Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...Как мы еще раз полюбили страну

Репортаж с автопробега «Схiд-Захiд разом»
7 июля, 2005 - 20:04
МАКЕТ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «СОЮЗ» / ЭКИПАЖ «Дня» ЗА ШТУРВАЛОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППРАТА «ВИТА». ПОЧТИ КОСМИЧЕСКОГО ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНСТАЛЯЦИИ НА ТЕМУ «ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» — КОЗЫРЬ ЖИТОМИРСКОГО МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ

Уже который день мы не высыпаемся. Почему? Да потому, что во время автопробега каждый день — новый город. А то и два-три. В некоторые приезжаем вечером. Хочется его запомнить. Полночи гуляем по его улицам. А в семь утра — подъем. И пошло-поехало. Караван торопится. Пара десятков машин выстраивается в цепочку. И — вперед! — путешествие продолжается.

Но затем привыкаешь, втягиваешься, и это кажется нормальным. Все становятся наполеонами, не в смысле мании величия, а в смысле — спать по четыре часа в сутки, как великий завоеватель. Однако он просыпался каждый день в новом городе, который брал приступом, а у нашего автопробега была, напротив, очень мирная миссия, что видно из самого названия — «Схід- Захід разом».

В силу того, что во время предвыборной кампании было наломано немало дров между западом и востоком Украины, автопробег был одним из объединяющих знаков нового времени, предшествующего, к тому же, парламентским выборам.

Потому как способствовали расколу именно политики, в этот раз они и взяли на себя «залатывающую» роль: это представитель Запада, депутат от Руха Ярослав Кендзер и делегат Востока, депутат от Партии Государственного нейтралитета Владимир Зубанов.

Оба они на многочисленных конференциях клялись в вечной любви друг к другу и к географически противоположным регионам. Методично перечислялись заслуги Востока перед Западом и наоборот. И в символической форме закреплялась между ними дружба на века.

Такова основная идея путешествия, которое проходило (и еще проходит, до 9 июля) по городам: Житомир, Ривне, Луцк, Львов, Тернополь, Черновцы, Каменец-Подольский, Винница, Умань, Кировоград, Днепропетровск, Запорожье, Мариуполь, Донецк, Луганск, Харьков, Полтава. Экипаж «Дня» в силу обстоятельств путешествовал только по Западу, до Винницы. От этого чудного города, знаменитого доктором Пироговым, мы и дернули обратно — в столицу. Но и этих впечатлений — с головой.

В туре принимали участие, кроме нашей газеты, «5 канал», «Гала-радио», телепередача «Автоконтинент» («Эра»), ТВ «Новый Чернигов» и множество других СМИ.

На этот раз впервые (из технических новшеств) два раза в день в прямой эфир выходил «5 канал» (Мы с сочувствием смотрели, как они вытаскивали и втягивали после эфира обратно в автобус свою огромную белую тарелку-антенну).

Организаторы: благотворительный фонд «Схід-Захід разом», Всеукраинский клуб журналистов и благотворительный фонд «Журналистская инициатива (президент Людмила Мех).

Генеральные спонсоры: АsMAP, cтраховая компания «Универсальна», миниральная вода «Моршинська», «НАФТОГАЗ Украины».

МЕЖДУ ЛАГЕРЕМ И НЕБОМ

28 июня, в День Конституции — мы стартанули!

Пролетаем Житомирскую область, вдоль дороги — огромные плюшевые игрушки. Коровы в соседстве с тиграми. Библейская гармония. Рядом с игрушками — гобелены на христианские темы. Подбор игрушечных животных с ними — такое пестрое сочетание делал более уместным.

Дом-музей ракетного конструктора Сергея Королева в Житомире. О его деятельности тут впервые узнали из некролога 1966 года, настолько он был засекреченной личностью.

Экспонаты в том доме, где Сергей Павлович родился в 1906/1907 году, получены от матери инженерного гения — Марии Николаевны. Сам Королев жил в Житомире только до двух лет. «И этого было достаточно, — заявила экскурсовод, — чтобы город Житомир нанесли на космическую карту мира».

Два года Королев (будучи, понятно, постарше) проучился в КПИ, а потом перевелся в Московское Бауманское училище.

Он хотел лично испытать нагрузки, которые испытывают летчики, поскольку пересказ — это уже третье, а личные ощущение — первое. Позднее он всегда лично присутствовал на стартовых площадках.

В 1933 первая советская ракета достигла высоты 400 метров. Мировой рекорд!

Нарком Михаил Тухачевский поддержал Королева в его исследованиях. После личного визита к Сталину было дано указание о создании реактивного института. Две страны в мире занимались этой проблематикой: СССР и фашистская Германия. У немцев — главный конструктор фон Браун.

Королев и Тухачевский пробивали эту идею, а «главные кавалеристы» Буденный и Ворошилов считали, что ракеты годятся только для фейерверков.

В 1937-м Тухачевский был расстрелян. Соответственно затормозились реактивные исследования. Пошли репрессии. Королев в 1938-м арестован. Стандартное обвинение: троцкистско-зиновьевский заговор.

Мыл золото на Колыме. От цинги утратил зубы.

Во время Великой Отечественной одно из побочных достижений советской ракетной техники — «Катюша» — отлично показало себя. Но не она, а страшное создание фон Брауна — ракета ФАУ (в переводе — «возмездие») — сыграла позитивную роль в судьбе Королева. В строй немцы ее не успели ввести, зато советские специалисты разобрали на части трофейную ФАУ. И только тогда сообразили, как далеко немцы продвинулись в ракетостроении. Тут и вспомнили о Сергее Павловиче. С кровоточащими ногами он был вывезен в Москву. Случилось это в 1944-м. Конструктор еще долго не был реабилитирован. В музее есть фотография, где он после освобождения: худющее квадратное лицо, трагическая пустота в глазах — это осадок шести лет лагерей. Но губы сжаты упрямо. Королев не сломался. Был создан ОКБ-1 в Калининграде Московской области, сейчас этот город называется Королев.

