Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «прописка» нарушает права детей

Офис Уполномоченного Верховной Рады по правам человека получает все больше обращений, которые связаны с зависимостью получения государственных услуг от места регистрации
8 мая, 2019 - 11:01

В условиях децентрализации территориальные громады начали устанавливать льготы для жителей только своей территории, но в то же время они игнорируют права детей из других громад. Правозащитники связывают нарушение прав детей с действующим институтом регистрации местожительства и считают, что пора его реформировать.

Офис Уполномоченного Верховной Рады по правам человека получает все больше обращений, которые связаны с зависимостью получения государственных услуг от места регистрации. Они касаются, в частности, зачисления в очередь в дошкольные учебные заведения только тех детей, которые зарегистрированы на их территории, льгот на питание и транспортных услуг.

По словам представительницы омбудсмана по соблюдению прав ребенка и семьи Аксаны ФИЛИПИШИНОЙ, доходит даже до того, что громады требуют компенсации за пребывание в дошкольных заведениях детей из других громад и за автобус, который довозит их до детсадов и школ. 

Сопредседатель ВОО «Служба защиты детей» Людмила ВОЛЫНЕЦ согласна, что практика выталкивания детей из заведений, если те зарегистрированы за пределами территориальной громады, действительно существует.

«Если громада создала на своей территории специальное заведение для детей с задержкой развития, инвалидностью по причине слуха, то в большинстве случаев семье откажут. Ей скажут, что наша громада финансирует только наших детей. Это проблема не только «прописки», но и бюджетного законодательства, ведь когда проверка находит «чужих детей», то это признается как нарушение финансового законодательства», — объясняет Людмила Волынец.

В то же время она обеспокоена тем, что Министерство социальной политики продуцирует документы, которые социальную помощь привязывают к регистрации местожительства. Она называет такую тенденцию опасной, ведь если кризисные семьи или семьи, которые находятся в затрудненном положении, не зарегистрированы, то они не имеют права обратиться за социальной помощью.

ЭКОНОМИЯ НА ДЕТЯХ

Особенно остро с детскими садиками и школами вопрос стоит, в частности, в столице, ее городах-спутниках, Тернополе и Самборе (Львовщина). Народный депутат от БПП Ирина СУСЛОВА говорит, что в Боярке в первых классах может быть по 50 детей, в Буче дети учатся и в учительской, и в коридорах. Там из-за перегрузки есть свой список звонков для первого, второго и третьего классов. На Харьковском массиве Киева средняя наполненность школьных классов достигает 42 ученика при норме в 30 человек.

По словам заместителя министра образования и науки Вадима ТЕРЕНТИЯ, в Тернополе были судебные иски со стороны родителей, а в Киеве состоялись публичные дискуссии между городским головой и министром образования и науки Украины. Из-за этого позиция городской власти смягчилась, и она расширила перечень тех, кто имеет право пользоваться услугами дошкольных учебных заведений Киева. Но проблемы с принятием детей в такие заведения будут и в дальнейшем, убежден Вадим Терентий. Не находя надлежащего финансового ресурса, местные громады будут экономить на детях.

Чтобы в перспективе прекратить нарушение прав детей внутренних мигрантов, народные депутаты зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 9118. Этот документ предлагает механизм обязательного учета во время проектирования и строительства жилищных комплексов необходимого количества объектов общественного обслуживания социальной сферы.

На этапе получения заказчиком строительства исходных данных на проектирование уполномоченные органы градостроения и архитектуры в градостроительных условиях и ограничениях должны определиться с технико-экономическими показателями детских садиков, школ и больниц. Законопроект запрещает принимать в эксплуатацию объекты комплексной застройки, если предварительно не приняты в эксплуатацию объекты социальной сферы.

Ирина СУСЛОВА: Неудобства действующей системы места регистрации переживают на себе не только переселенцы, но и внутренние мигранты, которые приехали из одного города в другой. Граждане могут платить налоги, становиться физическим лицом-предпринимателем, могут регистрировать юридическое лицо, но не могут отдать ребенка в школу, если нет официально оформленного договора об аренде жилья и ряда документов, перечень которых определили приказы. В начале этого года очереди в киевские детские садики также были поставлены в зависимость от места регистрации ребенка. То есть если ребенок не зарегистрирован в Киеве, то его право на пребывание в детском садике ограничено

Ирина Суслова убеждена, что власть должна отказаться от предохранителей для детей, которые не позволяют им идти в школу не по регистрации местожительства, а вместо этого создавать условия, при которых государство может гарантировать выполнение своих конституционных обязательств.

«Вместо того, чтобы решать вопрос комплексно, обязав застройщиков развивать детские садики, школы, музыкальные школы, поликлиники, мы говорим об ограничении прав. Потому что так удобно, и — самое главное — ограничение прав детей не задевает бизнес-интересы застройщиков», — заметила Ирина Суслова.

