Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как спасали речку Рось

Европейцы предлагают технологии, благодаря которым водоем сохранит способность самоочищаться
11 октября, 2010 - 20:02

Почему вода перестает течь из крана? Бывает, что причина в том, что она перестает течь в реке. Чтобы такого не случалось, Европейский Союз разработал Водную рамочную директиву, цель которой — вернуть реки к их естественному состоянию. А поскольку вода не знает границ и перетекает из ЕС в соседние страны и наоборот, объединенная Европа решила поделиться лучшими практиками с шестью странами-соседками в проекте «Управление водными ресурсами в западном секторе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии».

Речка Рось, в прошлом прозрачная и чистая, несколько лет назад напоминала загнивающий бульон. Водохранилища остановили течение реки, из-за чего Рось утратила способность самоочищаться. Здесь воцарились зеленые водоросли, которые высасывали из воды кислород и превратили ее в мертвую лужу. Экология стала угрожать здоровью человека.

Рось — средняя река Украины, которая берет свое начало в Винницкой области, протекает в Киевской, а в Черкасской впадает в Днепр. Летом, когда испаряется большое количество воды, течение реки приостанавливается. «В жаркий период можно было бы и потерпеть, — рассказывает глава бассейнового управления реки Рось Петр Бабий, — если бы города не продолжали забирать из реки воду и сливать назад в Рось неочищенные сточные воды».

По словам Петра Бабия, воду невозможно было очистить, водоросли забивали фильтры, а качество воды было ниже всех показателей. Когда же добавляли больше хлора, возникали токсичные соединения, похожие на диоксин, которые на всю жизнь оседали в человеческом организме. Ситуации на реке Рось все чаще перерастали в чрезвычайные. А когда села и города ниже Белой Церкви на три недели остались вообще без воды, в регионе всерьез забили тревогу.

Чтобы решить проблему, обратились в том числе и к европейскому опыту. Проект «Управление водными ресурсами в западном секторе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии» предложил интегральный подход, который реализовывался на протяжении 2008—2010 годов, его бюджет — 2,2 плюс 0,8 миллионов евро на оснащение. Речь идет об управлении не частями реки, которая разделена границами областей, а всем бассейном реки Рось. Теперь Петр Бабий работает в специально созданном бассейновом управлении и из Белой Церкви наблюдает за рекой от ее истока до устья.

Этот интегральный подход предложили использовать и в других пяти странах — участницах проекта. По словам руководителя команды европейских экспертов Стивена Уоррена, Украину, Беларусь, Молдову, Грузию, Армению и Азербайджан объединяет общее советское прошлое. Но за 20 лет независимости страны успели изменить законодательство и «разойтись» в разные юридические стороны. А водные артерии остались общими.

Например, воды реки Днестр делят Украина и Молдова. И даже если одна из стран очищает реку и понемногу возвращает ее к естественному состоянию, страна-соседка может продолжать сбрасывать отходы, а потребители с обоих берегов будут страдать от того, что Украина и Молдова имеют разные стандарты. Таким образом, проект предлагает странам изменяться вместе. К тому же эти задачи совпадают с целями Европейской водной рамочной директивы: не достигать количественных стандартов, а качественно возвращаться к естественному состоянию реки.

Еще одно ноу-хау европейской системы — это привлечение общественности к управлению водными ресурсами. Кроме бассейнового управления, проект помогает создавать бассейновые советы. Эксперт проекта Андрей Демиденко объясняет, что новый подход побуждает людей объединяться. «В бассейновом совете, — рассказывает он, — представлены все заинтересованные стороны: исполнительная власть, управляющая рекой, бизнесмены и руководители заводов, пользующиеся ее водами, экологические организации. Проблемы рек должны решать те, кто возле них живет, а не санитарно-эпидемиологическая станция, Министерство природы или чиновники из Брюсселя. А основное здесь — это сплоченность людей и нахождение консенсуса между заинтересованными сторонами», — уверен Андрей Демиденко.

Бассейновые советы уже созданы в большинстве крупных рек Украины, но воплощение интегрированного подхода пока на полпути. Петр Бабий считает, что бассейновый совет должен принимать политические и экономические решения, а пока он выполняет функцию лишь совещательного органа. Также он хотел бы, чтобы изменилась система финансирования рек: «Водопользователи и загрязнители платят налоги, которые идут в центр, то есть в Киев, а обратно в регион возвращается очень мало», — рассказывает Петр Бабий. — В Европе же цену на воду устанавливают на местах, деньги остаются в распоряжении бассейновых управлений, а используются они по решению бассейновых советов. Надеемся, что мы тоже это сделаем, но когда — неизвестно». Украине нужен закон, в котором бы прописывались финансовые механизмы, считает Петр Бабий, а также придерживаться принципа: кто больше загрязняет — тот больше платит.

Проект «Управление водными ресурсами в западном секторе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии» помогает разобраться в этом нелегком понятии «интегрированный подход». Украинская сторона прислушивается к советам и усваивает опыт западных соседей — как работать с общественностью, как принимать сбалансированные решения, хотя Петр Бабий признает, что прислушиваются не все, а переговоры иногда бывают очень сложными. А что касается конкретных результатов, то глава бассейнового управления доволен, что в бассейне реки Рось уже третий год нет чрезвычайных ситуаций. Петр Бабий надеется, что ситуация пойдет на улучшение, а река не утратит своей способности самоочищаться, потому что если в воду добавлять хлор, она становится мертвой.

Вообще, цель проекта «Управление водными ресурсами в западном секторе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии» — помочь уменьшить загрязнение, поддержать логичное и эффективное распределение таких водных ресурсов, как трансграничные реки. Проект стремится ввести и усилить «водное» законодательство, а также приблизить его к европейским стандартам. Страны — западные партнеры, а именно Беларусь, Молдова и Украина, равно как и Армения, Азербайджан и Грузия на Южном Кавказе, имеют общие воды и речные бассейны, из-за чего трансграничный подход — важная вещь.

Ирина ТУЗ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