Как показал один из последних опросов общественного мнения, в восточной части страны люди по собственному желанию и возможностям все еще предпочитают быть «не выездными». В частности, по результатам опроса Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» и социологической службы Центра им. Разумкова, среди украинцев, хоть раз побывавших в странах Западной Европы, 33% проживают в западном регионе и меньше всего, 13 % — это жители востока. Ситуацию может изменить новая политика в перевозках, к примеру — расширение сети low-cost —перелетов. Тем более что подготовленный к Евро-2012, а после — пустующий аэропорт имени С.Прокофьева просто вынуждает руководство к активным незамедлительным действиям.
ДОНЕЦК И ДОРТМУНД СТАЛИ БЛИЖЕ
Изменения начали происходить, когда весной этого года в Донецк пришли первые low-cost-рейсы в Европу. Директор Международного аэропорта им. С. Прокофьева Алексей Дубревский отмечает, что сегодня ведутся переговоры с 20 авиакомпаниями (среди них есть и украинские), в том числе и с компаниями, которые специализируются на формате low-cost. «Интерес к бюджетным перевозкам велик, поэтому открытие двух low-cost-рейсов в этом смысле событие очень значимое. Со своей стороны мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы создать максимально комфортные условия для авиаперевозчика», — прокомментировал он. По данным аэропорта, за прошлый год его пассажиропоток увеличился на 14%.
Станислав Черногор из Краматорска был одним из первых, кто воспользовался возможностью low-cost и полетел в Кутаиси. «В целом — впечатления очень позитивные!» — рассказывает Станислав. Это его первый полет из Донецка, теперь собирается еще раз в Грузию — уже в октябре.
Вторым доступным для дончан городом стал Дортмунд, рейсы сюда открылись 6 июля. Для Донецка налаживание воздушного сообщения с Германией — знаковое событие. Город уже более 25 лет поддерживает отношения с Бохумом, одним из городов области Рура, в которую входит Дортмунд. В последнее время все больше совместных программ и направлений развивают как городские структуры, так и бизнес. Это имеет свои исторические, географические и экономические предпосылки. Маттиас КОХ, представитель генерального консульства Германии в Донецке, по этому поводу отметил: «Рур насчитывает около пяти миллионов жителей и является одной из наибольших агломераций Германии. За последнее время Рур как регион угольной промышленности и металлургии испытал значительные структурные изменения. Процесс трансформации позволил найти большое количество точек соприкосновения для сотрудничества с Донецким регионом. В частности, это темы экологии и энергоэффективности, водный менеджмент, тема индустриальной культуры и т.д. Поэтому я считаю, что это воздушное сообщение позволит в будущем сделать ближе не только Донецк и Дортмунд, но и такие значительные регионы, как Рур и Донбасс».
Кроме того, осенью открывается еще одно немецкое направление — в Мемминген. Также с осени стоит ждать увеличения количества рейсов в Кутаиси, а также открытия новых направлений: в Лондон, Рим, Милан.
РЕЙСЫ ЗА ГРАНИЦУ — БОЛЕЕ ДОСТУПНЫ. А ВИЗЫ?
Но только открытие новых рейсов не сможет изменить ситуацию. Еще одним важным пунктом является решение визового вопроса. Украина все еще остается вне Шенгенской зоны, и поэтому для поездки в Европу украинцам нужно заполнять необходимый перечень документов и проходить собеседование. Раньше дончане оформляли документы в Киеве, но с июня этого года по некоторым направлениям они могут это делать и в Донецке. Это значительно упростит процедуру получения виз в Германию, Швецию, Испанию, Литву, Данию, Бельгию и Нидерланды.
На открытии нового Немецкого визового центра генеральный консул ФРГ в Донецке Клаус ЦИЛЛИКЕНС отметил: «Визовый центр работает для людей, которые часто путешествуют в Европу. Это значит, что если у человека, к примеру, было уже две визы в течение последних двух лет в любую шенгенскую страну и одна долгосрочная виза — один год и больше, человек имеет право получить визу без собеседования в Киеве. Здесь можно отдать документы, их проверят, отправят в посольство в Киеве, которое рассматривает анкету без собеседования и отправляет назад паспорт с визой. Надеемся, что скоро мы будем говорить вообще о прекращении визового режима, но на данный момент открытие Центра — это уже очень хорошее решение».
Единственный минус пока — это организация работы Центра. К примеру, чтобы пройти собеседование, нужно вначале произвести онлайн-бронирование дня и времени, но когда вы придете в Центр, вас попросят взять талончик на электронную очередь, время в котором может не соответствовать забронированному вами. Своей очереди можно прождать и два часа. Ситуация изменится, когда система будет налажена и отработана.
БОРЬБА СО СТЕРЕОТИПАМИ
По словам Игоря ТОДОРОВА, профессора кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета, заместителя директора Научно-информационного центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества ДонНУ, главы Информационного центра Европейского Союза, наличие доступных рейсов в Европу сможет изменить отношение дончан к Европейскому Союзу в лучшую сторону. «Где-то полгода назад я с печалью констатировал факт неэффективной работы аэропорта. С начала апреля от нас ушли чешские и польские авиалинии, что воспринималось достаточно негативно. Но тот факт, что появились авиаперелеты формата low-cost в Европу, говорит о новых возможностях. Процент «путешественников» из Донецкой области, наверное, один из наименьших в Украине. И это порождает ненужные и неправильные стереотипы, в частности, у них складывается ложное представление о странах ЕС. Возможность полететь недорого в Европу даст шанс опровергнуть этот тезис. Конечно, для некоторых людей этой возможности как не было, так и не будет. Но молодые люди смогут больше путешествовать, получить европейское образование — этому способствует и большое количество тематических летних школ, курсов, программ обмена. И обратите внимание, что в ЕС большое внимание уделяется именно Донецкому региону как потенциально очень важному в процессе евроинтеграции», — отмечает И. Тодоров.
РЕБРЕНДИНГ ГОРОДА. КАКОВА РОЛЬ БЮДЖЕТНЫХ АВИАЛИНИЙ?
Кроме того, расширенная и удобная транспортная система может помочь и в ребрендинге и переориентации города. Об этом, в частности, говорил «Дню» Геннадий ЧИЖИКОВ, президент Национальной торгово-промышленной палаты, еще пребывая на посту главы ТПП в Донецке. «Меня поразил Шарлеруа, бывший шахтерский город в Бельгии, в котором закрылись практически все шахты. Сегодня этот город приобрел новое звучание благодаря совершенно неординарному решению — у них появился высококлассный аэропорт, который принимает low-cost. Вокруг аэропорта был построен технологический городок, где обосновались компании, которые занимаются новыми технологиями. Люди могут без труда добираться до места работы с других городов. Что же касается шахт, то некоторые из них превращены в музеи. Город прошел серьезную рекультивацию ценностей. Он стал более «живим», зеленым и современным. Плюс была улучшена коммуникация и связь с другими городами. И если раньше это был угольный город, то сейчас это крупный логистический и технологический центр. Стоит отметить, что подобное решение могло бы стать и для нас хорошим примером», — сказал он.
Таким образом, возможности для региона возрастают. Но здесь есть также одно «но», о котором не стоит забывать. Важно, чтобы нововведения в авиасообщениях также касались параллельно и других сфер, в частности экономической, политической и социальной.