«Неудобства действующей системы места регистрации переживают на себе не только переселенцы, но и внутренние мигранты, которые приехали из одного города в другой. Граждане могут платить налоги, становиться физическим лицом-предпринимателем, могут регистрировать юридическое лицо, но не могут отдать ребенка в школу, если нет официально оформленного договора об аренде жилья и ряда документов, перечень которых определили приказы. В начале этого года очереди в киевские детские садики также были поставлены в зависимость от места регистрации ребенка. То есть если ребенок не зарегистрирован в Киеве, то его право на пребывание в детском садике ограничено», — напомнила народный депутат.

ДЕТИ ИЗ ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Также институт регистрации местожительства для детей из временно оккупированных территорий создает барьеры в получении ID-карточки. На подконтрольной Украине территории им нужно получать справку внутренне перемещенного лица и доказывать служащим место фактического проживания.

«Получить паспорт гражданина Украины по соответствующему порядку Государственной миграционной службы можно только по месту регистрации. И не важно, что почти миллион из семи с половиной миллионов детей проживают не по месту регистрации», — объяснила Аксана Филипишина.

Среди прочих государственных услуг, которые привязаны к месту регистрации, — предоставление субсидии. Аксана Филипишина рассказала историю заявительницы, которая обратилась в офис омбудсмана. Женщина сообщила, что в квартире зарегистрированы четыре человека: сама заявительница, ее дочь, бывший зять и их ребенок. Семье отказали в субсидии из-за того, что бывший зять, который зарегистрирован в квартире, имеет задолженность по уплате алиментов тому же ребенку.

«Ребенок страдает дважды. Его семья не получает субсидию и алименты от отца, а саму семью вынуждают еще втягиваться в судебные процессы, чтобы снять бывшего зятя с регистрации», — возмущается Аксана Филипишина.

Эксперты также указывают, что в Украине до сих пор есть возможность злоупотреблений с ипотеками. Родители специально снимают детей с регистрации, берут кредит, а затем регистрируют несовершеннолетнего ребенка опять в жилье. Для регистрации несовершеннолетних документы о собственности не нужны. Достаточно только паспорта, где будет указано, что один из родителей прописан в жилье. В дальнейшем суды не могут снять несовершеннолетних с регистрации в этом помещении. 

СТЕРЕОТИПЫ О СОБСТВЕННОСТИ

Кроме того, из-за действующей системы регистрации местожительства арендодатели не хотят ни регистрировать ребенка в жилье, ни заключать договор аренды с его семьей.

«Владельцы недвижимости побаиваются, что они не смогут выселить семью с ребенком, которой они сдали в аренду жилье. Поэтому они не заключают с ней договор», — комментирует Аксана Филипишина.

В апреле партнерский консорциум из Центра прав человека ZMINA, Аналитического центра CEDOS и Украинского независимого центра политических исследований обнародовал результаты социологического исследования «Граждане Украины, которые живут не по месту регистрации: их количество и проблемы». Оно выявило стереотипы украинцев, которые связаны с регистрацией местожительства.

Так, к примеру, 95% опрошенных респондентов ответили, что не зарегистрировали бы арендаторов в своей собственности, поскольку побаиваются, что они могут завладеть жильем, если их там зарегистрировать. Эксперты отмечают, что это не отвечает действительности и законодательству. Еще один аргумент, который подтверждает миф о связи регистрации с правом собственности, — ответы самих арендаторов. 75% жителей городов заявили, что, хоть они проживают не по месту регистрации, они бы не хотели сниматься с зарегистрированного жилья.

 Адвокационный менеджер Центра прав человека ZMINA Алена Лунева убеждена, что даже если сегодня-завтра наработают идеальный законопроект, который учтет все аспекты государственного управления, количество тех, кто регистрирует местожительство, все равно будет низким.

«С людьми нужно уже сейчас коммуницировать, что регистрация местожительства в общей ситуации не связана с правом собственности. Что из возможности пользования жильем выплывает необходимость регистрации местожительства, а не наоборот: мол, если ты регистрируешься, то получишь беспрепятственный доступ к имуществу. Общественное восприятие необходимости регистрировать свое местожительство будет низким при любой законодательной инициативе, и это нужно учитывать, нарабатывая реформу», — убеждена правозащитница.

Также Алена Лунева считает важным обсудить проблемы, которые негативно влияют на реализацию прав и свобод граждан, и какие должны быть изменения, чтобы исправить недостатки.

«Сейчас в Верховной Раде есть несколько законопроектов, которые касаются разных аспектов системы регистрации местожительства, в частности законопроект № 8432, который поддержал комитет по правам человека и который позволит проводить регистрацию местожительства, в частности, детей на оккупированных территориях. Есть также законопроект № 3833, который касается регистрации местожительства бездомных. Базовый комитет всех таких законопроектов — Комитет Верховной Рады Украины по правам человека. Мы должны говорить о том, что может и должно быть изменено в профильном законе и других законах, которые регулируют разные сферы жизни человека, где регистрация местожительства сейчас является ограничительным фактором, чтобы люди могли полноценно воспользоваться своими правами и свободами», — отметила правозащитница.

Николай МИРНЫЙ, журналист Центра прав человека ZMINА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