В 1951 году с 4-й попытки космическая ракета, наконец, выходит на орбиту.

Все 12 космонавтов, которых Королев провожал в полет, — вернулись живыми.

Сам великий изобретатель умер в возрасте 59 лет — 14 января 1966-го. Космонавт Комаров погиб в апреле 1967 го, когда нарушили железное правило главного конструктора — выпускать в космос человека после двух испытательных полетов беспилотных аппаратов этой серии.

Меня впечатлили в музее две вещи: одна — огромный, на полкомнаты, глобус, стоявший у Королева в кабинете. А другая — его рабочий стол, над которым — портретик годовалого Сергея Павловича житомирского периода. Кажется, он только родился — и — пожалуйте за стол — ракеты придумывать. Нечего зря время тратить!

ЕДИНЕНИЕ МИКРО- И МАКРОКОСМОСА

Напротив дома-музея Королева другой — Музей космонавтики — творение на вселенскую тему. Создан в конце 80 х.Главная идея — «не забывать за железом человека». Исключительно художественное воплощение космической идеи. Прослеживаются идеи связи микро- и макрокосмоса.

Полотна известных мастеров в музее поданы в космической трактовке. Венера Боттичелли примостилась со своей раковиной на лунном грунте. Недалеко от нее — по Марсу прогуливаются египтяне. Адам и Ева — в межгалактическом пространстве. Все сделано с отличным дизайнерским вкусом.

Из «производственных» экспонатов здесь — макет космического корабля «Союз». В специальной шарообразной капсуле лежат 9 миллиграммов лунного грунта. Как сообщается в аннотации, это «18 зерен» с сестрички-Луны.

Имеется и бывший в эксплуатации спусковой зонд, в котором приземлились космонавты «Союза-6».

Но главное, конечно, в музее — атмосфера Космического Храма. Она особенно чувствуется вокруг некоего алтаря будущего: маленький стеклянный бассейн с водой, сверху над которым на подставке расположена раскрытая Библия.

Как сообщила экскурсовод, символы такие: вода — носитель информации физического плана, Библия — духовного.

На дне бассейна лежали монетки. «Это как? — спрашиваю у экскурсовода. Если бросишь монетку в бассейн, вернешься обратно в космос? К праотцам?» — «Можно интерпретировать и так», — согласилась она. — «И туда, — почему-то взгрустнулось мне, — за деньги...»

Нужное настроение создает и музыка в стиле нью- эйдж, тихо льющаяся из невидимых динамиков.

Безусловно, житомирский Музей космонавтики по сравнению с московским или переяслав-хмельницким — наиболее концептуальное создание. В отличие от двух перечисленных выше, в этом помещении — угадываются ассоциативные связи всего сущего посредством художественно-философских инсталляций.

Выходишь из него, слегка коснувшись звезд, с каким-то прозрачным настроением.

МИКЕЛАНЖДЕЛО ПРОЕЗДОМ ЧЕРЕЗ ЖИТОМИР

Направляемся в областной краеведческий музей, которому 140 лет. Потряс он не собранием минералов или большой этнической коллекцией — что тоже имеется в наличии, а прижизненным портретом Микеланджело, написанным Якопином дель Конте (1510-1598). Картина примерно — 1535 года. Микельанджело тогда было около 60 лет. Это один из пяти подобных портретов. Я его видел только в атласах. Более знаменитый портрет — в Доме Буонаротти во Флоренции. А этот вот, который понравился мне больше — в Житомире, в областном краеведческом музее. Не слабо?

Когда я увидел эту картину, для меня другие экспонаты — исчезли. Все-таки не каждый день общаемся с гением без посредников, а через вещь-оригинал, где непосредственно воплощен образ великого флорентийца.

Лицо коренастого мужчины (оно изображено практически в натуральную величину, чуть-чуть меньше) выступает из мрака, на переднем плане крупный нос, кудррявые волосы. Глаза чрезвычайной, огненной силы, зеленовато- карего оттенка, светящиеся изнутри. В них есть и божий страх, и стремление покарать. Взгляд цепкий и строгий, но не без сочувствия, хотя в нем угадывается и высокомерие...

Сразу вспомнилась перепалка двух художественных противников: Микеланджело и Рафаэля. Когда более старший товарищ увидел, как Рафаэль идет с толпой своих учеников и поклонников, он презрительно заметил: «Ну ты уже как вельможа — со свитой». — «Зато ты всегда один», — парировал Рафаэль. — Как палач». Ребята обменялись любезностями.

Несмотря на преклонный возраст, у Микеланджело — розовые щеки. Титанические усилия по работе (им созданы сотни шедевров в скульптуре, живописи и десятки — в архитектуре) здоровье у него — спортивное. Мастер дожил до 89-ти. Все его персонажи, включая богов, были атлетически сложены. Как и автор.

В житомирском краеведческом музее представлены, как минимум еще два итальянских шедевра 16 — 17 веков: «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем».

Все эти сокровища большевики утащили у местных богачей: баронов де Шадуаров и сахарозаводчиков Терещенко. Примерно в 1924 году — они оказались здесь. О чем я узнал только сейчас. Но лучше поздно. Наводку дал — езжайте — проверьте. Все-таки ближе чем до Флоренции.


Продолжение в следующем пятничном номере

Константин РЫЛЕВ, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