В Министерстве образования и науки системно работают над упрощением учебных программ, чтобы дети, в конце концов, имели время не только на домашние задания, но и на детство. Сначала упростили программу для четвертого класса, а теперь работают над изменениями предметов с 5-го по 9-й классы. При министерстве действуют рабочие группы, которые до 1 апреля собирают и обобщают предложения специалистов и учителей-практиков, месяц дается на обсуждение с общественностью. И уже новый учебный год школьники должны начать по облегченным программам, с новыми учебниками и обновленными портфелями.
«День» обратился к учителям специализированной школы №130 им. Данте Алигьери с углубленным изучением английского и итальянского языков за разъяснениями — что бы они хотели изменить, чтоб их предметы стали более доступными и более интересными для учеников.
«ЧЕРНУЮ РАДУ» И «ТИГРОЛОВЫ» — ОТЛОЖИТЬ
Программу по украинской литературе учителя называют несколько нелогичной и недостаточно интересной. Древняя литература, летописи, которые изучаются девятиклассниками, почему-то не вызывают у них восторга. Убрать такие темы совсем — нельзя, а вот над другой подачей стоит подумать. «Есть перенасыщение теорией, нужно кое-что упростить, посмотреть на произведения, которые лучше воспринимаются детьми, кое-что поменять местами. Что касается литературы, то стоит задача — вызвать интерес у детей к чтению», — объясняет учитель украинского языка и литературы Елена Кутосенко. Ее коллега Майя Мельник считает, что если уж что-то и менять, то убрать из программы для 9-го класса «Черную Раду» Пантелеймона Кулиша, перенести произведение для старшей школы. Дети не воспринимают это произведение так, как следует, аргументирует педагог. То же касается «Тигроловов» Ивана Багряного, который вообще изучается дважды: в девятом классе, а потом еще раз в старших классах.
Что касается украинского языка, то все было бы хорошо, если бы не программа для пятого класса. В ней собраны все темы основной школы. Заместитель директора, филолог Наталья Кузьменко называет это «ужасным» миксом: «Дети не понимаю, о чем речь. Один урок об однородных членах предложения, другой — о вставных словах. Еще и лексика изучается, ее следует переставить в старшие классы, потому что это оперирование словами, а в пятом классе дети не понимают значений многих слов. Нельзя изучать в пятом классе и фразеологизмы, потому что дети не понимают их значения».
КАЖДЫЙ УРОК — НОВАЯ ТЕМА
Не все в порядке и с математикой. Учитель Людмила Коваленко рассказывает, что в шестом классе дети изучают комбинаторные задачи. Плюс — комбинаторика отдельно изучается в 11-м. «В девятых классах по геометрии введено десять уроков на тему «Основы стереометрии». Вообще куда бы ни пошли дети, в училища или дальше в старшую школу, программа начинается опять с основ стереометрии. Поэтому эти уроки в конце учебного года нецелесообразны. И что касается повторения материала, то на это дается несколько часов в конце года. Лучше было бы в конце первого семестра хотя бы пять уроков резервного времени на повторение всего, что изучалось. И в конце года — еще раз. Тогда остается что-то в памяти», — комментирует Людмила Коваленко.
Имеет математика тот же недостаток, что и украинский язык: каждый урок — это новая тема. И так почти по всем предметам. Интересно, на что рассчитывали разработчики этих программ?
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ: ВРЕМЕНИ МАЛО, РАБОТЫ МНОГО
Поскольку 130-я школа — специализированная, где дети изучают английский и итальянский языки, то предусмотренные Минобразования нагрузки по этим предметам учителя воспринимают нормально. Для тех, кто целенаправленно собирается изучать языки, это как раз нормальный темп и методика. Единственное, что новый стандарт образования изменил требования к конечным результатам, при этом работа та же, а времени на нее — меньше. «Чтобы разгрузить детей, следует увеличить количество лет учебы в средней школе или же пересмотреть требования к языковым компетенциям: что дети должны знать в конце года по монологическому и диалогическому общению, письму. Если сравнить программы, то раньше в конце пятого класса дети должны были выражать мысль не менее чем десятью предложениями, теперь — в пределах девяти предложений. Одно предложение плюс-минус — это не разгрузка», — считает учитель английского языка Татьяна Павлова и одновременно классный руководитель седьмого класса. О трудностях усвоения предметов часто слышит от своих учеников. И от родителей. Вспоминает, как на собраниях рассказывали, что прочитали параграф из учебника по природоведению, после которого есть контрольные вопросы, и не смогли на них ответить ни взрослые, ни дети. По мнению Татьяны Павловой, сейчас все свелось к принципу: «заучил, сдал, забыл».
БИОЛОГИЯ — ПЕРВЫЙ КУРС МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Но больше всего нареканий у учителей на естественные науки. Что химия, что физика, что биология — дремучий лес для школьников. Общую биологию для девятого класса сравнивают с программой для первого курса медицинского вуза. Девятиклассники учат генетику, цитологию, селекцию, и все — в сложной терминологии. Учитель биологии Надежда Гурина объясняет: такую программу должны были бы изучать два года в старшей школе. Вместив все в программу девятого класса, разработчики хотели дать детям общее представление о предмете, а вышло наоборот.
Непростая программа и для шестого класса. «Шестой класс изучает растения. Терминов насколько много, да еще и сложных, что дети не могут их воспринимать. Вот я смотрю материал об истории открытия клетки, здесь речь идет о таких ученых, которые не вспоминаются даже в 11-м классе. Что могут эти дети знать? Если раньше тему о классе двудольных я давала за пять уроков, то теперь за один урок», — говорит Надежда Гурина.
«МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ»
Нелегко нашим детям грызть гранит науки. Здесь на ум приходят альтернативные формы обучения, например, вальдорфская школа, где теория и практические знания дополняют друг друга. И успеваемость там значительно лучше. По словам директора школы Марины Пищалковской, есть еще дети-звезды, которым удается усвоить все, иметь хорошие оценки и хорошее качество знаний. Но таких «звезд» на всю школу наберется немного.
«Нужно снизить степень сложности и не пытаться дать всю старшую школу в девятом классе, который стал самым тяжелым. Математика-физика, алгебра-геометрия, английский-украинский языки, история-литература — между предметами должны быть логические связи, чего в настоящий момент нет. Если не упростить программу сейчас, мы потеряем много потенциально хороших детей, сильных, которые из-за недостаточной мотивации не могут доказать, что они могут это усвоить. Но не просто выбросить что-то из программы, а логично, чтобы одна тема следовала из другой. Мне кажется, разработчики программ не сотрудничают между собой, и эта связь между предметами теряется», — подводит итог Марина Пищалковская.