В сельской библиотеке впервые побывала в конце 90-х годов, в селе моего дедушки на Черкасщине. В те времена она работала по четко установленному графику, читателей обслуживала одна сотрудница, отдельного помещения библиотека не имела, а находилась в одном здании с сельским советом. Приблизительно такая же ситуация с сельскими библиотекам и сегодня. Так же существуют проблемы с финансированием, устаревшей материально-технической базой, старыми фондами, неотремонтированными помещениями. Сейчас в правительстве рассматривают еще и вопросы оптимизации библиотек в селе. Хотя за годы независимости их количество и так сократилось на 18% (всего в Украине насчитывается 15 тысяч сельских библиотек).
Сами же библиотечные работники вместо сокращения сети библиотек настаивают на модернизации и переходе на современные методы работы. Ведь у них есть реальные шансы стать культурно-информационными и просветительскими центрами села, основой развития активного и сознательного общества. Какие проблемы следует преодолеть на пути такой модернизации, на чем сделать акцент в развитии библиотеки на селе — недавно обсудили на слушаниях в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности, в которых приняли участие чиновники и сельские библиотекари из всех областей Украины.
НА КНИГИ — 800 ГРИВЕН В ГОД
В первую очередь следует обеспечить библиотеки средствами. Ныне они финансируются из местных бюджетов, но часто по остаточному принципу. В среднем они получают от 4200 до 13 тысяч гривен (по данным исследования «Сельская библиотека на карте Украины», оно проводилось в 2007 году Национальной парламентской библиотекой). На обновление книжных фондов ежегодно из государственного бюджета выделяется всего 800 гривен. 90 % этих средств идут на заработную плату, остальные — на коммунальные услуги, ремонт, канцелярские товары, оборудование и тому подобное.
«Через нехватку средств библиотеки работают без отопления, в разных областях отапливаются лишь 10—20% заведений, — рассказала «Дню» директор Золотоношской районной библиотеки Лидия НОСЕНКО (Черкасщина). — Есть даже библиотеки, в которых сделали новое отопление, но у сельского совета нет средств, чтобы оплачивать его в течение всего отопительного сезона. Соответственно, возникают проблемы со здоровьем библиотекарей, которые по восемь часов в сутки работают в холодном помещении. Библиотечный фонд тоже не выдерживает такие условия и температуры».
Из-за недостаточного финансирования библиотекам не хватает средств и на заработную плату сотрудникам. Поэтому большинство работает на неполную ставку, получая половину или и четверть от официально установленной зарплаты. Нетрудно посчитать, какой мизер получает библиотекарь, если полная ставка — это приблизительно две тысячи гривен. По словам Лидии НОСЕНКО, в Черкасской области такую заработную плату получают лишь 28% работников.
В усовершенствовании нуждается и материально-техническая база. Каждая пятая библиотека нуждается в капитальном ремонте, не отапливается почти 60% заведений, а без освещения работает 6% библиотек. Казалось бы, самое простое средство связи — телефон, тоже имеет небольшая часть учреждений — всего 5%. Также почти все читальни нуждаются в новом оборудовании — столах, стульях, стеллажах и тому подобное, так как в последний раз их закупали еще 30 лет тому назад.
«Большинство библиотек присоединяют к другим учреждениям, например, к почте или сельскому совету, но такое соседство не есть полезным и выгодным обеим сторонам, — добавляет директор Киселевской сельской библиотеки Элина БОЙКО (Херсонская область). — Например, наша библиотека принимает за день около 30 человек, площадь помещения нашего абонемента 20 квадратных метров. Этот же абонемент служит компьютерным и выставочным залом, а также детским отделом. Представьте, как непросто работать в таких условиях».
Выжить библиотекам помогает участие в международных проектах. Как рассказала Элина БОЙКО, недавно их библиотека получила грант от посольства США, благодаря чему присоединилась к интернет-сети. «В течение шести месяцев почти тысяча пользователей нашей библиотеки получили бесплатный доступ к интернету. Это очень важно, потому что не каждый человек в селе позволит себе поехать в город, чтобы зайти в интернет-центр, — добавляет директор. — Интернет — это бесспорно хорошо, но основная ценность библиотеки — все-таки книги, которых так нам недостает. Например, за год к нам поступает максимум 20 новых книг, и это на три тысячи населения! Большинство библиотек не имеют средств даже на подписку. И вопрос не в тысячах гривен, а в десятках: выделит ли местная власть 50 гривен на доукомплектование сельской библиотеки или же направит их на что-то более необходимое».
