католиков за возрождение
своей церкви. Ее триумфальный выход из «катакомб» произошел всего через
два месяца. Возрождение греко- католической церкви в Галичине после стольких
лет террора и преследований для многих до сих пор остается малопонятным
явлением, которое не вписывается ни в какую логическую схему. Было ли это
возможным без поддержки всей мировой прогрессивной общественности и бескомпромиссной
позиции наиболее активных борцов за права церкви? Акция 17 сентября 1989
года планировалась как протест против узаконенной политики репрессий по
отношению к греко-католической церкви в СССР. Однако практически ни у кого
не возникало сомнений о ее общеполитическом характере.

Де-юре греко-католическая церковь в СССР не существовала
еще с 1946 года. Большинство верующих в Галичине все же оставались ее сторонниками.
Идея легализации церкви периодически то вспыхивала, то опять гасла под
прессом карательных органов. Запущенный еще Сталиным репрессивный маховик
советской карательной системы по отношению к греко-католической церкви
в Галичине и Закарпатье так и не сломил сознания ни духовенства, ни верующих.

Для большинства украинцев (особенно из восточных областей)
возрождение УГКЦ в Галичине еще и до сих пор остается явлением в общем
малопонятным. Попытка ликвидации здесь греко- католической церкви была
не первой в истории российской (впоследствии советской) империи. Еще в
1839 г. униатский епископ Семашко провозгласил воссоединение этой церкви
с русским православием, в 1875 г. выходец из Галичины епископ Попель организовал
ликвидацию униатства на Холмщине и Подляшье. Сценарий в этих случаях был
одинаковый — инициаторами пресловутого «воссоединения» выступали сами униаты.
Идея униатства утвердилась в Галичине значительно позднее, чем на других
украинских землях. Достичь этого удалось только в начале XVIII века (спустя
более чем сто лет после провозглашения унии в Бресте) и то благодаря удачным
закулисным интригам тогдашнего львовско-галицкого епископа Иосифа Шумлянского.
Идея возвращения к «вере отцов» неоднократно возрождалась среди консервативных
галичан и в дальнейшем. В прошлом веке ее вдохновителями были москвофилы
— доминирующее направление в политической жизни галичан в 50-х — 60-х годах.
Тогда некоторые приходы спонтанно провозглашали переход в православие.
Видя в этом результат деятельности русских спецслужб, австрийские власти
сумели взять ситуацию под контроль.

Выстоять в трудные времена преследований греко-католической
церкви помог авторитет ее иерархов и духовенства. Основная заслуга в этом
принадлежит ее многолетнему главе — митрополиту Андрею Шептицкому. Именно
ему удалось в корне изменить «имидж» церкви в глазах верующих. Под его
руководством греко- католическая церковь превратилась в общенародную организацию,
среди основных направлений деятельности которой было отстаивание интересов
своих верующих на политической арене. Кроме этого, церковь очень активно
включилась в просветительскую и харитативную деятельность. Именно на время
официальной ликвидации греко-католической церкви в Галичине в 1946 году
ее авторитет достиг апогея.

Митрополит Андрей сумел воспитать целый ряд достойных и
преданных последователей: Патриарха — кардинала Иосифа Слепого, митрополита
Владимира Стернюка и многих других. Фигура Шептицкого внушала уважение
и страх в сердца таких кровавых диктаторов, как Адольф Гитлер и Иосиф Сталин.
Первый вынужден был мириться с иерархом, несмотря на открытые выпады митрополита
против нацизма и выступление в защиту прав евреев. Второй до смерти Шептицкого
не осмеливался нанести свой удар по греко- католической церкви. Именно
от имени Сталина Никита Хрущев возложил венок на могилу митрополита в день
его похорон.

В «перестроечный» период ошибочность государственной политики
гонений в отношении греко-католиков была яркой демонстрацией слабости власти.
Воспользовавшись очередным ослаблением репрессивного давления карательных
органов, политическая оппозиция демократического характера решила в конце
80-х дать империи открытый бой.

