«Вам нужен город, для того, чтобы стать гражданами», — именно с этого высказывания начался киевский арт-хакатон под названием «Культурный код города». Термин «хакатон» пришел из сферы программного обеспечения и означает мероприятие, где IT-специалисты работают над решением определенных вопросов и разработкой новых проектов. Вместо этого арт-хакатон перебрал на себя социально-культурную функцию, когда в результате анализа действий и возможностей всех игроков города — из общественной, предпринимательской, художественной и управленческой сфер возникает модель креативного города. Другими словами, когда город становится не просто воплощением макета улиц и домов, а умным и комфортным пространством как для его жителей, так и для туристов. С этой целью на прошлых выходных собрались профессионалы и новички из сфер архитектуры, инженерии, искусства, медиа, социальных инициатив в культурном центре «Изоляция», где и проходил «Культурный код города».
ГОРОД-МАГНИТ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ТАЛАНТОВ
«Если мы говорим о креативном и умном городе, то здесь очень тесно переплетены интеллектуалосодержащие индустрии: креативные, зеленой энергетики, социальных инноваций и бизнес-аналитики. Такой город становится магнитом для сегодняшних талантов. И такие таланты существенно влияют на среду, в которой они работают и живут», — говорит в своем вступительном слове Ирина Соловей, президент общественной организации Garage Gang, сооснователь платформы социальных инноваций «Большая Идея».
Вся программа арт-хакатона базировалась на четырех ориентирах-вызовах: «Искусство и Технологии», «История и Инновации», «Культура и Данные» и «Игра и Город». Координатор программы «Код Города» Вита Базан так объясняет подбор именно этих направлений: «Мы выбрали эти вызовы, поскольку на их пересечении появляется представление об идеях, вокруг которых может возникать междисциплинарное и межсекторное взаимодействие в городе». Поэтому в первый, лекционный, день участники пытались отыскать и сформулировать «культурный код города», а во второй, практический, — занимались разработкой и питчингом (буквально «выставлять на продажу» — презентация проектов с целью нахождения инвесторов) культурных стратегий и проектов.
УЧАСТНИКИ АРТ-ХАКАТОН ДЕЛИЛИСЬ ИДЕЯМИ, КАК ПРЕВРАТИТЬ ГОРОД В МАГНИТ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ТАЛАНТОВ ИЗ ВСЕХ СФЕР — ИСКУССТВА, НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ, КУЛЬТУРЫ, ИСТОРИИ, АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ...
Все четыре лекционных блока так или иначе перекликались между собой. В первом об «Искусстве и Технологиях» лекторы медиа-художник Георгий Потопальский и архитектор Федор Бойцов говорили больше о прикладных сторонах вопроса — например, молодой создатель пикселизированной реальности Федор Бойцов представил свою собственную разработку сохранения культурного наследия Одессы, правда, лишь в виртуале, путем 3D-сканирования. Сегодня вопрос сохранения городов уже не лежит сугубо в плоскости обороноспособности (хотя ситуация на востоке Украины, к сожалению, покачнула эту тенденцию), но если мы говорим о мирных городах, то часто их разложение начинаются изнутри. Одна из проблем — рекламное засорение и бездумное уничтожение ландшафта города несуразными застройками. Архитектор Федор Бойцов соглашается — в будущем реклама имеет право на существование разве что в этом самом виртуальном пространстве, но реальность от нее должна быть очищена. Кстати, известный украинский литератор Тарас Прохасько в одном из своих эссе связывает засорение физическое с ментальным засорением в головах людей, мыслительным хаосом.
«КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ»
Что же может преодолеть этот хаос в мыслях? Например, осмысление истории, современными площадками донесения которой могут стать музеи. «Музей — это именно та территория, которая может провоцировать как интересные идеи, так и определенные исторические опыты, которые мы можем имплементировать в сегодняшнюю жизнь. Музеи хотят стать более доступными и видимыми для нас всех, но музей, с другой стороны, также ждет фидбека от общественности. Только в таком диалоге на равных могут создаваться интересные вещи», — считает Юлия Ваганова, заместитель директора Национального художественного музея Украины.
«ПИКСЕЛИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»
Одна из лекторов платформы «История и Инновация» арт-менеджер, сотрудник Украинского центра развития музейного дела София Рябчук также делает акцент на понятии «культура участия» в контексте посещения музеев, когда посетитель проходит путь от потребителя информации до участника. Американская исследовательница и музеевед Нина Саймон так характеризовала институт в духе культуры участия: «Это место, где посетители могут творить, обмениваться данными и общаться на темы, связанные с определенным контентом», где контент формирует сам музей. Сегодня нам как никогда нужен музей как территория обсуждения, осмысления болезненных точек общества, решения проблем (локальных и глобальных) и очерчивания путей развития. Историческое наследие не должно лежать «мертвым грузом», а город, который хочет успешно себя реализовать, не может оторваться от своих корней. Поэтому в настоящее время вопрос «культуры участия» как никогда актуален для украинского общества, и не только на уровне музеев, но и на уровне глобальных процессов градостроения в самых разнообразных сферах.
О «ДИЗАЙНЕ МЫШЛЕНИЯ»
А для того, чтобы не ошибиться в расчетах при градостроении, нам нужны данные о нем. Об этом в своей лекции говорил Николай Скиба, директор Агентства культурных стратегий, соучредитель платформы стратегических инициатив «Культура 2025». «Знаете ли вы, на каком этапе разработки проекта цена ошибки — самая высокая?», — спросил пан Скиба участников арт-хакатона. Кто-то ответил, что, наверное, на стадии завершения. На самом же деле наоборот, на начальной стадии, когда проект только начинает разрабатываться. По словам лектора, этого помогает избежать Design thinking — «дизайн мышления». Уже само название понятия — красноречиво. Кстати, мышления касалась в чем-то и лекция Ирины Соловей, которая отметила, что у современного человека все больше сокращается «время думания», и что мы должны резервировать его для себя. «Если мы хотим придумать проект для города — нужно мыслить в рамках страны, если для страны — в рамках целого мира», — говорит организатор арт-хакатона.
— Мы преодолели ситуацию «плохих граждан», когда они не развивались, а лишь более-менее поддерживались системой, которая уже не отвечает вызовам времени, — комментирует «Дню» Ирина Соловей. — Вместо этого мы получили условных «плохих мэров», которые все переводят на волонтерское движение. Сейчас перед нами стоит задача — привести это к системности нового образца. Появились новые игроки и влиятельные группы — теперь, кроме бизнеса и власти, это еще и граждане. Поэтому город, чтобы развиваться системно, должен избежать ситуации, когда стихийно развиваются лишь низовые группы, или когда грамотный управленец не считается с центрами самоорганизации. На ближайшие пять-десять лет стоит говорить об оптимальной стратегии, которая лежит на пересечении интересов общественности, предпринимателей и управленцев. Находить точки баланса не так просто — нужно постоянно находиться в фазе диалога. Если же говорить о культурном коде Киева, то он воплощается в концепции «Мудрый город». Отталкиваясь от идеи концентрации мудрости и перенося это на сегодняшнюю ситуацию, можно говорить о Киеве, который стал «плавильным цехом» для нового культурного кода страны в целом.
...По итогам работы в командах и питчинга идей менторы арт-хакатона определили трех победителей с лучшими городскими инициативами. Первое место, а соответственно и финансирование в размере 1300 долларов на воплощение идеи, получил проект «ВіЛЬнаХАта», который предложил заполнение контентом так называемых публичных пространств через такие пространственные структуры как парк, площадь и улица. Второе место получила инициатива #cityfacesmap ($500), а третье — #urbanavt ($200). Но основная ценность «Культурного кода города» была не в возможности выиграть финансирование, а в формировании людей с новым типом мышления и «культурой участия» в жизни собственного города.