Поэтому библиотекари отмечают, что финансирование сельских читален зависит не от того, насколько развит регион или насколько у него мощный промышленный потенциал, а от понимания сельской властью, насколько важно для местной общины такое учреждение и труд самих библиотекарей. Но пока еще такого понимания нет.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ — НА ПРЕДЕЛЕ
Нужны библиотекам и лучшие книжные фонды. Потому что нынче почти каждая вторая читальня пользуется изданиями 60—80-х годов прошлого века. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, в 2002 году Кабинет Министров подготовил «Программу пополнения библиотечных фондов Украины на период до 2005 года». По этой программе одна сельская библиотека должна была получать ежегодно 300 названий книг. Но программа так и не была выполнена, в частности сельские библиотеки получили лишь 4% от запланированного количества книг.
В настоящий момент ситуация не лучше. Уровень книгоиздания в Украине — один из самых низких в Европе. Как рассказал президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр АФОНИН, в прошлом году было издано 45 миллионов экземпляров книг на почти 46 млн. населения Украины. Из них 12 миллионов — это учебники и пособия, изданные за бюджетные средства. Их тиражи — тоже небольшие (от 300 до 1000 экземпляров), потому вероятность того, что что-то перепадет сельской библиотеке, тоже невысокая.
Как вариант — библиотека может самостоятельно покупать книги, периодические издания или оформлять подписку. Но за какие средства? Художественные издания на сегодняшний день стоят в среднем 50 —70 гривен, подписки на газеты — от 50 до 100 гривен в год, а в распоряжении библиотеки — всего несколько сотен гривен. Поэтому и ищут руководители библиотек другие пути пополнения фондов — спонсорские подарки, закупки на средства от платных услуг, акции «Подари библиотеке книгу» или заявки на участие в международных конкурсах.
Успешной в этом плане стала Барская районная библиотека (Винницкая область), которая уже реализовала 15 международных проектов, а на днях подписала 16-й — «Интернет для незрячих» от фонда «Восточная Европа». «В нашем городке это была единственная группа пользователей, которым мы не имели возможности дать доступ к информации, — уточняет директор Барской районной библиотеки Любовь КИРИЛЮК. — Дело в том, что с 2002 года в Украине реализуется проект Украинского фонда социальных инвестиций относительно преодоления бедности в Украине. Библиотеки имели возможность принимать участие в этих конкурсах и учиться писать проектные заявки, реализовывать их, осваивать правила коммуникации и работы в команде. Мы должны быть осведомленными в этой проектной деятельности, потому что это нужно как для развития библиотек, так и для развития общества. Участие в подобных конкурсах дает толчок искать новые формы библиотечной работы, что позволило бы объединить общественность, заручиться поддержкой сельсовета, а затем вместе строить свое маленькое гражданское общество».
Даже если библиотека и выиграет деньги международного проекта, получит новые технологии для работы, тот же компьютер, этого мало, что стать культурным центром села. Люди должны видеть на конкретных примерах, что идти в библиотеку — интересно, необходимо и престижно. А для этого власть должна решить все безотлагательные проблемы библиотек. Так, комитет ВР по вопросам культуры и духовности пообещал обратиться к правительству с тем, чтобы разработать Государственную программу развития сельских библиотек на 2012—2022 гг., создать программы по их компьютеризации, пополнению книжных фондов и тому подобное. Сами же библиотечные работники говорят, что такие программы следовало внедрять еще в первые годы независимости.
БИБЛИОТЕКИ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ
Еще один способ дать новое дыхание библиотекам — провести интернет в рамках развития электронного управления в Украине. В Государственном центре информационных ресурсов, где создали Концепцию развития электронного управления, считают, что за несколько лет так оно и будет. «Лишь» нужно преодолеть такие проблемы: во-первых, провести интернет в села (например, в библиотеки), во-вторых, научить пользоваться компьютером людей (это, по большей части, зависит от воли самих людей).
Программа электронного управления может значительно помочь селам. Если интернет провести, скажем, в библиотеку, то убьем двух зайцев: во-первых, библиотека будет продолжать функционировать (ведь есть прецеденты, когда библиотеки хотят закрыть); во-вторых, она становится своеобразным общественно-информационным центром.
— Свободный доступ к интернету — это одна из наибольших проблем, которая не так быстро решается. По данным Киевского международного института социологии, в настоящее время только 30 % населения Украины имеют доступ к интернету. То есть, они потенциально могут воспользоваться услугами электронного управления, — говорит директор программы «Библиомост» Международного фонда Билла и Мелинды Гейтс Матей Новак. — Дело в том, что КМИС проводит такие исследования с 2007 года, и за это время удалось зафиксировать, что рост прекратился именно на этой цифре. Причина — в недостаточном развитии инфраструктуры, а у населения не хватает средств. Думаю, что в ближайшие годы не следует ожидать улучшения, если правительство не предпримет определенные шаги.
Матей Новак представляет программу, которая недавно начала работать в Украине, — «Библиомост». Она рассчитана на четыре года, и в ее рамках компания Microsoft обязалась бесплатно передать публичным библиотекам Украины программное обеспечение на сумму 4,4 миллиона долларов. В идеале, библиотеки, которые примут участие в программе, должны превратиться в общественные центры, что само по себе поднимет их статус в обществе и возвратит важную миссию... Планируется, что до 2013 года около 1,6 тыс. библиотек будут оснащены компьютерами с доступом к интернету. Вообще «Библиомост» обещает подарить библиотекам более 5 тысяч компьютеров.
Специалисты напоминают, что в Украине — около 18 тысяч библиотек, поэтому работы — много. Сегодня же партнерами этой программы стали 270 библиотек. Кстати, основные запросы пользователей библиотек нынче такие: образование (29%), бизнес, работа и туризм (25%), здоровье (9%) и электронное самоуправление (4%).
— Сфера информационного общества, электронного управления должна была бы иметь компетенцию на уровне отдельного министерства. Ведь это национальный курс страны, который должен быть в каждом государстве. Сущность электронного управления в том, чтобы люди получили возможность влиять на формирование и принятие решений. Чтобы был построен диалог между властью и народом. По моему мнению, важную роль в этом сыграл фонд «Возрождение», который перестраивал тематику электронного управления с 2004 года. И то, что в Украине создали Национальный центр поддержки электронного управления и Концепцию развития электронного управления, — все это было создано при поддержке этого фонда. Думаю, что все это говорит и о готовности бизнеса принимать участие в этом электронном управлении, — сказала представительница бизнеса, эксперт в области электронного управления Олеся Архипская.
По словам председателя государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Владимира Семиноженко, план действий Концепции — уже готов и на одном из ближайших заседаний он будет утвержден. Сам чиновник уверен, что у страны «есть админресурс, есть технические возможности и на 90% успех информатизации зависит от политической воли». Также, по его информации, Украина в настоящее время по рейтингам ООН находится на 54 месте в мире.
Если коротко о Концепции, то в 2011—2012 гг. планируется создать единую информационную систему с реестром административных услуг и единый веб-портал, а также — социальные центры для обслуживания населения. На втором этапе — до 2014 года — планируется организовать предоставление услуг в электронной форме во всех сферах общественной жизни, а до 2015 года планируется создать единый веб-портал электронного управления как единственное место доступа ко всем видам электронных услуг для граждан, а также создать Национальный депозитарий электронных информационных ресурсов. На нынешнем же этапе пилотные проекты электронного управления реализовывались в Днепропетровской и Одесской областях.
Сама идея, вся концепция выглядят очень привлекательными. Как и то, что, по словам пана Семиноженко, на эти цели пойдут «сотни миллионов гривен». Казалось бы, раз — и сделал, но, к сожалению, мы научены горьким опытом, когда властью озвучиваются хорошие идеи, особенно, если на это выделяются средства. Надежду вселяет участие в программе общественных организаций, по крайней мере, они и генерируют идеи и отвечают за их выполнение. Что касается власти, то, по словам Олеси Архипской, «пока не будет прецедентов ответственности, мы будем искать средства и заново писать программы».