После освобождения в 1987 году из очередного заключения,
председателем Комитета защиты Украинской католической церкви стал Иван
Гель. Своими активными и целеустремленными действиями он инициировал начало
борьбы за легализацию греко-католической церкви в СССР. Организовывались
нелегальные богослужения (чаще всего в память жертв тоталитарного режима),
были налажены тесные контакты с демократическими кругами России (в Москве,
в частности, чтобы привлечь внимание к проблеме, длительное время голодали
верующие из Западной Украины). Зарубежные средства массовой информации
постоянно информировались о нарушении прав верующих в СССР. Новым советским
лидерам, которые пытались улучшить свой имидж в глазах мирового сообщества,
все труднее становилось делать «хорошую мину при плохой игре».

Многие иерархи и представители духовенства, которые за
долгие годы приспособились к подпольному существованию, небезосновательно
побаивались идти на открытое противостояние с властью. Ведь, учитывая их
возраст, поражение в конце 80-х могло стать для них последним. Не всегда
поддерживал радикальные и бескомпромиссные методы Ивана Геля местоблюститель
Галицкой митрополии 82-летний епископ Владимир Стернюк.

Когда шла подготовка к акции, накануне 17 сентября Иван
Гель стал настоящей мишенью. Сначала его вызвали на «профилактические»
разговоры в областную прокуратуру к Вячеславу Изосимову и в городской комитет
компартии к Владимиру Волкову. Запугать Геля третьим «пожизненным» сроком
им не удалось. В это время значительно усилил положение оппозиционеров
тайный переход в их лагерь председателя Львовского городского совета Богдана
Котика. Он начал обстоятельно информировать Геля о всех планах и намерениях
органов власти. В частности, стало известно, что накануне назначенной даты
Геля должны устранить с политической арены. Среди вариантов были такие:
лишение свободы на 15 суток за какое-нибудь мелкое правонарушение, спланированная
автокатастрофа, хулиганский разбой и тому подобное. Благодаря своевременной
информации Гель сумел себя застраховать от подобных неожиданностей, а об
опасности успел сообщить ряд информагентств.

С приближением назначенной даты ситуация начала обостряться.
Горисполком отказал организаторам манифестации в разрешении. Чтобы взять
ситуацию под контроль, во Львов спешно прибыл первый заместитель министра
внутренних дел УССР Василий Дурдинец. Он собрал «отцов города» и вызвал
на разговор Ивана Геля. Планировалось заставить непокорного оппозиционера
отказаться от манифестации в такой(!) день. Но Гель сумел их убедить, что
хотят они этого или нет, акция состоится. Если же власть будет пытаться
помешать проведению акции, то организаторы снимают с себя ответственность
за непредсказуемые последствия.

С большим скрипом разрешение на проведение акции было дано.
В тот день на улицы города вышли не только львовяне. На манифестацию прибыли
многочисленные группы со всей Галичины. После многочасового богослужения
массы людей с церковными хоругвями вслед за процессией священников организованно
прошли центральными улицами города к Собору Святого Юра. Многие несли национальные
знамена с траурными лентами и зажженными свечами. На площади у Собора снова
был проведен молебен и митинг, на котором прозвучали четкие политические
требования к власти. Оппозиционная акция полностью затмила запланированные
властными структурами помпезные праздничные действа по случаю 50-летия
«Золотого сентября». 17 сентября 1989 года в глазах галичан появилась вера
в близкое и счастливое будущее.

17 сентября 1939 года Красная Армия открыла новую страницу
в истории Галичины и Волыни. Перевернуть ее западные украинцы сумели только
спустя пятьдесят лет — 17 сентября 1989 года. Помогла им в этом Украинская
греко-католическая церковь. Поэтому мы свято убеждены, что воскрешать сомнительные
праздники тоталитарного режима в независимой Украине сегодня не стоит.

Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»:
414-90-00 —
Сергей МАХУН, «День», Игорь СЮНДЮКОВ.
Адрес электронной почты (e-mail):
[email protected]

Александр КУЧАБСКИЙ, Львов 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